КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Виды собственности. Объективная необходимость многообразия форм собственностиСобственность как экономическая, юридическая и историческая категория. Содержание собственности. Собственность первоначально была связана с землей. Следовательно, первоначально собственность - не что иное, как отношение человека к земле, то есть к природным условиям, условиям производства, а не готовым продуктам. Здесь человек выступает как производитель и как владелец средств производства. И только в результате производства материальные благ у человека открывается возможность присваивать результаты производства. Поскольку производство материальных благ осуществляют люди сообща, то и присвоение результатов производства происходит в пределах общественно экономических отношений между людьми. В собственности выражается исключительное право субъекта на пользование вещью. Субъектами собственности выступают отдельные личности, группы лиц, сообщества различного уровня, государство, народ. Итак, в первом приближении собственность есть отношения между людьми по поводу пользования материальными и духовными благами и условиями их производства или исторически определенный общественный способ присвоения благ. Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре становления человеческого общества. При античном способе производства внеэкономическое принуждение было основано на праве собственности на раба — непосредственного производителя; в условиях азиатского способа производства — на праве собственности на землю; в период феодализма — на праве собственности на личность и землю одновременно. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал. Собственность - это отношение присвоения (отчуждения) средств производства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления. Как язык не может быть продуктом одного человека, так как ему не с кем разговаривать, точно также собственность изолированного человека лишена смысла как экономическая категория. Собственность не естественное, а общественное свойство вещи. Права собственности 1. Право владения, (исключительное, монопольное право на объект); 2. Право пользования, (право применения объекта собственника по усмотрению собственника); 3. Право управления или распоряжения объектом, (право принятия решений по поводу целей, порядка функционирования и его использования); 4. Право на доход от использования объекта; 5. Право право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение объекта; 6Право на передачу объекта в наследство, дарение; 8. Право на бессрочность обладания объектом; Система экономических отношений собственности включает:. - отношения присвоения, которые определяются наличием и характером производства; - отношения владения, распоряжения и хозяйственного использования имущества; - отношения экономической реализации собственности. 39.Государственное регулирование экономики: цели, функции, инструменты. Роль государства в экономической системе той или иной страны проявляется через его функции. 1) Функция стратегического, экономического, структурного, технического, социального, демографического прогнозирования и планирования и функции прямого и косвенного регулирования экономики. 2) Функция государственного предпринимательства по созданию необходимых обществу государственных предприятий, производственной и социальной инфраструктуры: железных и шоссейных общенациональных дорог, мостов, каналов, газо- и нефте. проводов, объектов связи, больниц, школ и т.д.; 4) функция обеспечения нормального функционирования рыночной системы, защиты прав покупателя, интересов предпринимателей, создавая службы стандартов, измерения веса и качества продукции, поддерживая конкуренцию и неустанную борьбу с проявлением монополизма в рыночной экономике, создавая для этого определенную правовую базу. 4) функцию по выработке и реализации антикризисной политики, перераспределения национального дохода с помощью бюджетной политики и поддержания полной занятости населения, функцию стабилизации экономики; 5) государству предстоит взять на себя функцию социальной защиты населения: Таковы блоки основных экономических функций государства в рыночной экономике. Основные методы регулирования рынка- это способы целенаправленного воздействия государства и его учреждений на воспроизводственный процесс с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма. Методы регулирования можно классифицировать в зависимости от регулирующих субъектов на гос и негос, а в зависимости способности воздействия на рыночное равновесие- на прямые (способы, используемые централизованно как для формирования совокупного платежеспособного спроса, для обеспечения стабильности народного хозяйства)и косвенные(они связаны с воздействием на условия и результаты экономической деятельности.) Инструменты гос регулирования:1. Фискальная политика. Она охватывает средства регулирования, связанные с государственным бюджетом (увеличение или сокращение государственных закупок, программ капитальных вложений, социальных платежей, дотаций и субсидий из бюджета отдельным отраслям и предприятиям, налоговые меры). 2. Кредитно-денежная политика. Государство выдает целевые льготные кредиты под решение конкретных отраслевых и региональных проблем, под специальные государственные программы. Оно может создать и специальные внебюджетные фонды развития. Регулирование процента по потребительскому кредиту, размер биржевого процента и т.д. 3. Политика регулирования цен и доходов. 4. Социальная политика (систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п.) Охватывает такие сферы как: образование, медицину, культуру, оказание помощи многодетным, занятость населения. 5. Внешнеэкономическое регулирование (торговая политика государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий) 6. Административное регулирование (регулирование отраслей общественного пользования (электроэнергетики, транспорта, связи, коммунальных услуг и т.п.), административный контроль над фондовой биржей и кредитно-банковскими учреждениями, службы по регулированию рынка рабочей силы, в частности, службы занятости (то есть учет безработных, выплата пособий, организация их трудоустройства)). 7. Краткосрочное регулирование имеет целью такое воздействие на воспроизводство, которое рассчитано на получение результатов в течение нескольких месяцев (попытки изменить ход текущей фазы экономического цикла, ограничить, ослабить размах экономического кризиса, ускорить наступление фазы оживления, сдержать или продлить фазу промышленного подъема и т.д.) 8. Долгосрочное регулирование целенаправленное воздействие на воспроизводство, рассчитаное на получение результатов в течение ряда лет (поддержание определенного длительного темпа роста экономики, изменение структуры общественного производства путем преимущественного развития некоторых отраслей. Цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильности, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безопасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям. Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов. Нередко утверждается, что основой рыночных отношений может быть лишь частная собственность, под которой понимается собственность отдельных лиц или индивидуальная частная собственность. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опираются на полиморфизм собственности. И объясняется это тем, что душой рынка является конкуренция, которая требует большого количества рыночных субъектов. Последние функционируют на основе различных форм собственности, существование которых обусловлено уровнем развития производительных сил, степенью обобществления производства. Сам рынок безразличен к формам собственности. Он не безразличен к тому, насколько самостоятельны рыночные субъекты и насколько они свободны в своей хозяйственной деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 522; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |