КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Содержательные теории мотивации
Основные виды разделения управленческого труда В результате разделения труда в управлении появились ФП (функциональные подсистемы) - частные отделы, службы, которые помогают руководителю принимать решения по: СП- стратегическое планирование ТЭП- технико-экономическое планирование ТПП-тех.подготовка производства СИ- служба инженера ОП-организация производства МТС-материальное и техническое снабжение ОУП-оперативное управление производства ОТиЗ-организация труда и заработной платы УП-управление персоналом БУ- бухгалтерский учёт ФиН- финансы и налоги Недостатки; функциональные структуры перерастают в линейные(специалисты начинают «диктовать») Задача: ротация персонала Преимущества: увеличение компетентности. 18. Мотивация: теории мотивации (+см. вопросы 19,20) Процесс мотивации деятельности Каждый, кто работает с людьми, знает, что существует практически неограниченное количество факторов и способов воздействия на мотивацию конкретного человека. Более того, эти факторы могут меняться со временем. Но никто точно не знает, как действует механизм-мотивации, какой силы должен быть мотиватор, когда он срабатывает и почему. Известно только то, что работник грудится ради денежного вознаграждения и комплекса компенсационных и поощрительных мер. С другой стороны, профамма мер компенсации какой-либо организации характеризует то. как данная организация оценивает значимость работы, порученной данному человеку, и достигнутые им результаты. В этой связи следует запомнить, что ценность какого-либо вида деятельности и ценность человека, работающего в этой должности, - две совершенно разные вещи. Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Психологические теории мотивации труда появились в 40-х годах и развиваются в настоящее время. Теории мотивации к работе можно разделить на две группы: теории содержания и теории процесса.
делаютупор на исследование и объяснение того, что мотивирует и каковы мотивы определенного поведения. Процессуальные теории - разъясняют процесс, который дает продвижение происходящему внутри человека процессу мотивации. Для понимания явления мотивации важны оба подхода. К содержательным теориям мотивации, основанным на рассмотрении потребностей работников, относятся работы Фредерика Герцберга, Абрахама Маслоу и Дэвида Мак - Клелланда. Более современные процессуальные теории, основанные на рассмотрении поведения работников с учетом их восприятия и познания, включают в себя теорию ожидания, теорию справедливости, модель мотивации Портера - Лоулера. Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга была создана на основе данных интервью, взятых на рабочих местах работников разных профессиональных групп и в разных странах. Анализируя собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызывается разными факторами. На удовлетворенность работой влияют: - достижения (квалификация) и признание успеха; - интерес к работе и заданию; - ответственность; продвижение по службе; - возможность профессионального роста. Эти факторы он назвал «мотиваторами». На неудовлетворенность работой влияют: - способ управления; - политика организации и администрации; - условия труда; - межличностные отношения на рабочем месте; - уровень заработной платы; - неуверенность в стабильности работы; - влияние работы на личную жизнь. Эти внешние факторы получили название «факторов контекста» или «гигиенических факторов». Мотива горы, вызывающие удовлетворенность работой, связывались с содержанием работы и вызывались внутренними потребностями личности в самовыражении. Факторы, вызывающие неудовлетворенность работой, связывались с недостатками работы и внешними условиями. По мнению Герцберга, гигиенические факторы действуют в диапазоне от минуса до нуля, а мотиваторы - от нуля до плюса. Если гигиенические факторы создают плохую ситуацию, то человек неудовлетворен своей работой (минус). Если - хорошую, то человек к ней нейтрален, но не испытывает удовлетворенность (нуль). Удовлетворенность работой вызывают только мотиваторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность (от нуля (нейтрального состояния) до плюса). Теория мотивации Абрахама Маслоу основывается на иерархии потребностей (рис.. 16).
