Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Привлечение населения к проведению аварийно-спасательных работ. Опыт проведения аварийно-спасательных работ на Спитакском землетрясении. 2 страница




Загородная зона республики согласно планам позволяла разместить всех эвакуируемых, однако емкость ее не была своевременно оценена и значительная часть эвакуируемых была направлена за пределы республики, что в значительной мере затруднило сам процесс эвакуации, а в будущем имело весьма неблагоприятные социальные последствия.

Массовая эвакуация за пределы республики была начата 11 декабря и велась нарастающим темпом. Персональная регистрация отъезжающих при формировании эшелонов не была налажена, что крайне затруднило впос-ледствии поиск родственников и близких. Десятки тысяч людей оказались разлученными, семьи были разобщены, длительное время не могли найти дpyг друга. Понадобилось организовать специальные информационные службы "Надежда" и "Поиск", чтобы помочь людям найти друг друга, восстановить семьи и вместе продержаться в экстремальных условиях.

Социальные последствия эвакуации, как показывают исследования социологов, весьма отрицательно сказались на той обстановке, которая сложилась в пострадавших районах, особенно в связи со срывом планов восстановления региона. Об этих последствиях можно судить по изменениям численности населения согласно переписи до и после землетрясения в пострадавших городах, данные о которых представлены в табл. 2.

 

Таблица 2

Население пострадавших городов Армении до и после землетрясения

 

Города На 1-е января 1988 г., тыс. чел. На 1-е января 1989 г., тыс. чел.

Ленинакан 230,6 121,0

Кивовакан 170,9 74,2

Спитак 18,5 3,5

 

Жизнеобеспечение пострадавшего населения наряду с проведением аварийно-спасательных работ и массовой эвакуации жителей было важнейшей и ответственнейшей задачей по преодолению последствий землетрясения. Оно охватывало целый комплекс мероприятий, направленных на поддержание жизнеспособности населения, оказавшегося в критической ситуации в результате тотального разрушения условий существования: обеспечение жилищем потерявших кров, организация снабжения пострадавших городов и сел продовольствием и другими материальными средствами, восстановление электро-, газо- и водоснабжения, канализации и др.

Размещение полумиллиона жителей, оказавшихся на улице в условиях зимы, требовало срочного и энергичного решения проблемы временного жилья. Ситуация обострилась не только в связи с массовым разрушением жилого фонда, но и с невозможностью использования оставшихся жилых домов из-за опасности их разрушения при повторных толчках. В некоторых случаях эти опасения были напрасны, но психологический барьер жителей преодолеть не удалось.

Для решения этой задачи были организованы специальные оперативные группы, занимающиеся поставками и устройством временного жилья. До 23 декабря в зону бедствия было доставлено 52 тыс. палаток различного типа и 3 тыс. юрт. Одновременно было поставлено 5 тыс. вагонов-домов, сборных жилых домиков общей площадью 80 тыс. кв. м.

Большую помощь в обеспечении временным жильем оставшихся в зоне бедствия жителей оказали армейские части и части гражданской обороны. Использование военных резервов позволило срочно обеспечить временное размещение жителей уже в ходе ведения спасательных работ на начальном этапе. С военных складов были оперативно доставлены 30 тыс. войсковых палаток, из них более 9,5 тыс. были установлены силами войск. Разгрузка, перевозка и установка домиков также велись с активным привлечением войск.

Оказание материальной и финансовой помощи пострадавшим с первых дней ликвидации последствий приобретало весьма важное не только социальное, но и политическое значение. На специальные счета Госбанка СССР и Внешэкономбанка с первых дней стали поступать денежные средства от пожертвований различных организаций и частных лиц. По данным на конец 1989 года сумма поступлений составила примерно 1,5 млрд. рублей и около 23 млн. инвалютных рублей. Выплаты населению были начаты с 25 декабря и в дальнейшем велись с нарастающим темпом, но вполне понятно, что распределение этой помощи на принципах справедливости в условиях бедствия представляло собой трудно выполнимую задачу. Опыта и социальных механизмов для реализации материальной и финансовой помощи в кризисной ситуации в республике не было. Кроме того, в ходе ликвидации последствий не удалось создать четкой системы распределения продуктов, товаров и денежных средств, а ведь реализация помощи - одна из важнейших функций и задач социального управления в условиях чрезвычайной ситуации. Это тоже один из уроков Спитакского землетрясения, затрагивающий жизненные интересы пострадавшего населения в зоне бедствия.

