Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие природы. Специфика философского подхода к изучению природы




1. Прежде всего, необходимо определить понятие природы.

Буквальное значение термина «природа» (в греческом – physis, в латинском - natura) – это быть рожденным или возникнуть. В истории философии под природой понимали,

во-первых, первоначальную сущность (ядро) вещи,

во-вторых, совокупность всех вещей, не тронутых человеком,

в-третьих, бытие вообще, все сущее,

в-четвертых, материю, взятую во всем многообразии ее форм,

и, наконец, совокупность естественных условий существования человека, естественную среду его обитания.

2. Обратите внимание на то, что специфику философского подхода к изучению природы можно представить в трех аспектах:

1) изучение эволюции философских представлений о сущности природы;

2) изучение природы в ее противопоставлении культуре;

3) изучение природы как естественной среды обитания человека.

2.1.Проанализируйте основные подходы к пониманию сущности природы, имевшие место в истории философии.

  ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ УСТАНОВКИ
АНТИЧНОСТЬ Античный мир – это мир космоса, гармонии, порядка, мир, пронизанный духовным началом, природа как часть этого мира выступает в качестве образца, идеала гармонии, которой человек должен учиться у нее, подражать ей в своей повседневной жизни. Принцип тождества макро- и микрокосмоса.
СРЕДНЕВЕКОВЬЕ Все есть творение Бога и все совершается по воле Бога. Высшим творением является человек, созданный “по образу и подобию” божьему. Главное превосходство человека над всем природным заключается в наличии у него божественной души. Природа лишается своей самоценности: она представляет интерес только в той мере, в какой может служить человеку и быть полезными ему.
ВОЗРОЖДЕНИЕ Культура Ренессанса “реабилитировала” материю и материальное, а соответственно, и природу, поскольку “взгляд по вертикали” (на Бога) сменился “взглядом по горизонтали” (на земной мир);
НОВОЕ ВРЕМЯ Утверждается абсолютная ценность человеческого разума, а поскольку внечеловеческая природа им не обладает, то, соответственно, ее ценность несоизмеримо ниже. Конечной целью знания полагается господство человека над силами природы, открытие и изобретение технических средств, которые позволяли бы это господство обрести – “человек – царь природы”. Природа не должна существовать и развиваться “просто так”, она должна служить человеку.
ХХ ВЕК Многочисленные попытки переосмысления отношения человека к природе: от лозунга “Максимум природных благ для большего числа людей на более длительный период» до “универсальной этики”, для которой в ценностном отношении нет разграничения между человеком и другими живыми существами: жизнь насекомого столь же ценна, как и жизнь человека. Утверждается идея, согласно которой, человек на основе разумной деятельности должен стать решающим фактором эволюции.

2.2. Определите сущность основных моделей противопоставления природы и культуры.

МОДЕЛЬ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ КУЛЬТУРЕ МОДЕЛЬ ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПРИРОДЕ
  Человек в процессе производства культуры может действовать лишь так, как действует сама природа, т.е. может изменить лишь форму веществ. Природа постоянно присутствует во всех творениях рук человеческих. Природа есть нечто более высокое, на что человек должен равняться. Культура является источником всех бед человеческих. Природа несовершенна и обладает рядом принципиальных изъянов. Культура есть усовершенствованная природа, в ней ликвидируются недостатки или ущербность природы. Созданная человечеством искусственная среда в 10 раз продуктивнее естественной среды. Природа сама предопределила развитие культуры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1303; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.