Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научная деятельности Аристотеля. Аристотелевское понимание сущности и места науки среди других форм духовности




Метод и методология. Классификация методов

Метод в самом широком смысле слова — «путь к чему-либо», способ социальной де­ятельности субъекта в любой ее форме, а не только в познава­тельной.

Понятие «методология»: система определенных правил, принципов и операций, при­меняемых в той или иной сфере деятельности (в науке, политике, искусстве и т.п.). Не только результат исследования, но и ведущий к нему путь должны быть истинными. Основная функция метода - внутренняя организация и регулирование про­цесса познания или практического преобразования объекта. Таким образом, метод сводится к совокупности определенных правил, приемов, спосо­бов, норм познания и действия. Он есть система предписаний, принципов, требований, которые ориентируют субъекта в ре­шении конкретной задачи, достижении определенного резуль­тата в данной сфере деятельности. Крайности: 1.Недооценивать или отвергать роль метода и методологических проблем («методологический негативизм») 2. Преувеличивать, абсолютизировать значение метода, пре­вращать его в некую «универсальную отмычку» ко всему и вся, в простой и доступный инструмент научного открытия («методологическая эйфория»).

Каждый метод субъективен и в том смысле, что его носителем является конкретный инди­вид, субъект, для которого, собственно говоря, данный метод и предназначен. Классификация методов и уровни методологии -Многообразие видов человеческой деятельности обусловливает многообразный спектр методов, которые могут быть классифицированы по самым разным основаниям (критери­ям), — качественные и количественные; формальные и содер­жательные; методы естественных и методы гуманитарных наук и т.п. В современной науке достаточно успешно «работает» многоуровневая концепция методологического знания. В этом плане все методы научного познания по степени общности и сфере действия могут быть разделены на следующие основные группы: диалектика; общенаучные методы (применяются везде); частнонаучные методы/ методики (узконаправленные). Сегодня популярен эксперимент.

 

10.1. Природа познавательного отношения: субъект и объект познания

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание - объективная реальность, данная в сознании человека.

Познание - процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Это такое взаимодействие объекта и субъекта, результатом которого является новое знание о мире.

В попытке ответить на него можно обозначить три основные линии: оптимизм, скептицизм и агностицизм (недоступный познанию). Суть кантовского агностицизма, как принято считать, состоит в следующем: то, чем вещь является для нас (феномен), и то, что она представляет сама по себе (ноумен), принципиально различны. Но и великий Аристотель заметил: "Кто ясно хочет познавать, тот должен прежде основательно сомневаться".

Характерные черты познания: сущностное отношение к миру; творческий процесс; способности мысленного преобразования мира.

В основе всех материалистических теорий познания лежит положение о том, что познание - это отражение внешнего мира в голове человека, воспроизведение изучаемого объекта таким, каков он есть вне человеческого сознания.

Так, например, материализм XVII-XIX вв. (Бэкон, Гоббс, Локк, Гольбах, Спиноза, Фейербах, Чернышевский и др.) - характерны с озерцательность (познание- пассивные акт восприятия), метафизичность (неспособность познать мир и его отражение в сознании как процесс) и механистичность (стремление все явления объяснить только на основе законов классической механики).

Кроме того, общая теория познания не может ориентироваться только на естественнонаучную модель познавательной деятельности, и не должна "оставлять за бортом" огромный массив "инонаучного" - магию, мистику, эзотерику, астрологию и т.п.

При изучении личности познающего субъекта теория познания опирается на данные психологии, физиологии, нейрофизиологии, медицины. В конце XIX - начале XX в. начался переход к новому типу рациональности, который исходил из того, что познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него.

Познание предполагает раздвоенность мира на объект и субъект. Человек обязан всегда считаться с реальностью, с данными ему объективными обстоятельствами и законами.

Мир существует для нас лишь в аспекте его данности познающему субъекту. Понятия "субъект" и "объект" соотносительны.