Значительная часть продовольствия и промышленных товаров была направлена в Армению безвозмездно. Только в течение декабря в пострадавшие от землетрясения районы было направлено продовольственных товаров на сумму 15 млн. рублей, промышленных товаров широкого потребления на сумму 32 млн. рублей, в том числе из-за рубежа на сумму более 9 млн. рублей. Однако правильно распорядиться полученными в порядке помощи ресурсами, довести продукты и предметы первой необходимости до наиболее остро нуждающихся удавалось не всегда.

В режиме распределительного снабжения в зоне бедствия были развернуты 104 подвижных пункта питания, 86 подвижных пунктов продовольственного снабжения, 72 подвижных пункта вещевого снабжения.

В первые дни питание жителей пострадавших городов осуществлялось сухими пайками в виде продовольственных наборов. Снабжение хлебом было налажено с хлебозаводов Еревана и других районов, где выпечка хлеба была значительно увеличена. Кроме того, использовались войсковые отделения хлебопечения, развернутые непосредственно в зоне бедствия. С 10 декабря было налажено двухразовое горячее питание, для чего были развернуты походные кухни с необходимым оборудованием.

Значительная помощь в организации питания населения была оказана войсками. В зоне бедствия были организованы 87 пунктов для двухразового горячего питания на 37 тыс. человек, развернуты 11 отделений хлебопечения. С армейских складов было выдано 75 тыс. сухих пайков.

Для обеспечения пострадавшего населения в условиях зимы срочно требовались теплая одежда, обувь, одеяла, подушки, матрацы, раскладные кровати, свечи, фонари, лампы, спички, посуда, мыло, моющие средства и т.п. Их поставка и распределение осуществлялись через пункты вещевого снабжения. Товары, поступавшие из-за рубежа и других районов страны, распределялись комиссиями органов местной власти на местах. Однако в организации этого распределения были существенные издержки, допускались случаи хищения, злоупотреблений, спекуляции и т.п. Это в большинстве случаев также было следствием неподготовленности соответствующих органов и служб к решению подобного рода задач в экстремальных условиях бедствия.

Для коммунального обслуживания жителей экстренно принимались необходимые меры. Учитывая возможность массовых обморожений, в первые дни для обогрева пострадавших использовались костры. Затем, начиная с 10 декабря, в зону бедствия стали поступать обогревательные печи. Первая партия в количестве 5 тыс. печей была доставлена со складов Ереванского гарнизона. К окончанию спасательных работ в зоне бедствия насчитывалось уже более 30 тыс. печей.

Водоснабжение жителей в первые дни осуществлялось подвозом воды. В Ленинакане для этих целей было задействовано 57 единиц специальной техники, обслуживавших 25 точек раздачи воды. К концу спасательных работ после частичного восстановления водопроводных сетей было устроено 30 водоразборных кранов общего пользования. Аналогично решался вопрос водоснабжения и в других городах. Был резко ужесточен контроль качества воды, увеличено количество постов для проведения анализа воды, который осуществлялся через каждые 2 часа.

Войсками в Ленинакане и Спитаке были развернуты прачечный отряд и 4 банно-прачечных поезда. Активно велись работы по восстановлению бань, прачечных, парикмахерских и других учреждений бытового обслуживания.

Медицинское обеспечение населения осуществлялось в пунктах и госпиталях, развернутых в зоне бедствия в ходе спасательных работ.

В целом система жизнеобеспечения населения в зоне бедствия, несмотря на недостатки, просчеты и упущения, обеспечила в кризисной ситуации поддержание жизнедеятельности жителей и способствовала активному преодолению последствий землетрясения.

 

Аварийно-восстановительные работы в зоне бедствия

Для успешной ликвидации последствий землетрясения важное значение имело своевременное и широкое развертывание аварийно-восстановительных работ, прежде всего, на объектах систем жизнеобеспечения и городского хозяйства, а также всей инфраструктуры пострадавших районов.

Проведение этих работ осуществлялось силами аварийных и ремонтно-восстановительных подразделений 23 союзных министерств и ведомств, объекты которых были повреждены или выведены из строя в зоне бедствия. Кроме того, к выполнению аварийных и неотложных работ привлекались отдельные воинские части Советской Армии и гражданской обороны, а также специализированные территориальные формирования. Практические вопросы организации и обеспечения аварийно-восстановительных работ решались распорядительным порядком по линии министерств и ведомств или через их оперативные группы на местах. Привлечение дополнительных сил и средств из других районов страны осуществлялось обычно вахтовым методом.

