Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Антропологическое направление в современной философии (М. Шелер и др.). Человек как предмет научного и философского познания. Проблема смысла человеческого бытия




Антрополо́гия (др.-греч. ἄνθρωπος — человек; λόγος — «слово, речь») — комплекс дисциплин, занимающихся изучением человека.

 

Философская антропология — философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.

 

Тенденции в современном человеческом сознании, характеризующиеся как кризисные, если не сказать, катастрофические, и, к тому же, совершенно оправданные, - если затронуть глубинные пласты человеческой жизни, - с необходимостью заставляют нас по-новому взглянуть на свое собственное предназначение. В этой связи обращение философии к антропологической концепции Макса Шелера может оказаться полезным. Присутствие человека во всех контекстах жизни (сущего), необходимость тематизировать эти контексты – это относится как к области права, так и к области долга. В этом смысле человек, по Шелеру, - это «аскет жизни», вечный протестант против любых проявлений действительности. Он принципиально в состоянии занять аскетическую позицию по отношению к внешним воздействиям мира – позицию, при которой он может сказать «нет». Разумеется, этот исполненный высокого смысла тезис сохранил свою постулаторность, хотя и утратил свою актуальность в современном мире, где любой контекст рассматривается, прежде всего, с позиций прагматизма и гедонизма, а уж «отнесение удовольствий к гибельной сфере зла» звучит не просто архаично, а как нонсенс. Современный (новоевропейский) человек не просто говорит «да» любым проявлениям сущего. Ему нравится примерять на себя всесилие Бога. Человек давно уже вторгся во все мыслимые и немыслимые тайны природы: геология позволила ему превратить недра природы в свои кладовые, физика и химия помогают распознать начало и конец мироздания, биология посвятила его в святая святых природы. Современная генная инженерия позволяет человеку совершить последний шаг на пути познания – изменить свою собственную природу, тем самым занять место Творца.

В своем основополагающем сочинении «Положение человека в космосе» (1928) Шелер ставит вопрос об особом положении человека в огромном мире живой природы. По Шелеру, человек не является ни познающим, ни волящим существом. Он – существо интенциональное, в котором изначально и спонтанно заложена направленность на реализацию высших ценностей. И в этом телеологическом становлении заключается ценностно-иерархическое преобразование человека. Шелер набрасывает проект антропологии, которая своим творческим зарядом должна была изменить человека.

 

Смысл жизни, смысл бытия — философская и духовная проблема, имеющая отношение к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.

 

Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:

«В чём состоят жизненные ценности?»,

«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),

«Зачем (для чего) мне жить?».

 

Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что целью всех человеческих поступков является счастье (eudaimonia), которое состоит в осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму

Киники (Антисфен, Диоген Синопский) — представители одной из сократических школ греческой философии — считали конечной целью устремлений человека добродетель (счастье). По их учению, добродетель состоит в умении довольствоваться малым и избегать зла. Это умение делает человека независимым. Человек должен стать независимым от внешнего мира, который непостоянен и неподвластен ему, и стремиться к внутреннему покою. В то же время, независимость человека, к которой призывали киники, означала крайний индивидуализм, отрицание культуры, искусства, семьи, государства, имущества, науки и общественных установлений.

Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля.

Фридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни. Он также видел нигилизм как естественный результат идеи «смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1188; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.