Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Виды собственности. Объективная необходимость многообразия форм собственности




Собственность как экономическая, юридическая и историческая категория. Содержание собственности.

Собственность первоначально была связана с землей. Следо­вательно, первоначально собственность - не что иное, как отноше­ние человека к земле, то есть к природным условиям, условиям производства, а не готовым продуктам. Здесь человек выступает как производитель и как владелец средств производства. И только в ре­зультате производства материальные благ у человека открывается возможность присваивать результаты производства. Поскольку производство материальных благ осуществляют люди сообща, то и присвоение результатов производства происходит в пределах об­щественно экономических отношений между людьми.

В собственности выражается исключительное право субъекта на пользование вещью. Субъектами собственности выступают отдельные лич­ности, группы лиц, сообщества различного уровня, государство, народ.

Итак, в первом приближении собственность есть отношения между людьми по поводу пользования материальными и духовными благами и условиями их произ­водства или исторически определенный общественный способ присвоения благ.

Собственность как экономическое отношение формируется еще на заре ста­новления человеческого общества. При античном способе производства внеэкономиче­ское принуждение было основано на праве собственности на раба — непосред­ственного производителя; в условиях азиатского способа производства — на пра­ве собственности на землю; в период феодализма — на праве собственности на личность и землю одновременно. Экономическое принуждение к труду исходит из собственности на условия производства или из собственности на капитал.

Соб­ственность - это отношение присвоения (отчуждения) средств произ­водства и создаваемых с их помощью материальных благ в процессе их производства, распределения, обмена и потребления.

Как язык не может быть продуктом одного челове­ка, так как ему не с кем разговаривать, точно также собственность изолированного человека лишена смысла как экономическая катего­рия. Собственность не естественное, а общественное свойство вещи.

Права собственности 1. Право владения, (исключительное, монопольное право на объект); 2. Право пользования, (право применения объекта собственни­ка по усмотрению собственника); 3. Право управления или распоряжения объектом, (право принятия решений по поводу целей, порядка функционирования и его использования); 4. Право на доход от использования объекта; 5. Право право на отчуждение, потребление, измене­ние или уничтожение объекта; 6Право на передачу объекта в наследство, дарение; 8. Право на бессрочность обладания объектом;

Система экономических отношений собственности включает:.

- отношения присвоения, которые определяются наличием и ха­рактером производства;

- отношения владения, распоряжения и хозяйственного исполь­зования имущества;

- отношения экономической реализации собственности.

39.Государственное регулирование экономики: цели, функции, инструменты.

Роль государства в экономической системе той или иной стра­ны проявляется через его функции. 1) Функция стратегического, экономического, структурного, техничес­кого, социального, демографического прогнозирования и планирова­ния и функции прямого и косвенного регулирования экономики. 2) Функция государ­ственного предпринимательства по созданию необходимых обществу государственных предприятий, производственной и социальной инфраструктуры: железных и шоссейных общенациональных дорог, мостов, каналов, газо- и нефте. проводов, объектов связи, больниц, школ и т.д.; 4) функция обеспечения нормального функциониро­вания рыночной системы, защиты прав покупателя, интересов пред­принимателей, создавая службы стандартов, измерения веса и каче­ства продукции, поддерживая конкуренцию и неустанную борьбу с проявлением монополизма в рыночной экономике, создавая для этого определенную правовую базу. 4) функцию по выработке и реализации антикризисной политики, перераспределе­ния национального дохода с помощью бюджетной политики и под­держания полной занятости населения, функцию стабилизации эко­номики; 5) государству предстоит взять на себя функцию социаль­ной защиты населения: Таковы блоки основных экономических функций государства в рыночной экономике.

Основные методы регулирования рынка- это способы целенаправленного воздействия государства и его учреждений на воспроизводствен­ный процесс с целью обеспечения нормальных условий для функ­ционирования рыночного механизма. Методы регулирования можно классифицировать в зависимости от регулирующих субъектов на гос и негос, а в зависимости способности воздействия на рыночное равновесие- на прямые (способы, ис­пользуемые централизованно как для формирования совокупного платежеспособного спроса, для обеспечения стабильности на­родного хозяйства)и косвенные(они связаны с воздействием на условия и результаты эконо­мической деятельности.)

Инстру­менты гос регулирования:1. Фискальная политика. Она охватывает средства регулирова­ния, связанные с государственным бюджетом (увеличение или сокращение государственных закупок, программ капитальных вложений, социальных платежей, дотаций и субсидий из бюджета отдельным отраслям и предприятиям, налоговые меры).

2. Кредитно-денежная политика. Государство выдает целевые льготные кредиты под решение конкретных отраслевых и региональных проблем, под специальные государственные программы. Оно может создать и специальные вне­бюджетные фонды развития. Регулирование процента по потребительскому кредиту, размер биржевого процента и т.д. 3. Политика регулирования цен и доходов. 4. Социальная политика (систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п.) Охватывает та­кие сферы как: образование, медицину, культуру, оказание помо­щи многодетным, занятость населения. 5. Внешнеэкономическое регулирование (торго­вая политика государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий) 6. Административное регулирование (регулирование отраслей общественного пользования (электроэнергетики, транспорта, связи, комму­нальных услуг и т.п.), административный контроль над фондовой биржей и кредитно-банковскими учреждениями, службы по регулированию рынка рабочей силы, в частности, службы занятости (то есть учет безработных, выплата пособий, организация их трудоустройства)).

7. Краткосрочное регулирование имеет целью такое воздействие на воспроизводство, которое рассчитано на получение результатов в течение нескольких месяцев (по­пытки изменить ход текущей фазы экономического цикла, ограничить, ослабить размах экономического кризиса, уско­рить наступление фазы оживления, сдержать или продлить фазу промышленного подъема и т.д.) 8. Долгосрочное регулирование целенаправленное воздействие на воспроизводство, рассчитаное на получение результатов в течение ряда лет (поддержание определенного длительного темпа роста экономики, изменение структуры общественного производства путем преимущественного раз­вития некоторых отраслей.

Цели генеральные и конкретные. Среди генеральных целей приоритетными являются достижение экономической и социальной стабильнос­ти, обеспечение национальных конкурентных преимуществ, экономической безо­пасности, адаптации рыночного механизма к различным ситуациям.

Конкретные цели различаются по объектам государственного регулирования, но всегда исходят из необходимости увязки общественных и частных интересов.

Нередко утверждается, что основой рыночных отношений может быть лишь частная собственность, под которой понимается собственность отдельных лиц или индивидуальная частная собственность. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опираются на полиморфизм собственности. И объясняется это тем, что душой рынка является конкуренция, которая требует большого количества рыночных субъектов. Последние функционируют на основе различных форм собственности, существование которых обусловлено уровнем развития производительных сил, степенью обобществления производства. Сам рынок безразличен к формам собственности. Он не безразличен к тому, насколько самостоятельны рыночные субъекты и насколько они свободны в своей хозяйственной деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.