КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Этапность развития групп
Уровень развития группы – это такой качественный этап, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Группа развивается начиная с низшего уровня, проходя несколько этапов и достигая высшего уровня. В отечественной психологии существует несколько классификаций уровней развития группы. Так, Е.С. Кузьмин выделяет три уровня: 1. Номинальная группа-это группа людей, собравшихся вместе и получивших общее название, наименование. Например, поступившие в вуз абитуриенты собираются в первый день занятий и получают наименование группы первокурсников. 2. Кооперация-система кооперативов и их объединений, целью которой является содействие членам кооперации в сфере производства. 3. Коллектив-это группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов и ценностей. Н.Н. Обозов подразделяет развитие группы на четыре этапа: 1. Диффузная группа-общность, в которой отсутствует сплоченность как ценностно-ориентационное единство и совместная деятельность, способная опосредствовать отношения ее участников. 2. Ассоциация-добровольное объединение физических и (или) юридических лиц для взаимовыгодного сотрудничества, достижения общей хозяйственной, политической, научной, культурной или какой-либо другой цели при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов. 3. Корпорация-это группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других групп. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой 4. Коллектив-группа объединенных общими целями и задачами людей, достигшая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Л.И.Уманский еще более дифференированно подходит к данной класификации и вычленяет шесть уровней: 1. Конгломерат-это группа ранее непосредственно не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член такой группы преследует свою индивидуальную цель. 2. Номинальная группа 3. Ассоциация 4. Кооператив 5. Автономия-это целостная и обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат совместной деятельности, но и удовлетворение от участия в ней. 6. Коллектив Нетрудно заметить, что в подходах названных авторов много общего. Развитие группы начинается с низшего уровня – аморфное образование, и заканчивается высшим уровнем – коллектив. Взяв за основу классификацию Л.И. Уманского как наиболее разработанную и проверенную на практике, опишем уровни развита» группы, опираясь на три главных критерия: § общность целей совместной деятельности; § четкость структуры группы; § динамика групповых процессов. На основе этих критериев можно охарактеризовать социально-психологическую зрелость группы. 24. Нормативность группового взаимодействия. Слабые групповые взаимодействия наблюдаются при минимальном групповом взаимодействии, минимальной групповой ситуации, то есть когда люди просто присутствуют рядом друг с другом, но ситуацию не обсуждают. К слабым групповым взаимодействиям относятся социальная фасилитация, социальная леность и деиндивидуализация. Социальная фасилитация – усиление доминирующей (наиболее вероятной) реакции в присутствии других людей.Социальная фасилитация проявляется, когда человек прикладывает определенные усилия для достижения индивидуальных целей. По иному складываются групповые взаимодействия в ситуации, когда в группе есть общая цель, но нет индивидуальной ответственности. Когда люди работают в группе, они делают это менее упорно, чем индивидуально. Макс Рингельманн, изучавший эти явления, сделал вывод, что коллективная работоспособность группы примерно равна ½ суммы работоспособности каждого в отдельности. Этот процесс получил название социальная леность (социальное безделье). Социальная леность – тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности. Для борьбы с социальной леностью и увеличения мотивации членов группы применяются две основные стратегии: 1) стратегия идентификации индивидуальной продуктивности, то есть руководитель дает индивидуальные задания и учитывает личный вклад каждого в полученный результат; 2) создание духа команды, то есть вознаграждение и поощрение группы как целостного образования. Деиндивидуализация - утрата самосознания и боязни оценки; возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. В отличие от слабых групповых взаимодействий, сильные взаимодействия в группе наблюдаются в групповой ситуации, в которой присутствует обсуждение какой-либо проблемы, события. К таким взаимодействиям относятся групповая поляризация, огруппление мышления и влияние меньшинства. Групповая поляризация – вызванное влиянием группы усиление ранее существующих тенденций членов группы; смещение средней тенденции к своему полюсу вместо раскола мнений внутри группы. Групповая поляризация помогает объяснить, почему группы больше конкурируют и меньше сотрудничают между собой, чем отдельные индивиды. В естественных условиях это проявляется в эффектах безудержного инвестирования и подчеркивания, а также в существовании террористических организаций. Объяснение поляризации: 1. Теория информационного влияния – это влияние, возникающее из признания реальности, аргументов, приводимых во время обсуждения. 2. Теория нормативного влияния – влияние, возникающее из-за желания человека быть принятым и одобренным в группе. В данном случае срабатывает социальное сравнение (оценка своих мыслей и способностей путем сравнения себя с другими) и плюралистическое неведение (ложное представление о мыслях, чувствах и реакциях других людей).
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1267; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |