Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Товар и его свойства. Полезность, стоимость, цена




Товар и его свойства. Товарэто предмет или услуги, производимые для продажи, для взаимного эквивалентного обмена между собственниками благ.

Товар обладает двумя свойствами. Первоесвойство – это потребительная ценность товара, или полезность его. Потребительская ценность этоспособность данного товара удовлетворять какую-либо потребность человека, быть нужным для потребителя. Выражением общественной полезности является спрос покупателей на конкретные товары.

Второесвойство – это меновая ценность товара. Любой продукт превращается в товар лишь в процессе возмездного эквивалентного обмена ценностями между различными собственниками. Способность разных продуктов обмениваться в определенных количественных соотношениях (пропорциях) есть меновая ценность. Однако товарный обмен формирует важнейшую проблему экономической науки – что лежит в основе соизмерения различных обмениваемых товаров. Торговля предполагает возмездность и эквивалентность обмена. А что может служить показателями эквивалентности при обмене мяса на бензин, одежды на хлеб и пр.? Для ответа на этот вопрос экономическая наука последовательно сформировала трудовую теорию стоимости и теорию предельной стоимости.

Трудовая теория стоимости создавалась У.Петти, А.Смитом, Д.Рикардо, К.Марксом. И каждый исследователь внес свою долю в теоретическое наследство. Основные положения трудовой теории стоимости сводятся к следующим моментам. Различные товары имеют одинаковое внутреннее содержание – стоимость. Стоимость – это количество и качество труда, затраченного на производство определенного товара. Количественно затраченный труд измеряется рабочим временем, качественно – сложностью труда. Основой обмена одного товара на другой является равенство труда, затраченного на производство этих товаров. Разные производители, создавая одинаковый товар, затрачивают разное по величине рабочее время вследствие неодинаковых условий производства. Однако на рынке одинаковые товары продаются по одинаковой стоимости. Рыночная стоимость товаров определяется общественно необходимыми затратами труда. Общественно необходимые затраты труда - это рабочее время на изготовление товара при средне нормальных условиях производства (средней производительности, средней квалификации работников, средней интенсивности труда, средней оснащенности производства и пр.). Общественно необходимые затраты труда показывает изготовитель, предложивший для обмена наибольшее количество определенного товара.

При всей разработанности и обоснованности трудовая теория стоимости ограничена проявлением экономического интереса одной стороны товарного обмена – производителей и продавцов. Но сам товарный обмен возможен при наличии двух сторон: производитель (продавец) – потребитель (покупатель). Таким образом, трудовая теория стоимости не содержит анализа экономического интереса потребителей. В условиях ограниченности производства обмен товаров по стоимости является господствующим. Но с развитием производства и расширением предложения формируется необходимость в теоретическом осмыслении поведения потребителей. В результате появилась теория предельной полезности. Основные положения этой теории сводятся к следующим моментам. Полезность всякого товара определяется субъективной оценкой покупателем ценности этого товара для удовлетворения его личных потребностей. Субъективная оценка формируется на основе понимания покупателем значения данного товара для его жизни и положения в обществе. Всякий человек ранжирует свои потребности в порядке понимания степени их важности для него лично. Ценность товара для покупателя определяется местом той потребности, которую может удовлетворить данный товар. Степень удовлетворения определенной потребности уменьшает ценность (полезность) определенных продуктов для потребителя до наступления полного насыщения, когда этот товар больше не нужен покупателю, т.е. в процессе личного потребления действует закон убывающей полезности. В результате, ценность любого товара для покупателя определяется предельной полезностью. Предельная полезность – это добавочная полезность от потребления последней единицы продукта, удовлетворяющей наименее настоятельную потребность. На величину ценности товара для покупателя влияет величина запаса данного товара у покупателя. Таким образом, основой рыночной ценности товара для покупателя является предельная полезность данного товара для данного покупателя. Ограниченность теории предельной полезности проявляется в отсутствии общественно значимого показателя измерения субъективной полезности определенного товара. Кроме того, закон убывающей полезности четко проявляется при потреблении жизненно необходимых благ, но слабо действует применительно к товарам длительного пользования бытового и производственного назначения.

Обобщая сказанное, можно сделать вывод: товар на рынке выражает противоположные интересы двух сторон - производителя и потребителя. Однако купля-продажа этого товара (как цель обеих сторон) может осуществиться только при согласовании интересов обеих сторон. Согласованным интересом выступает равновесная рыночная цена (см. подробнее гл. 3).

Стремясь ускорить движение товаров от производителя к потребителю, участники рынка используют деньги.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1966; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.