Главное внимание уделялось тем аварийно-восстановительным работам, которые могли непосредственно способствовать успешному развертыванию и ведению спасательных операций, жизнеобеспечению пострадавших жителей и их эвакуации из зоны бедствия. К ним относились восстановительные работы на железнодорожном транспорте, на объектах связи и информации, на системах энергоснабжения, водоснабжения и теплоснабжения. Во вторую очередь проводились подготовительные работы по расчистке территорий и промышленных площадок, обрушению подлежащих сносу зданий и другие.

Транспортные проблемы имели решающее значение. От восстановления железных дорог в зоне бедствия прямо зависел ход ликвидации последствий землетрясения, сроки развертывания аварийно-спасательных работ, темп проведения эвакуации пострадавших, а также материально-техническое обеспечение всей группировки сил, действующей в зоне землетрясения.

Для восстановления путевого хозяйства на поврежденных участках железнодорожных магистралей были привлечены значительные силы: бригада железнодорожных войск в составе 1200 человек со штатной техникой, 10 восстановительных поездов, 4 путевые машинные станции, 42 локомотива с бригадами и около 500 специалистов-железнодорожников. Принятыми мерами уже 8 декабря было открыто движение поездов на электрической тяге между Ереваном и Ленинаканом, Тбилиси и Кироваканом. Участок магистрали между Ленинаканом и Кироваканом, протяженностью 69 км, наиболее пострадавший в результате землетрясения, был восстановлен вместе со средствами связи к 13 декабря.

Наиболее сложной задачей для транспортного конвейера после восстановления путевого хозяйства стала организация разгрузки железнодорожных составов. Подача вагонов в зону бедствия возросла в 1,5 раза. Для нормальной работы транспортного конвейера необходимо было обеспечить темп разгрузочных работ не менее 1800 вагонов в сутки, а с началом восстановления и того больше - до 2000 вагонов в сутки. Однако эту проблему так и не удалось решить. Темпы разгрузочных работ были недостаточными. "Закупорка" разгрузочных станций была налицо. Это серьезно осложнило и без того напряженную работу железной дороги. Для расширения фронта выгрузки на 8 станциях были дополнительно построены разгрузочные пути общей протяженностью 54,2 км. На темпах разгрузочных работ также отрицательно сказывались слабая оснащенность станций, отсутствие средств механизации, а главное - недостаточная помощь со стороны органов чрезвычайного управления и республики в решении этой проблемы.

Другая важная проблема в ходе ликвидации последствий землетрясения касалась экстренного восстановления связи и средств информации. Без решения этой задачи невозможно было организовать управление всем комплексом спасательных и аварийно-восстановительных работ в зоне бедствия. Аварийно-восстановительными работами на объектах и сетях связи руководил специально созданный штаб. Для этих целей были использованы мобильные средства из аварийных запасов и резервов республики, но их оказалось недостаточно. В связи с этим в зону бедствия были направлены мобильные средства, ресурсы и необходимый персонал из других республик страны.

Междугородная телефонная связь в результате принятых мер была восстановлена в Ленинакане к исходу 7 декабря на основе уцелевших стационарных средств, в Спитаке - к 9 декабря на основе мобильных средств. Связь со штабами, руководившими аварийно-спасательными работами в пострадавших городах, была налажена к исходу 9 декабря, а телефонная связь с сельскими районами была восстановлена к 20 декабря. Дальнейшие усилия были направлены на увеличение числа каналов и повышение надежности функционирования связи.

Телевизионные передачи можно было принимать в Ленинакане с 14 декабря, в Спитаке - с 17 декабря.

Радиотрансляционная сеть в городах в результате землетрясения была практически вся выведена из строя. Поэтому радиовещание велось с подвижных средств: в Ленинакане - с 9 декабря, в Спитаке - с 18 декабря, Кировакане - с 13 декабря, Степанаване - с 15 декабря.

Почтовая связь начала действовать с 19 декабря, для чего были развернуты 9 подвижных и 61 стационарное отделение связи с пунктами союзпечати.

Большую помощь в организации связи, особенно в первые часы и дни, оказали воинские части, использование узлов связи которых оказалось единственной возможностью для обмена информацией с зоной бедствия и управления процессом ликвидации последствий землетрясения.