Потребность (побуждение) - это ощущение недостатка в чем-либо, имеющее определенную направленность. Цель - это то, что осознается как средство удовлетворения потребности. Психологи считают, что человек, испытывая потребность в чем-либо, будет стремиться ее удовлетворить, даже если он не осознает в себе эту потребность. Степень удовлетворения, полученная при достижении цели, влияет на поведение человека в будущем в сходных ситуациях. Люди стремятся повторить то поведение, которое ассоциируется у них с удовлетворением потребности, и избегать такого, которое ассоциируется с недостаточным удовлетворением. Этот факт известен как закон результата. Содержательные теории мотивации представляют собой попытки классифицировать человеческие потребности по определенным категориям. До сих пор не существует единой общепринятой идентификации определенных потребностей. Однако большинство психологов соглашаются, что потребности можно разделить на первичные и вторичные. Первичные потребности - физиологические, являющиеся врожденными (в пище, воде, воздухе, сне, сексе). Вторичные потребности - психологические (в успехе, уважении, принадлежности, привязанности, власти, самовыражении). Первичные потребности заложены генетически, вторичные осознаются с опытом. Поскольку люди имеют различный приобретенный опыт, вторичные потребности их различаются в большей степени, чем первичные. Психологи, наблюдая за людьми, определили, что потребности служат мотивами к действию. Говоря о потребностях и мотивации, необходимо определить понятие вознаграждения. Вознаграждение - это все, что человек считает ценным для себя. Понятие ценности различно для людей, а значит, и различна их оценка вознаграждения. Различают два типа вознаграждений: внутренние и внешние. Внутреннее вознаграждение дает сама работа - это чувство достижения результата, содержательности, значимости выполненной работы, самовыражения, дружбы и общения в процессе работы. Наиболее простой способ обеспечения внутреннего вознаграждения - это создание соответствующих условий труда и точная постановка задачи. Внешнее вознаграждение дается организацией в виде заработной платы, продвижения по службе, символов служебного статуса, престижа, похвалы и признания, а также дополнительных выплат (дополнительный отпуск, служебный автомобиль, оплата определенных расходов и страховки). Чтобы определить, как и в какой пропорции нужно применять внутренние и внешние вознаграждения в целях мотивации, администрация должна установить потребности своих работников. В этом и состоит цель содержательных теорий мотивации. Создавая свою теорию мотивации, Абрахам Маслоу считал, что потребности людей можно разделить на пять категорий, расположив их в строгой иерархической структуре (рис. 17).
В каждый конкретный момент времени человек стремится к удовлетворению той потребности, которая для него является более важной или сильной. При этом человек в первую очередь стремится удовлетворить потребности нижних уровней. Поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, потребность в самовыражении никогда не может быть удовлетворена. Поэтому и процесс-мотивации через потребности бесконечен. надо скаЗать, что на самом деле, эта иерархия не такая «жесткая». Она справедлива для большинства людей, но бывают и исключения. Иерархические уровни не являются дискретными. Для того чтобы более высокий уровень иерархии потребностей начал влиять на поведение человека, не обязательно удовлетворять потребность более низкого уровня полностью. Теория Маслоу внесла исключительно важный вклад в понимание того, что лежит в основе стремления людей к работе. Основная критика теории Маслоу сводилась к гому, что ей не удалось учесть индивидуальные отличия людей, хотя и дала руководителям весьма полезное описание процесса мотивации. Другой моделью мотивации, делавшей основной упор на потребности высших уровней, была теория мотивации Дэвида Мак Кл елланда. Он считал, что людям присущи потребности власти, успеха и причастности. Люди с потребностью власти проявляют себя как откровенные энергичные люди, часто это хорошие ораторы, требующие к себе повышенного внимания, но не обязательно рвущиеся к власти карьеристы. Мак - Клел- ланд отмечает: «Тех людей, у которых наивысшей потребностью является потребность власти и отсутствует склонность к авантюризму и тирании, а основным является потребность к проявлению своего влияния, надо заблаговременно готовить к занятию высших руководящих должностей». Потребность успеха, как и потребность власти, находится между потребностью в уважении и потребностью в самовыражении по иерархической структуре Маслоу. Эта потребность удовлетворяется не провозглашением успеха человека, что лишь подтверждает его статус, а процессом доведения работы до успешного завершения. Люди с такой потребностью рискуют умеренно, любят ситуации, в которых МОГУТ взять на себя личную ответственность за поиск решения проблемы, и хотят, чтобы достигнутые ими результаты поощрялись вполне конкретно. Мотивация на основе потребности в причастности может быть у людей, стремящихся к установлению дружеских отношений, к оказанию помощи другим. Для них важна атмосфера, не ограничивающая межличностные отношения и контакты, и работа, дающая возможность социального общения, а также участия в важных решениях рабочего коллектива. Поскольку потребности вызывают у человека стремление к их удовлетворению, то менеджеры должны создавать такие ситуации, которые позволяли бы людям удовлетворять свои потребности посредством поведения, приводящего к достижению целей организации. При этом каждый руководитель должен помнить, что существуют разнообразные человеческие потребности и соответствующие типы поведения для их удовлетворения. Для мотивации не существует одного универсального способа, лучшего из всех. То, что является эффективным для мотивации одних людей, может оказаться совершенно не важным для других.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |