Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ФОРМУЛА РИСКА




Производственные риски. Управление риском.

Производственный риск — это вероятность убытков или дополнительных издержек, связанных со сбоями или остановкой производственных процессов, нарушением технологии выполнения операций, низким качеством сырья или работы персонала и т.д.

 

К основным причинам производственного риска относят:

 

· снижение намеченных объемов производства и реализации продукции вследствие снижения производительности труда, простоя оборудования, потерь рабочего времени, отсутствия необходимого количества исходных материалов, повышенного процента брака производимой продукции;

· снижение цен, по которым планировалось реализовать продукцию (услугу), в связи с ее недостаточным качеством, неблагоприятным изменением рыночной конъюнктуры, падением спроса;

· увеличение расхода материальных затрат из-за перерасхода материалов, сырья, топлива, энергии, а также за счет увеличения транспортных расходов, торговых издержек, накладных и других дополнительных расходов;

· рост фонда оплаты труда за счет превышения намеченной численности либо выплат более высокого, чем запланировано, уровня заработной платы отдельным сотрудникам;

· увеличение налоговых платежей и других отчислений предприятия;

· низкая дисциплина поставок, перебои с топливом и электроэнергией.

·

Производственные риски делят на следующие виды:

 

Ø неисполнения хозяйственных договоров;

Ø изменения конъюнктуры рынка;

Ø усиления конкуренции;

Ø возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;

Ø потери имущества предприятия;

Ø не востребованности произведенной продукции;

Ø форс-мажорные риски.

 

Количественной характеристика опасности является РИСК.

Риск безразмерная величина.

R=n/N

Где

R - Количественная характеристика опасности, определяется за год.

n – Число случаев реального проявления опасностей

N– Число возможных случаев опасности

 

(n <<N)

Пример:

В государстве «А» имеется 70 млн. работников, 7000 чел в течении года гибнет на производстве.

Рассчитать риск.

N=7*10 работ.

n=7*10 работ.

R=?

Решение:

3 7 -4

R=n/N =7*10 / 7*10= 1*10* 100= 0.01%

Вывод: Один из 10000 работ. Погибнет.

 

 

Вид риска Объект риска Источник риска Нежелательное событие
Индивидуальный риск Человек Условия жизнедеятельности человека (внутренняя среда организма человека), привычки, социальная экология, профессиональная деятельность человека, транспортные сообщения, природная среда Заболевания, травмы, инвалидность, смерть
Технический риск Технические системы и объекты Нарушение правил эксплуатации технических систем и объектов, техническое несовершенство Взрыв, пожар, катастрофа
Экологический риск Экологические системы Антропогенное вмешательство в природную среду, техногенные ЧС Антропогенные экологические катастрофы, стихийные бедствия
Социальный риск Социальные группы Снижение качества жизни Гибель людей, заболевание, рост смертности
Экономический риск Материальные ресурсы Повышенная опасность производства Увеличение затрат на безопасность, ущерб от недостатка защищенности

 

 

Приемлемый риск — сочетает в себе технический, экономический, социальный, политический риски, представляет собой некоторый компромисс между уровнем безопасности и экономическими возможностями ее достижения при снижении индивидуального технического и экологического риска, необходимо оценить каким в результате окажется социальный риск.

 

 

20. Взаимосвязь «человек-машина», напряженность трудового процесса, интеллектуальные нагрузки. Рабочая поза. Гигиенические требования к персональным компьютерам.

СИСТЕМА «ЧЕЛОВЕК—МАШИНА» (СЧМ) — система, состоящая из человека-оператора (группы операторов) и машины, посредством которой он осуществляет (они осуществляют) трудовую деятельность. Машиной в СЧМ называют совокупность технических средств, используемых человеком в своей деятельности.

На практике применяются различные типы СЧМ. Их классификация может вестись по четырем группам признаков:

1) по целевому назначению выделяют следующие классы СЧМ: управляющие, обслуживающие, обучающие, информационные, исследовательские;

2) по числу операторов различают моносистемы (с одним оператором) и полисистемы (с двумя и более операторами), последние могут быть паритетными и иерархическими;

3) по типу и структуре машинного компонента СЧМ могут быть инструментальными, простыми, сложными и системотехническими комплексами;

4) по типу взаимодействия человека и машины рассматривают системы непрерывного (напр., система «водитель—автомобиль») и эпизодического (напр., система «оператор— ЭВМ») взаимодействия; при этом взаимодействие может носить как регулярный, так и стохастический характер. Несмотря на большое разнообразие СЧМ, все они имеют ряд общих черт и особенностей. Эти системы благодаря наличию в них человека, играющего активную и сознательную роль, способного планировать свои действия, принимать правильные решения и реализовывать их в соответствии с возникшими обстоятельствами, являются:

1) сложными и динамичными, т. е. состоящими из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различной природы и характеризующихся изменением во времени состава, структуры и (или) взаимосвязей;

2) целеустремленными, т. е. продолжающими преследовать одну и ту же поставленную цель при изменении внешних условий;

3) адаптивными, т. е. приспосабливающимися к изменяющимся условиям работы и изменяющими режим функционирования в соответствии с новыми условиями;

4) самоорганизующимися (в частном случае— саморегулирующимися; см. Саморегуляция), т. е. способными к уменьшению энтропии (неопределенности) после выхода их из устойчивого состояния под действием различного рода возмущений. От уровня автоматизации и назначения СЧМ во многом зависит характер деятельности оператора. В СЧМ начального уровня автоматизации деятельность оператора более всего связана с реализацией функции регулирования. Oneративное управление осуществляется относительно редко при необходимости изменения режима работы. Сложность деятельности оператора определяется не логической трудностью принятия решения, а в основном быстротой обнаружения сигналов и реагирования на них. В СЧМ среднего уровня автоматизации большая часть функций регулирования передается автоматом. Деятельность оператора оказывается связанной, прежде всего, с осуществлением функций контроля и оперативного управления. Возрастают логическая сложность деятельности и информационная загрузка оператора. Требуется более высокое образование и специальная подготовка операторов по сравнению с СЧМ начального уровня. В СЧМ высшего уровня автоматизации (комплексная автоматизация) все функции управления в нормальных условиях осуществляет ЭВМ. Оператор, находясь в состоянии оперативного покоя, осуществляет функции контроля и включается в работу лишь при отклонении управляемого процесса от нормы. Такой характер работы предъявляет повышенные требования к специальной подготовке и профессиональной пригодности оператора. Являясь в соответствии с принятой классификацией (см. Система) реальной, а не абстрактной- системой, СЧМ выступает в таком качестве объектом изучения инженерной психологии, и к ней применимы основные положения системного подхода. Поэтому функционирование техники и деятельность оператора, который использует эту технику в процессе труда, должны рассматриваться во взаимосвязи, как единое целое. Отступление от этого принципа является нарушением системного подхода и приводит к снижению эффективности СЧМ. Однако такой подход к рассмотрению и изучению СЧМ требует обязательного учета специфических особенностей функционирования техники и деятельности оператора.

Напряженность труда - это повышенная нагрузка на органы чувств и эмоциональная нагрузка.

Классификация напряженности труда:

· Оптимальная

· Допустимая

· Напряженная à Степень вредности ( первая, вторая, третья)

 

Все факторы (показатели) напряженности трудового процесса имеют качественную или количественную выраженность и сгруппированы по видам нагрузок:

- нагрузки интеллектуального характера;

- сенсорные нагрузки;

- эмоциональные нагрузки;

- степень монотонности нагрузок;

- режим работы.

 

 

Нагрузки интеллектуального характера

 

Нагрузки интеллектуального характера характеризуются следующими показателями:

- содержание работы;

- восприятие сигналов (информации) и их оценка;

- распределение функций по степени сложности задания;

- характер выполняемой работы.

 

Содержание работы

Показатель "содержание работы" указывает на степень сложности выполнения работником рабочего задания.

Содержание работы может быть оптимальным по напряжённости, когда отсутствует необходимость принятия решений при выполнении простых задач, но содержание работы может быть и вредным и напряжённым трудом 2 степени, если это деятельность эвристическая (творческая), с решением сложных заданий при отсутствии готового алгоритма действий или при осуществлении единоличного руководства в сложных ситуациях. Поэтому класс условий труда по содержанию работы, может быть отнесён в 4-м классам:

- оптимальный (напряжённость труда легкой степени) - 1 класс (отсутствует необходимость принятия решений);

- допустимый (напряжённость труда средней степени) - 2 класс (решение простых задач по инструкции);

- вредный (напряжённый труд) 1 степени - 3.1 класс (решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам или серии инструкций);

- вредный (напряжённый труд) 2 степени - 3.2 класс (эвристическая, творческая деятельность, единоличное руководство в сложных ситуациях).

Простая и сложная задача

Различия между классами допустимый (напряжённость труда средней степени) и вредный напряжённый труд 1 степени по содержанию работы сводятся к двум пунктам: это решение простых задач по инструкции или решение сложных задач с выбором по известным алгоритмам или серии инструкций.

 

Существуют характерные признаки простых и сложных задач:

 

1. Простые задачи в отличие от задач сложных не требуют рассуждений;

2. Простые задачи имеют ясно сформулированную чёткую цель, а не цель, сформулированную только в общем, например, руководство работой бригады;

3. Простые задачи не требуют построения внутренних представлений о внешних событиях;

4. При выполнении простой задачи её решение содержится в инструкции и её решение нет необходимость планировать;

5. Простая задача может включать несколько подзадач, не связанных между собой или связанных только последовательностью действий, а информация, полученная при решении подзадачи, не анализируется и не используется при решении другой подзадачи. Сложная задача всегда включает решение связанных логически подзадач, а информация, полученная при решении каждой подзадачи, анализируется и учитывается при решении следующей подзадачи;

6. Последовательность действий при выполнении простой задачи известна, либо она не имеет значения, как при выполнении сложной задачи, когда последовательность действий выбирается исполнителем и имеет значение для решения задачи в целом.

 

Пример простой и сложной задачи. В задачу лаборанта входят подзадачи: отбор проб, приготовление реактивов, обработка проб и количественная оценка содержания веществ в пробе. Каждая подзадача имеет четкие инструкции, ясно сформулированные цели и предопределенный конечный результат с известной последовательностью действий, т.е. по указанным выше признакам лаборант решает простые задачи.

Работа инженера-химика носит совершенно иной характер. Вначале он должен определить качественный состав пробы, используя иногда сложные методы качественного анализа (планирование задачи, выбор последовательности действий и анализ результатов подзадачи), затем разработать модель выполнения работ для лаборантов, используя информацию, полученную при решении предыдущей подзадачи. Затем, на основе всей полученной информации, инженер проводит окончательную оценку результатов, т.е. задача может быть решена только с помощью алгоритма как логической совокупности правил - это уже сложная задача.





Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 5213; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


studopedia.su - Студопедия (2013 - 2023) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.002 сек.