Субъект представляет собой сложную иерархию, фундаментом которой является все социальное целое. В конечном счете высший производитель знания и мудрости - все человечество. В его историческом развитии выделяются менее крупные общности, в качестве которых выступают отдельные народы. Каждый народ, производя нормы, идеи и ценности, фиксируемые в его культуре, выступает также как особый субъект познавательной деятельности. Если же субъектом познания является научное сообщество, то тут свои особенности: межличностные отношения, зависимости, противоречия, а также общие цели, единство воли и действий и т.п. Но часто под субъектом познания все-таки имеют в виду некий безличностный логический сгусток интеллектуальной активности. Научное познание предполагает не только сознательное отношение субъекта к объекту, но и к самому себе, к своей деятельности, т.е. осознание условий, приемов, норм и методов исследовательской активности, учет традиций и т.д.

Субъект не существует без объекта, а объект - без субъекта. В современной гносеологии принято различать объект и предмет познания.

Под объектом познания имеют в виду реальные фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет познания - это конкретные аспекты, на которые направлено острие ищущей мысли.

В силу этого взаимодействие субъекта и объекта в социальном познании особо усложняется: тут объект есть одновременно субъект исторического творчества. В социальном познании все вращается в сфере человеческого: объект - сами люди и результаты их деятельности, субъект познания - также люди. Процесс познания невозможен без свидетельств очевидцев, документов, опросов, анкет, созданных людьми орудий труда и памятников культуры. Все это накладывает определенный отпечаток на социальное познание, образуя его специфику.

Аристотель родился в г. Стагире во Фракии в 384 г. до н. э. Его отец был придворным врачом македонского царя. Пишет прозой, создал этику, разработал основы логики, описывал класс растений и животных. Ему принадлежит первая систематизация научного знания. В 17 лет Аристотель уезжает в Афины, поступает в платоновскую Академи ю, становится учеником Платона. В Академии пробыл 20 лет (после ее окончания преподавал в ней). Смерть Платона заставила его покинуть Афины. Вернувшись в Афины, основывает школу Ликей. Сама школа стала известной как «перипатетическая», а ее ученики — как «перипатетики» («прогуливающиеся философы»). Аристотель был крупнейшим в Древней Греции ученым-энциклопедистом. Им создано значительное число трактатов, причем часть из них — в записях его учеников. Философия у Аристотеля подразделялась им на философию теоретическую (умозрительную)- метафизика, натурфилософия, математика); практическую (этика, экономика, политика), связанную с общением людей, и изобразительную (поэтика, риторика, искусство). Сущность постоянна в вещи, выражается в ее свойствах. Она есть также отношение, причем множество подобных вещей.

Важное место в мировоззрении Аристотеля отводилось представлениям о форме и материи. «Форма» очень близка к «сущности». Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное». Они друг без друга не существуют. Человек, например, создает медный шар, но меди без определенной формы нет, как нет и шара вообще. Процесс превращения потенциального в актуальное, обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение.

В трактовке формы и материи Аристотель уже касался вопроса о причинах вещей. Он полагает, что есть «причина причин», «форма форм». Это Космический Ум, или Нус, Бог. Он не творит природу и не вникает в частности. Этот Бог не существует за пределами нашего мира, как, к примеру, мир идей у Платона. Бог — в самом мире как план, проект Космоса, как Перводвигатель, хотя сам он и неподвижен. Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Для достижения своих целей отдельный человек должен объединяться с другими людьми. Человек, говорил Аристотель, есть политическое животное. В годы своего пребывания в Ликее Аристотель много внимания уделял наряду с собственно философскими проблемами вопросам государственного устройства. Имеются монархия, аристократия и полития (республика) — это «правильные» формы правления — и тирания, олигархия и демократия — «неправильные». По второму признаку Аристотель выделяет в качестве «правильных» такие государства, при которых власть имущие имеют в виду общую пользу, и «неправильные», где имеется в виду только собственная польза. Аристотель разработал концепцию «лучшего государства». В отличие от платоновского «идеального государства» в проекте Аристотеля обосновывается положение о преимуществе частной собственности. Государство – естественное природное образование. Вне государства могут жить только Боги и звери. Аристотель считал естественным рабовладение; по его мнению, «одни по природе рабы, а другие по природе свободны»; в политическом устройстве Аристотель различал три части: законодательную, административную и судебную.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1287; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.