Нарушение электроснабжения имело тяжелые последствия для пострадавших районов. В связи с этим требовались неотложные меры для его восстановления, хотя бы по временным, аварийным схемам.

В момент землетрясения центральная диспетчерская служба управления Армэнерго утратила диспетчерскую связь с городами Ленинакан, Кировакан, Спитак и другими пострадавшими районами. Оперативным группам Армэнерго были поставлены срочные задачи в первую очередь на восстановление служебной связи и на оценку обстановки на Разданской ГРЭС и Армянской АЭС. К исходу 7 декабря после оценки состояния энергосистемы в пострадавшие города были направлены аварийно-выездные бригады и передвижные резервные электростанции для временного электроснабжения потребителей. На объекты электроснабжения были направлены ремонтно-восстановительные подразделения со специальной техникой общей численностью более 4500 человек.

Основные узлы системы электроснабжения, прежде всего питающие подстанции городов Ленинакан и Кировакан, были восстановлены в течение первых трех суток.

Неотложные работы на системах электроснабжения были в основном завершены до 12 декабря подачей электроэнергии к местам ведения аварийно-спасательных работ и на объекты жизнеобеспечения в зоне бедствия. Весь комплекс аварийно-восстановительных работ на объектах Армэнерго удалось закончить к 31 декабря.

Активно велось восстановление систем теплоснабжения и газоснабжения. Главное внимание уделялось аварийным работам на объектах теплового хозяйства пострадавших городов. К 27 декабря были восстановлены котельные: в Ленинакане - 16, в Кировакане - 12, в Степанаване - 6. Правда, не все восстановленные котельные были пущены, так как их работа не была обеспечена в достаточной мере топливом и электроэнергией, а в некоторых случаях отсутствовали сами потребители тепла. Узким местом было восстановление тепловых трасс и внутренних сетей. Временное обеспечение теплом больниц, бань, прачечных и других объектов осуществлялось путем установки блочных котельных.

Довольно быстрыми темпами были проведены аварийно-восстановительные работы на газопроводах. Сначала было восстановлено газоснабжение менее пострадавших населенных пунктов. Для временного газоснабжения палаточных городов, подвижных пунктов питания, отдельных жилых домов было доставлено и установлено 18 тыс. баллонов сжиженного газа. Водоснабжение пострадавших районов имело жизненно важное значение для обеспечения жителей и личного состава аварийно-спасательных формирований в зоне бедствия. Подача питьевой воды была одной из первостепенных задач для коммунальных аварийно-восстановительных служб и подразделений. Временные меры путем подвоза воды и устройства раздаточных пунктов в условиях зимнего времени не решали поставленной задачи.

Кроме того, возрастали потребности в техническом водоснабжении в связи с развертыванием ремонтно-восстановительных работ. Требовалось скорейшее восстановление постоянного водоснабжения.

Во всех городах работали восстановительные отряды и бригады. Общая численность аварийно-восстановительных подразделений превышала 1300 человек, использовалось около 300 единиц ремонтно-восстановительной техники. В результате принятых мер, к 27 декабря в Ленинакане были восстановлены 3 водовода протяженностью 250 км, 342 км водопроводных сетей, 6 очистных водопроводных сооружений, обеспечена подача питьевой воды с дебитом 700 л/сек. В Спитаке был восстановлен водовод из Драшенских артезианских скважин общей протяженностью 10 км с дебитом 25 л/сек.

Значительную помощь в восстановлении систем водоснабжения оказали войска. Силами отдельного трубопроводного батальона было развернуто семь линий полевого магистрального водопровода общей протяженностью 33 км, на котором было оборудовано 85 точек для раздачи питьевой воды. Силами этого же батальона были восстановлены четыре артезианские скважины.

В период, когда аварийно-спасательные работы уже практически завершились, были начаты работы по сплошной разборке полностью обследованных завалов и вывозу строительного мусора. В это же время проводилось обрушение взрывным способом зданий, предназначенных под снос. Таких зданий, например, в Ленинакане насчитывалось около четырехсот. Одновременно с расчисткой территорий и вывозом мусора производилась заготовка возвратных строительных материалов, прежде всего, металлолома и туфа. К этим работам активно привлекались воинские части гражданской обороны, силами которых было расчищено 122 км подъездов и дорог, 30 площадок, собрано 735 т металлолома и 1300 т строительного туфа, вывезено 540 тыс. куб. м обрушенных конструкций.

Таким образом, был обеспечен переход к восстановлению народного хозяйства и социальных структур пострадавшего региона республики, которое потребовало уже других методов управления, форм организации и способов производства работ.

