Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Познание как предмет философского анализа. 1. Определите место и роль проблемы познания в системе философского знания




1. Определите место и роль проблемы познания в системе философского знания.

1.1. Проанализируйте определение понятия «познание».

Познание можно определитькак процесс отражения и воспроизведения действительности в мышлении субъекта, результатом которого является новое знание о мире. Но при этом следует помнить, что, во-первых, познание не есть какой-то пассивный процесс отражения, поскольку с необходимостью предполагает взаимодействие человека с познаваемой реальностью, причем само взаимодействие, будучи ориентированным на удовлетворение жизненно необходимых потребностей, носит избирательный характер. Во-вторых, каждое новое знание как очередной итог познавательного отношения человека к миру предполагает критическое переосмысление уже имеющегося «старого» знания, заключающееся не только в его отрицании или отбрасывании всего, что опровергается новым знанием, но и в сохранении в нем того полезного, что потенциально может подлежать определенному развитию в рамках нового знания. В-третьих, познание в конечном итоге не только дает приращение информации, т.е. увеличение ее в количественном отношении, но и усложнение в качественном. Отсюда следует более насыщенное по содержанию определение познания. Познание – это процесс избирательно-активного действования, отрицания и преемственности исторически сменяющихся, прогрессирующих форм приращения информации.

Обратите внимание на связь проблемы познания с основным вопросом философии.

Как уже известно, основной вопрос философии имеет два аспекта, онтологический (Что первично: материя или сознание?), и гносеологический. Гносеологический аспект заключен в вопросе «Познаваем ли мир?». Попытки ответить на этот вопрос привели к следующему расколу в философии:

ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ
СКЕПТИЦИЗМ КРИТИЦИЗМ АГНОСТИЦИЗМ
От абсолютной веры в безграничные способности человеческого разума до идеи принципиальной возможности познания. Идея относительности знаний о мире, сомнение в возможности получения абсолютно достоверного знания. Мир, скорее всего, не познаваем, чем познаваем. Познавательные возможности человека носят ограниченный характер. С целью контроля необходимо устанавливать границы или пределы познающему разуму, выйдя за которые тот не способен продуцировать достоверные знания. Идея невозможности познания мира в его объективных характеристиках. Мир, каким он является на самом деле, не познаваем.

 

 

2. Обратите внимание на проблему структурирования познания, при этом имейте в виду,что в гуманитарных науках нередко попытки структурирования сложных феноменов приводят не столько к проблеме дифференциации этих феноменов на типы, виды, формы или уровни, сколько к проблеме многовариативности такой дифференциации.

2.1.Охарактеризуйте структуру познания, представленную следующими уровнями:

УРОВНИ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ И ИХ СУЩНОСТЬ
ЧУВСТВЕННОЕ ПО ЗНАНИЕ ОЩУЩЕНИЯ отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. ВОСПРИЯТИЯ синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ образ ранее воспринятого и сохранившегося в памяти предмета или явления или созданный продуктивным воображением.
РАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ (МЫШЛЕНИЕ) ПОНЯТИЕ форма мышления, посредством которой отражаются предметы (вещи, явления, процессы) в их существенных признаках Возникновение понятия – это всегда скачок от единичного к всеобщему, от конкретного к абстрактному, от явления к сущности. СУЖДЕНИЕ форма мышления, в которой утверждается или отрицается связь между предметами мысли и их признаками, отношения между предметами, а также факт их существования. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ форма мышления, в которой из одного или нескольких истинных суждений на основании определенных правил вывода получается новое суждение, с необходимостью или с определенной степенью вероятности следующее из них.
ИРРАЦИОНАЛЬНОЕ ПОЗНАНИЕ ИНТУИЦИЯ определяется как способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознается только итог мысли – истина. Подсознательный характер интуитивного мышления не означает его отрыва от осознанного мышления. Во-первых, интуитивное мышление совершает свою работу над проблемой не раньше и не позже того, когда над проблемой бьется осознанное мышление. Во-вторых, решения, полученные на интуитивном уровне, дают ответ именно на наиболее трудные задачи, стоящие перед осознанным мышлением, дают конструкциям (моделям) осознанного мышления именно то, чего им не достает.  

Помните, что высшей формой познания является творчество.

Творчество — это процесс человеческой деятельности, направленный на создание качественно новых материальных и духовных ценностей.

Творчество неоднородно. Выделяются различные виды творчества: производственно-техническое, изобретательское, художественное, религиозное, философское, бытовое и т.п., иначе говоря, виды творчества можно соотнести с видами практической и духовной деятельности людей. Одним из аспектов решения проблемы стимулирования творческого процесса является развитие врожденных задатков, их раннее распознавание и дальнейшее воспитание исходного творческого потенциала.

 

Определите основные направления в решении проблемы субъекта и объекта познания.

Объект и субъект познания всегда полагались ключевыми элементами познавательного процесса, но при этом представления о сущности собственно познавательного процесса напрямую связывались с представлениями о характере связи между субъектом и объектом.

КЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Первая традиция Объект подлинного знания изначально задан субъекту. Он определяет и направляет познавательную деятельность субъекта. Познание как процесс припоминания.
Вторая традиция Субъект изначально задан. Он несет в себе основные объективные характеристики. В субъекте все рассчитано на воспроизведение в своих структурах мирового порядка. Познание как конструирование.
НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Субъект в процессе познания привносит от себя в объект свой эффект. Познание как истолковывание, интерпретация.
ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Провозглашается смерть субъекта. Познающее Я само по себе есть не более, чем текст, сотканный из культурных универсалий, кодов и интерпретационных соглашений. Фактически ни в филогенетическом, ни в онтогенетическом плане человек не существует до языка, - в познавательной плоскости это значит, что язык учит нас понимать человека, а не наоборот.
ДИАЛЕКТИКО-МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ Субъект в процессе познания воздействует на объект, изменяет его и при этом изменяется сам. Познание есть «свернутая» форма человеческих предметных действий в мире.



Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 368; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.