Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место философии в формировании и развитии человека. «Забота о себе». Детское философствование. Молодость как проблема, молодость и философия




 

Место философии в формировании и развитии человека.

 

При изучении вопроса о функциях философии следует исходить из положения о том, что философия есть наряду с наукой форма теоретического познания, связанная как с познавательным, так и с практическим отношением человека к миру. Философию ещё можно определить как теоретическое самоопределение человека по отношению к собственной практике и познанию.

 

Функции философии как теоретического самопознания человека следует подразделить на две взаимосвязанные стороны: по отношению к познанию философия выполняет функцию методологии, по отношению к практике - функцию мировоззрения. Это подразделение функций философского знания пвыражает специфику практического и познавательного отношения человека к миру.

Философия как методология есть исходная субъективная позиция личности, включённой в общий социальный процесс познания мира.

Философия как мировоззрение формулирует исходную деятельную позицию субъекта, осуществляющего практическое преобразование объекта. Здесь практическое отношение человека к миру формулируется с точки зрения таких понятий, как сущность, цель, средства, личностный смысл практической деятельности.

 

Выступая в качестве методологии познания, философия призвана обосновать, каковы познавательные особенности человека, какие познавательные средства может избрать человек соответственно своим способностям, каковы пути постижения подлинного знания, какова структура достигаемого человеком знания, каковы способы проверки истинности знания.

 

Как мировоззрение, философия выполняет задачу обоснования места практики в человеческой жизнедеятельности, влияния практики на формирование личности, её духовный мир, выявления нравственной ответственности человека за последствия практической деятельности.

 

Человек стремится постичь как свою собственную сущность, так и сущность внешнего мира. Существуют науки о человеке и науки о природе. Каждая из этих многочисленных наук развивает свою собственную методологию, исходя из специфики изучаемого объекта. Философия стремится преодолеть разрыв между науками о человеке и науками о

природе, опираясь как на те, так и другие.

 

Философские представления можно рассматривать как общее мировоззрение, составляющее важнейший элемент структуры личности. Если философская методология соединяет различные научные подходы, то философское мировоззрение ориентирует личность в многообразном мире практической деятельности.

 

Детское философствование.

 

Когда мы говорим о детском философствовании, мы прежде всего имеем в виду природу, суть философского отношения к миру и понимания мира. "Философия начинается с удивления", - говорил Аристотель. "Удивление, сомнение, вопрошание - три источника, которые питают философию", - вторил ему К.Ясперс. Природа философского мышления такова, что оно не столько дает законченные ответы на вопросы, снимая их, сколько ставит, оставляя их не закрытыми. В открытости детского мышления с его удивлением и вопрошанием, нескончаемой чередой "почему" и "это что?" обнаруживается глубокое родство с серьезным философствованием.

Речь идет о лежащих за детскими высказываниями понятиях и обобщенных представлениях о мире. Детское философствование сопровождает процесс развития речи и мышления ребенка, прояснения смысла и значения отдельных понятий, их связи, взаимоотношений. Кроме того, в философствовании детей отражается и процесс освоения ими социокультурных ценностей, этических установок и нормативов.

 

Начинается детское философствование с удивления, как уже было сказано, сомнения, вопрошания. За цепочкой вопросов просматривается одна из основных проблем философии, сформулированная в вопросе древнегреческого философа "Что есть первооснова всего?", "Что есть "начало"?

 

Поиск закономерностей, причинно-следственных связей постоянно сопровождает процесс мышления детей, особенно раннего возраста.

 

Представляет интерес отношение детей ко времени. Зачастую им кажется, что они могут влиять на его ход. Их не устраивает необратимость времени, им хочется совершать путешествия не только в будущее, но и в прошлое. Похоже, в детском восприятии время осмысливается иначе, чем у взрослых, в его глубинном, философском видении.

 

Детей отличает глубокий оптимизм в отношении к миру. Вопрос о рождении и смерти - один из актуальнейших для детей дошкольного возраста. Дети - неодолимые оптимисты; оптимизм - не только существенное свойство их души, но и закономерность мышления. Даже сталкиваясь со смертью, они воспринимают ее как нечто реальное, как своего рода игру.

 

Цепь аналогий можно было бы продолжать до бесконечности, однако нам важны не сами по себе факты, а тот вывод, к которому они приводят: процесс мышления в его начальных стадиях, в стадиях формирования сознания сопровождается рождением глобальных идей о мире, что находит выражение в философских концепциях и системах.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.