 

31. Создание сооружение «Укрытие» на Чернобыльской АЭС.

 

Проектирование “Укрытия” началось 20 мая 1986 года. Строительство продолжалось 206 дней и ночей с июня по ноябрь 1986 года. В нем приняли непосредственное участие только строителей около 90 тысяч человек. В течение 1986 – 1987 года в районе Чернобыля работало около 200 тысяч человек.

 

В строительстве “Укрытия” можно выделить три этапа.

 

Первый этап - с 20 мая по 15 июля 1986 года - характеризовался наличием высоких уровней мощности экспозиционной дозы излучения и неопределенностью структуры радиационных полей. Основные работы, которые выполнялись в этот период, заключались в изготовлении конструкций и элементов объекта “Укрытие”, которые защищали рабочие места от основных источников излучения, в удалении или в дезактивации этих источников. Эти работы были предназначены для освоения пространства для разворачивания основных строительных работ. В это время был построен бетонный завод, транспортные коммуникации, расширен железнодорожный узел, создана социально-бытовая инфраструктура, изготовлены крупногабаритные конструкции.

 

На втором этапе - с 16 июля по 15 сентября 1986 года - был выполнен основной объем строительных работ, которые обеспечили достижение необходимых прочностных и противорадиационно-защитных характеристик объекта “Укрытие”. Трудозатраты строителей здесь были максимальны, а относительные дозозатраты - на порядок меньше, чем на первом этапе.

 

Третий этап, в период с 16 сентября по 30 ноября 1986 года, характеризовался завершением строительно-монтажных работ.

 

Последовательность работ при строительстве “саркофага”:

1. Очистка и бетонирование территории вокруг 4-го блока.

2. Возведение защитных (пионерных) стен по периметру.

3. Возведение разделительных стен между 3-м и 4-м блоками.

4. Возведение каскадной стены.

5. Покрытие машзала.

6. Монтаж высотной контрфорсной стены.

7. Выполнение опор и монтаж покрытия реакторного блока.

8. Монтаж вентсистем, контрольно-измерительных коммуникаций и приборов.

 

В процессе строительства “саркофага” было уложено свыше 400 тыс. куб. м. бетона и смонтированы 7 000 тонн металлоконструкций.

Во время сооружения “Укрытия” были возведены перегородки и стены, которые отделили аварийный 4-й блок от 3-го. По периметру разрушенного блока сначала были сведены “пионерные” защитные стены из железобетона для обеспечения безопасности при выполнении последующих строительно-монтажных работ.

Северная каскадная стена была выполнена из бетона в виде выступов высотой около 12 метров. Опалубка выступов изготавливалась из металлических щитов. Каждый следующий выступ выполнялся с как можно большим приближением к разрушенному блоку. Внутри выступов укладывались изношенные и поврежденные металлоконструкции, а также контейнеры с высокоактивными отходами.

Западная стена, что сохранилась, снаружи закрыта стеной с контрфорсами высотой до 50 метров.

Для образования покрытия центрального зала использованы 27 труб диаметром 1200 мм.

 

Одновременно со строительством “Укрытия” был выполнен большой объем работ по дезактивации территории вокруг объекта. Дезактивация территории и кровли объекта обеспечила быстрое снижение мощности экспозиционной дозы (МЭД) вне его помещений.

Новые строительные конструкции были выполнены в соответствии со строительными нормами и правилами, но срок их использования ограничен невозможностью периодического осмотра и восстановления антикоррозийного покрытия.

 

11 октября 1986 года Правительственная комиссия приняла “Вывод о надежности и долговечности конструкций покрытия, а также радиационную безопасность реакторного отделения блока №4 Чернобыльской АЭС”. Относительно срока службы объекта в документе отмечено: “В связи с тем, что укрытие реакторного отделения строится на разрушенных конструкциях и в условиях высокой радиационной обстановки, а также, учитывая сложность установки конструкций и контроля их положения, не имеем возможности получить достоверные данные об их несущей способности”.

В этом же документе сказано: “Учитывая низкую скорость коррозии в условиях работы конструкций при выполненных защитных покрытиях можно считать обеспеченным срок их службы: из труб 30-40 лет, из балок – 30 лет”.

 

30 ноября 1986 года Государственная приемная комиссия приняла на техническое обслуживание законсервированный энергоблок №4 Чернобыльской АЭС.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.065 сек.