КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Процессуальные теории мотивации. не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей является еще и функцией их восприятия и ожиданий
не оспаривают существование потребностей, но считают, что поведение людей является еще и функцией их восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, а также возможных последствий выбранного типа поведения. Имеется три основные процессуальные теории: 1) теория ожиданий; 2) теория справедливости; 3) модель Портера - Лоулера. Теория ожиданий, часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума. базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации для достижения определенных целей. При этом человек должен надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к приобретению желаемого или к удовлетворению. При анализе мотиваций к труду теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей (рис. 18): I} затраты труда - результаты (3 - Р); 2) результаты - вознаграждение (Р - В); 3) валентность. Ожидания в отношении «затраты труда - результаты» (3 - Р) - это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Если люди не будут чувствовать прямой связи между затрачиваемыми усилиями и необходимыми результатами, то, согласно теории ожиданий, мотивация будет ослабевать. Отсутствие этой взаимосвязи может быть из- за неправильной самооценки работника, из-за плохой его подготовки, неправильного обучения, отсутствия достаточных прав для выполнения поставленной задачи. Ожидание в отношении «результаты - вознаграждение» (Р - В) - это ожидание определенного вознаграждения за определенный уровень результатов. Если человек не будет ощущать четкой связи между достигнутыми результатами и желаемым вознаграждением, мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.
Третий фактор, определяющий мотивацию в теории ожидания, - это валентность, или ценность, вознаграждения. Если ценность получаемого вознаграждения для человека невелика, то, по теории ожиданий, мотивация к трудовой деятельности в этом случае будет слабой. Если значение любого из этих трех факторов, критически важных для мотивации, будет невысоким для конкретного работника, то и результаты его работ ы тоже будут низкими. Руководителям полезно знать, как его подчиненные оценивают валентность своего вознаграждения. Часто вознаграждение предлагается до его оценки работниками. В этой связи можно привести интересный случай, произошедший в некой страховой компании. Для мотивации агентов руководство фирмы объявило, что те, кто выполнит свой план, за счет фирмы поедут с женами на Гавайи на две недели. Руководство было потрясено, когда после начала этой программы некоторые лучшие агенты перестали выполнять план. Оказалось, что перспектива поехать на Гавайи даже бесплатно, но со своими женами, далеко не всеми воспринималась как награда. Для эффективной мотивации менеджер должен установить твердое соотношение между уровнями результатов и вознаграждений. Вознаграждения должны даваться только за эффективную работу. Уровень результатов должен быть высоким, но реалистичным. Уровень оценки своих сил работниками зависит во многом от уровня ожиданий руководства в отношении своих подчиненных. Если уровень ожиданий руководителя высок, то производительность труда подчиненных, вероятно, будет отличной. Следует помнить, что работники сумеют достичь уровня результативности, требуемого для получения ценного вознаграждения, если делегированный им уровень полномочий, их профессиональные навыки достаточны для выполнения поставленной задачи. Экспериментальные исследования обычно свидетельствуют в пользу теории ожиданий.
