Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Генезис научного познания




Научные методы эмпирического исследования

В структуре научного знания различают эмпиричемкий и теоретический уровни исследования. Эмпирическое познание предполагает чувственный контакт с предметами, признание ведущей роли опыта. Основателем методологии эмпиризма является Ф.Бэкон, считавший индукцию важнейшим исследовательским методом. К эмпирическому уровню относят наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение.

Наблюдение – целенаправленное восприятие свойств обьекта при помощи органов чувств. Иногда наблюдение за изучаемым обьектом требует специальных приборов. Наблюдение направлено на обьективное отражение действительности.

Сравнение – выявление сходства и различия обьектов, основанное на данных наблюдения и служащее базой для классификации обьектов. Сравнение приводит к выводу об исходном многообразии мира.

Эксперимент – это искусственное целенаправленное создание условий научного поиска с целью изучить свойства обьекта. Важную роль в эксперименте играет специальная аппаратура. Эксперимент состоит из приготовительной, рабочей и регистрирующей частей.

Факт – фрагмент реальности и достоверное знание об обьекте. Накопление фактов является базисом научно- исследовательской деятельности. В научной методологии общепризнанным является требование опариться на факты.

 

Суть проблемы генезиса научного познания предстает как проб­лема предпосылок возникновения собственно научного способа исследования, но решающим фактором в этом случае выступали противостоящие друг другу интеграционные и дезинтеграционные процессы.

Генезис знаний по мироустройствам протекал следующим обра­зом. I мироустройство - созерцательное восприятие знаний, II - ос­мысление и накопление знаний, III - переосмысление знаний и диа­лектический метод их получения и отбора, IV - религиозное осмысление знаний, V - целостно-научное осмысление знаний, в VI (предположительно), синтез знания и ценностей.

В I мироустройстве знания вырабатывались исключительно ог­раниченным кругом лиц, вождями племен, главами семей, родов и зарождающейся кастой жрецов. Мнение правителя или жреца не могло быть подвергнуто какому-либо сомнению.

Но уже во II мироустройстве началась дезинтеграция этого пра­ва, ряды жрецов стали пополняться не только на основе права нас­ледования, но и лицами, проявившими особые знания или умение. В государствах этого периода начался мощнейший процесс политинтеграции: язык из средства внутриродового общения превра­тился в средство внутригосударственного общения; были изобретены разные формы пись­менности, определена, с достаточной точностью продолжитель­ность года и составлен календарь, что позволило предсказывать затмения солнца и луны. Древние индусы определяли два вида знаний - “низшее” и “высшее”.

В III мироустройстве наука развивалась на основе уже разрабо­танных традиций II мироустройства, когда она перестала быть исключительной прерогативой жрецов. Именно эта дезинтегрированность породила множество образцов различного построения знаний о существующих типах объектов и способах их осмысле­ния. III мироустройство дало первые образцы научных теорий, обосновывавших поиск единого основания (первоначал и причин) разными методами, выведения из него различных следствий. Была составлена географическая карта, как проявление идеи бесконеч­ности.
В переходный период от III к IV мироустройству идет борьба между верой и знанием, между зарождающимися монотеистичес­кими религиями и научными знаниями. Эта борьба шла между язычеством и монотеизмом, в которой, в отличие от предыдущей эпохи, тон задавал монотеизм.

В IV мироустройстве процесс развития знаний иногда выглядит резко заторможенным из-за борьбы между религиями, верой и знанием, религиозным и тем, что позже назовут этно-национальным сознанием, между отдельными государствами и ре­лигиозной империей, между светской и религиозной концепцией образования и т.д.

Усилиями нескольких поколений естествоиспытателей в V ми­роустройстве происходит невиданный до тех пор процесс система­тизации научных знаний, накопленных в течение всех предшест­вующих мироустройств. Огромный массив научных знаний, классифицированный в процессе систематизации, дает возмож­ность более многообразного осмысления информации, позволяет изучать предметные связи, анализировать изменения объектов. В итоге, научный эксперимент становится формой практики. В раз­ных областях естествознания все чаще используется четкий анали­тический системный метод, пионером применения которого ока­зался Рене Декарт. Таким образом, ключом развития науки V ми­роустройства явились такие методы интеграции, как “системати­зация знаний” и “метод анализа”.
Знания являлись одним из ведущих политинтегратов человечес­кого общества на протяжении всех мироустройств. И в политичес­ком, и в научном развитии осознание нарушения интегративной функции составляет предпосылку поиска новых интегратитвных ценостей и смену мироустройств. Смена мироустройств начинает­ся, как раз таки с осознания того, что существующие парадигмы знания перестали адекватно отражать проблемы, поставленные средой, которую они же создали.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1664; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.