Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Движение пространство и время




Понятие материи.

"Материя" - одно из фундаментальных понятий философии. Однако в раз-личных философских системах его содержание понимается по-разному. Для идеалистической философии, например, характерно то, что она или совсем от-вергает существование материи или отрицает ее объективность. Так, выдаю-щийся древнегреческий философ Платон рассматривает материю как проекцию мира идей. Сама по себе материя у Платона ничто. Для того, чтобы превратить-ся в реальность, в ней должна воплотиться какая-нибудь идея.

У последователя Платона, Аристотеля, материя тоже существует лишь как возможность, которая превращается в действительность только в результате со-единения ее с формой. Формы же в конечном итоге берут свое начало от Бога.

У Г. Гегеля материя проявляется в результате деятельности абсолютной идеи, абсолютного духа. Именно абсолютный дух, идея порождают материю.

В субъективно-идеалистической философии Дж. Беркли открыто заявля-ется о том, что материи нет, и ее никто никогда не видел, что, если изгнать это понятие из науки, то это никто и не заметит, ибо оно ничего не означает. Он писал, что можно употреблять понятие "материя", если уж очень хочется, но только как синоним слова "ничто". Для Беркли существовать - это быть потен-циально воспринимаемым. На вопрос о том, существовала ли природа до чело-века, Беркли ответил бы - да, в сознании Бога. Другие представители субъек-тивного идеализма (Э. Мах, Р. Авенариус и др.) открыто не отрицают сущест-вование материи, но сводят ее к "совокупности (комплексам) ощущений". Ма-терия, вещь, предмет, по; их мнению, - это комплекс ощущений человека. Именно ощущения человека создают, конструируют их.

Движение - всякое изменение вообще, способ существования материи. Формы движения многообразны и каждая форма движения проявляется на определенном этапе развития материи. В 19 веке Ф. Энгельс дал классификацию форм движения материи, которая до сих пор является наиболее полной и универсальной: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная. В данной схеме формы движения материи выстроены по принципу от простого к сложному: каждый последующий уровень включает в себя предыдущий, но к нему не сводится, так как добавляется нечто новое. Понятие «движение» более полно раскрывается через его соотношение с понятием «покой», «устойчивость», «состояние». Движение есть смена состояний явления или предмета. В то же время в потоке никогда не прекращающихся изменений материи существуют моменты покоя, которые проявляются в форме равновесия, временной стабильности, устойчивости явлений. Следовательно, движение абсолютно, покой относителен. Относительный характер состояния покоя заключается в том, что он имеет место лишь по отношению к конкретным материальным объектам, а не ко всей материи в целом. Например, тело может находиться в состоянии покоя относительно Земли, но по отношению к другим планетам оно находится в постоянном движении. В самом теле человека также происходят постоянные физические, химические и другие изменения.

В мире присутствуют различные типы и виды изменчивости. В самом общем виде их можно разделить на качественные и количественные. Количественные изменения – это, прежде всего, механические процессы, которые связаны с перемещением тел. Качественные изменения связаны с изменением структуры самого предмета, превращением его в другой предмет. Внутри же самих изменений можно выделить обратимые (переход вещества из одного агрегатного состояния в другое) и необратимые. Философию в отличие от конкретных наук в первую очередь интересуют необратимые качественные изменения, которые называются развитием, которое изучает диалектика, на основании чего последнюю часто определяют как учение о развитии.

Развитие - это упорядоченное и закономерное необратимое изменение объекта, связанное с возникновением новых тенденций существования системы. Развитиехарактеризуется рядом фундаментальных черт. Прежде всего, это - всеобщность, означающая, что на всех уровнях бытия развитие имеет место. Необратимость понимается как возникновение качественно новых возможностей, которые не существовали ранее. И, наконец, направленность изменений, означает, что любые, даже кажущиеся случайными изменения возникают как результат определенных взаимодействий и порождают в свою очередь другие изменения. С проблемой направленности развития связано понимание прогресса и регресса. Прогресс обычно понимают как переход от более низких к более высоким уровням организации материи, а регресс наоборот характеризуется деградацией, то есть упрощением.

Пространство и врем я являются формами бытия материи. В истории науки известны две концепции пространства и времени:

1) субстанциальная - время и пространство рассматриваются как особого рода сущности, как некоторые нетелесные субстанции, которые существуют сами по себе, независимо от других материальных объектов, но оказывают на них существенное влияние. Они представляют собой как бы вместилище тех материальных объектов, процессов и событий, которые происходят в мире. При этом время рассматривается как абсолютная длительность, а пространство как абсолютная протяженность. На данную трактовку пространства и времени опирался И. Ньютон при создании своей механики. Данная концепция превалировала в физике вплоть до создания специальной теории относительности;

2) реляционная - пространство и время - это формы существования материальных объектов, точнее, формы координации материальных объектов и их состояний, таким образом, присущее всем вещам и явлениям. Пространство выражает координацию существующих объектов относительно друг друга через расстояние и ориентацию. Время - форма координации материальных объектов через последовательность и длительность.

Итак, с реляционных позиций время - это форма бытия материи, выражающая длительность существования и последовательность смены состояний различных систем. А пространство -форма бытия материи, выражающая структурность и протяженность различных систем.

Пространство и время имеют целый ряд атрибутивных, то есть неотъемлемых свойств.

Атрибутивные свойства пространства:

1) протяженность, то есть рядоположенность и сосуществование различных элементов. Это означает, что к каждому элементу можно добавить или отнять от него другой элемент пространства. Протяженность порождает структурность объектов, которая проявляется в системе внутренних связей, собирающих элементы в единое целое;

2) непрерывность, которая проявляется в характере перемещения тел от точки к точке, и прерывность, которая обеспечивает относительно раздельное существование тел в природе;

3) трехмерность, которая носит всеобщий характер. Хотя в физике существуют теории, пытающиеся доказать многомерность пространства, в частности речь идет об одиннадцатимерном пространстве. На что скептики возражают, что остальные семь являются невидимыми пространственными изменениями и, вследствие этого, абстрактными.

Атрибутивные свойства времени:

1) длительность, то есть последовательность сменяющих друг друга состояний. В природе нет ничего застывшего, все движется и длится во времени;

2) необратимость, означающая, что время протекает из прошлого через настоящее к будущему.

Пространство и время характеризуются следующими свойствами: объективность и всеобщность, которые означают, что ничто не может существовать вне пространства и времени. Очевиден тот факт, что все процессы социальной жизнедеятельности, сама жизнь человека или любого другого живого существа, а так же природные процессы протекают во времени и создают ощущение некоего общего течения времени. Также очевидно, что каждое материальное образование имеет свое самостоятельное течение времени, живет своей жизнью, которая обусловлена своими законами движения и развития.

Прерывность и непрерывность, когда речь идет о конкретных телах и объектах, пространство и время прерывно, то есть, конечно, а в случае существования множественности объектов, пространство и время непрерывно.

Идея способности материи к самоорганизации давно высказывалась учеными и философами разных поколений. Еще в 17 веке Б. Спиноза указал на внутреннюю активность как свойство, присущее материи.

Только лишь в 20 веке, с появлением таких наук как теория организации, кибернетика, синергетика данное свойство материи получило детальное изучение. Было выяснено, что самоорганизация проявляет себя посредством саморегуляции и саморазвития. Саморазвитие - это отбор, накопление и упорядочивание информации, что приводит к возникновению новых структур.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1666; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.