Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальная идентичность. Проблема Я-концепции в соц. псих




Самосознание - процесс, с помощью которого человек осознаёт себя и относится к самому себе. Этим занимается психология личности. Образ я = я концепция - это относительно устойчивое в большей или меньшей степени осознаваемое, переживаемое как неповторимое, система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит взд с другими людьми и относится к самому себе. Одинаковых я концепций не бывает. Исходя из отношения к самому себе человек строит взаимоотношения с другими людьми. 4 группы ответов к тесту «кто я?» 1.хар-щие человека как физ.объект 2.основные варианты ответов, все ответы, раскрывающие суть человека, как члена соц.среды(семейные роли, проф принадл) Все соц роли- это соц.идентичность. 3.описания. хар-щие психологические особенности, личная идентичность. 4.абстрактная рефлексия. Если много хар-к личностных, я а не ролевых, то человек плохо социализирован и слишком увлечён собой. Оптимальный вариант - баланс между ролевыми и личностными хар-ми. Сущ+прилаг. означает, что баланс достигнут. Умение сочетать две важные личностные идентификации явл. главной задачей человека. Идентичность ввёл Эриксон. Идентичность - существенно, постоянное понятие о себе. Человек в своём сознании сочетает прошлое, настоящее и будущее. Человек не живёт здесь и сейчас, нужно думать на перспективу. Планы вкл. в идентичность, в я концепцию. Сп-бы получения знания о самом себе: -получение инф о самом себе -оценка достигнутых результатов -усвоение мнений других людей -сравнение себя с другими. Соц.рефлексия - анализ своих мыслей, чувств, переживаний. История изучения я концепции. У.Джеймс первым обратился к я концепции. Человеку присуще глобальное осознание я, назвал self, i-я осознающее, те - я как объект ознания. Рассматривал проблему самооценки, она зависит от его притязаний. Повыш когда притязания его реализуются. Нужно формировать реалистичные притязания - цели. Гуманистическое направление В.Маслоу идея-самореализации, К.Роджерс «Терапия ориентированная на клиенте». Интеракционистское направление ориентировано на взд людей. Результат человеческого опыта рассматриваются я концепция. Ч.Кули «Концепция зеркального я». Человек воспринимает себя глазами других. Развиваясь человек проверяет набор хар-к, кот. считают другие. Значимый другой- человек, на мнение которого субъект ориентируется, кот. он больше всего доверяет. Психологическое направление развивались идеи Эриксона, концепция идентичности в юношеском возрасте. 4 типа идентичности: 1) Преждевременная идентичность - решение применяются на основе мнения значимых взрослых. Не явл.путём для личной идентичности. Возникают внутренний конфликт, чувство, что человек проживает не свою жизнь, что не он это выбрал. Конфликт - поиск своей идентичности. Протестное поведение хар-но для подростков, когда человек не способен жинь по указке других, ему нужно понять себя и жить ав соответствии со своими желаниями. 2) Мораторий - достижение идентичности. Интенсивная работа по поиску себя. Внутренняя психологическая работа. Если этого не было, человек не может подняться на новую ступень. 3) Достигнутая идентичность - результат целенаправленной работы. 4)Диффузорная идентичность - человек не следует рекомендациям других людей, человек живёт здесь и сейчас. Конформны, подвержены влиянию, низкий уровен рефлексии. Путь, ведущий к девиации, т.к.всё под воздействием момента.

Когнитивное направление, теория социальной идентичности Д.Тэджфил:у каждого есть 2 составляющих: соц и личная идентичность, а поведение опр-ся одной из идентичностей.

Структура я концепции. 3 осн.составл.:1)Когнитивная - знание о самом себе. Вербальный запас слов. То, что человек о себе может сказать и рассказать2)Аффективная - оценка себя эмоционально-окрашенная 3)Поведенческая - самопрезентация, преставление себя другим.

Методы изучения. Стандартизированные: опросники, тесты, анкеты. Нестандартизированные: опросники типа «кто я?», «опишите себя в 10 предложения» и т.п., даётся свобода характеристик. Проективные методики: «нарисуй себя» и т.п., методика незаконченных предложений.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.