Теория справедливости утверждает, что люди субъективно определяют соотношение полученного вознаграждения и затраченных усилий и затем сравнивают его с аналогичным соотношением у друг их людей, выполняющих подобную работу. Если такое сравнение оказывается не в пользу работника, то он испытывает психологическое напряжение. Такой работник попытается восстановить справедливость, изменив уровень затрачиваемых усилий, либо будет стремиться изменить вознаграждение. Таким образом, тс сотрудники, которые считают, что им недоплачивают по сравнению с другими, либо начнут работать менее интенсивно, либо будут требовать повышения вознаграждения. Те же сотрудники, которые считают, что им переплачивают, будут стремиться поддерживать интенсивность труда на прежнем уровне или даже увеличивать ее, хотя последнее случается значительно реже. Оценка справедливости людьми носит относительный характер, потому руководству необходимо объяснить сотрудникам причину существующей разницы в оплате труда (больший опыт работы, уровень образования и др.). В некоторых организациях во избежание конфликтов. несправедливости и оплаты труда зарплату выдают в конвертах. Однако это заставляет людей подозревать несправедливость там, где ее нет. Кроме того, если сохранять размеры заработков сотрудников в тайне, то?согласно теории ожидания, фирма рискует утратить положительную мотивацию к труду. Комплексная процессуальная теория мотивации Согласно модели Портера - Лоулера, результаты, достигнутые работником, зависят от трех переменных: затрачиваемых усилий, способностей и характерных особенностей человека, а также от осознания им своей роли в процессе труда. Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения и того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь внутренние вознаграждения, такие, как чувство удовлетворения от выполненной работы, чувство компетентности и самоуважения, а также внешние вознаграждения, такие, как похвала руководителя, премия, продвижение по службе. Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением отражает только возможность связи между ними, поскольку ценность вознаграждения в данном случае определена руководителем, а не самим работником. Пунктирная
линия между результативностью и вознаграждением, воспринимаемым как справедливое, отражает субъективность оценки вознаграждения каждым работником. Удовлетворение - это результат внутренних и внешних вознаграждений с учетом-их справедливости. Удовлетворение определяет истинную ценность вознаграждения для конкретного работника. Именно эта его оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций. Наиболее важный вывод Портера и Лоулера сводится к тому, что высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не его следствием. Эта модель показала, насколько важно объединить- в единую взаимосвязанную систему понятия усилия, способности, результата, вознаграждения, удовлетворения и восприятия. Мотивация и деньги. Деньги - это наиболее очевидный способ вознаграждения работника. Хотя Фредерик Герцберг и пришел к выводу о том, что большинства людей относят оплату груда только к гигиеническим факторам, обеспечивающим отсутствие неудовлетворенности, тем не менее многие бихевиористы - представители школы поведенческих наук считают, что деньги в определенных ситуациях могут служить мотивирующим фактором. Для того чтобы установить взаимосвязь между зарплатой и достигаемыми результатами в итоге трудовой деятельности, Эдвард Лоулср пред л ожил следующее: Зарплата любого работника должна быть разбита на три части. Одна часть (компонента) зарплаты выплачивается за выполнение должностных обязанностей, и все, кто в данной организации занимается аналогичными обязанностями, получают за это одинаковое вознаграждение. Вторая часть зарплаты определяется выслугой лет и факторами стоимости жизни. Все сотрудники фирмы получают эту компоненту зарплаты, но ее величина ежегодно автоматически регулируется. Наконец, третья часть варьируется для каждого работника и определяется достигнутыми им результатами в предшествующий период. Увеличение оклада может быть связано только с изменением масштабов ответственности, возлагаемой на работника, с выслугой лет и ростом стоимости жизни. Реально заслуженная и заработанная конкретным человеком часть зарплаты может меняться и весьма резко, так что если результативность его труда падает, то упадет и зарплата посредством урезания ее переменной части. Смысл этой системы состоит прежде всего в увязывании зарплаты работника с результатами в текущий период. Таким образом, производительность влечет за собой большие изменения в оплате. В этом предложении Лоулера третья компонента заработной платы может колебаться от очень незначительной величины по сравнению с первыми двумя до величины их размеров вместе взятых или даже выше.
Каждый, кто работает с людьми, знает, что существует практически неограниченное количество факторов и способов воздействия на мотивацию конкретного человека. Более того, эти факторы могут меняться со временем. Но никто точно не знает, как действует механизм-мотивации, какой силы должен быть мотиватор, когда он срабатывает и почему. Известно только то, что работник грудится ради денежного вознаграждения и комплекса компенсационных и поощрительных мер. С другой стороны, профамма мер компенсации какой-либо организации характеризует то. как данная организация оценивает значимость работы, порученной данному человеку, и достигнутые им результаты. В этой связи следует запомнить, что ценность какого-либо вида деятельности и ценность человека, работающего в этой должности, - две совершенно разные вещи.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 838; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |