Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Индивид, индивидуальность, личность. Сущность процесса социализации личности




Определите понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Выявите между ними различия.

3.1. Понятие индивида и индивидуальности.

Человек как родовое существо конкретизируется в реальных индивидах. Индивид – это, во-первых, человек как единичное природное существо, представитель вида Нomo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт. Во-вторых, индивид - это отдельный представитель человеческой общности, выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением.

Индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир, посредством этого преобразует и себя, становясь личностью.

Индивидуальность – это человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей; качество, характеризующее неповторимость личности и психики индивида. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, в специфике интересов, потребностей, способностей и т.п. индивида. Индивидуальность проявляется в степени развития творческих сил человека, социальной инициативы и активности, в том, как человек обогащает общество в целом, или тот коллектив, в котором он живет и действует. Другими словами, индивидуальность – это личность в ее своеобразии.

3.2.1. Понятие личности.

Личность – это всегда общественно развитый индивид, субъект и объект общественных отношений. Это интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе его включения в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры.

Личность - это человек, осуществивший выбор в пользу образа человеческого, это степень воплощенности сущности человека.

Личность - это отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, осознанно-волевых проявлений. Это проявление внутреннего во внешнем.

Личность определяется степенью осознанности своего отношения к действительности, а также активностью, т.е. стремлением индивида выходить за собственные пределы, расширять сферу своей деятельности, действовать за границами требований ситуации.

Личность – это субъект «поступания».

3.2.2. Обратите внимание на структуру личности.

Существует несколько вариантов структурирования личности. Например, Зигмунд Фрейд в структуре личности (психики) различал три элемента:

Я – сознание, направленное на внешний мир.

Сверх-Я - психическая инстанция, возникающая в результате разрушения или вытеснения Эдипова комплекса (бессознательного сексуального влечения к родителю противоположного пола и стремления физически устранить родителя одного с ним пола); бессознательное чувство вины; совесть.

Оно - средоточие бессознательных инстинктивных побуждений, либо сексуальных, либо агрессивных.

Социология в структуре личности выделяет два компонента: совокупность отношений с внешним миром (статусный и ролевой наборы) и внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определяющие характер взаимодействия с социальной реальностью.

Психология в качестве структурных элементов личности рассматривает следующие:

- темперамент (характеристика индивида со стороны динамических особенностей его нервной системы: скорости, интенсивности, темпа, ритма психических процессов и состояний);

- характер (совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении);

- способности (индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности);

- направленность (устойчивая система мотивов поведения и деятельности: интересы, убеждения, идеалы, вкусы и т.д.);

- самосознание (система представлений индивида о самом себе, конструируемая им в процессе деятельности и общения и обнаруживающая себя в самооценке, в чувстве самоуважения, уровне притязаний).

Самосознание нередко определяют как Я-концепция и полагают в качестве ядра личности. Я-концепция – целостный, хотя и не лишенный противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты:

- когнитивный (образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д.);

- эмоциональный (самоуважение, себялюбие, самоуничтожение и т.п.);

- оценочно-волевой (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.п.).

Образ «Я» представляет собой то, каким индивид видит себя в настоящем, в будущем, каким он хотел бы быть, если бы это было возможным, каким намерен стать и т.д. Самосознание или Я-концепция формируется в условиях обмена деятельностью между людьми, в ходе которого человек «смотрится, как в зеркало, в другого человека» и тем самым отлаживает, уточняет, корректирует образы своего Я.

3.2.3. Определите сущность и основные направления процесса социализации личности.

Социализацией называют процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемого в общении и деятельности.

Социализация - это процесс становления личности. В этом смысле ее можно рассматривать с двух сторон: как процесс постепенного раскрытия заложенных в индивиде природных качеств и как результат внешнего воздействия среды, т.е. целенаправленного и ненаправленного воспитания.

Процесс социализации предстает как двуединый процесс интериоризации и экстериоризации. Под интериоризацией понимается переход внешних по форме процессов, воздействующих на индивида, во внутренние процессы сознания; под экстериоризацией понимается объективация внутреннего мира человека в его практической деятельности и в общении с людьми.

Объективным основанием социализации является социальная среда. При этом необходимо различать микро (семья, школа и т.п.) и макросреду (эпоха, уровень культуры, общество и т.д.).

Социализация характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. Например, социология выделяет три периода: дотрудовой, трудовой и послетрудовой; и четыре стадии; ранняя (от рождения и до поступления в школу), обучение, социальная зрелость (охватывает период активной трудовой деятельности), завершение жизненного цикла (с момента прекращения постоянной официальной трудовой активности).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 439; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.