КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Эластичность спроса и предложения. Факторы, влияющие на эластичность спроса и предложения. Неэластичные товары
D Е Кг Q D2 d D1 Q
Представим условный пример изменения цены, спроса и предложения на сыр. При этом, важно понимать, что законы рынка – это не надуманные дефиниции, а отражение типичного поведения всякого среднетипичного человека в среднетипичных условиях рыночной экономики. Рассмотрим колонки 1 и 2 таблицы 4. Если бы сыр выдавался бесплатно, человек принес бы домой не менее 10 кг сыра. При цене в 20 рублей человек понимает, что это неимоверно низкая цена для сыра и готов приобрести больше, чем может съесть, но уже не 10 кг. Далее объем покупок идет по убывающей. И когда цена вырастет до 300 рублей, покупатель приобретает 200 грамм сыра, рассматривая его уже как деликатес. Эту динамику и отражает график. Таблица 4
Изменение объема спроса на сыр в зависимости от цены показывает линия спроса (d). Каждая точка на этой прямой показывает зависимость спроса от цены. Цена представлена главным фактором изменения спроса. Однако есть и другие (неценовые) факторы воздействующие на величину спроса. 1. Величина дохода показывает прямую зависимость по отношению к спросу. При этом меняется и качественный состав спроса, но это отдельный вопрос. 2. Количество покупателей – прямая зависимость. 3. Инфляция – обратная зависимость. 4. Инфляционные ожидания – прямая зависимость. 5. Количество товаров – субститов – прямая зависимость. 6. Прочие факторы (изменения структуры населения, мода, реклама и т.д.) – переменная ("мерцающая") зависимость: на одни товары спрос растет, на другие – уменьшается. Влияние неценовых факторов на спрос отражается на графике 4 сдвигом линии спроса вправо (рост спроса, прямая зависимость – d 1) или влево (снижение спроса, обратная зависимость – d 2). График 4 P
0 Q Предложение на рынке. Предложение – это количество товара, которое могут и хотят продать изготовители. Продавцы на рынке, выражая интересы производителей, будут предлагать тем больше товаров, чем выше на них цена. Закон предложения выражает прямую зависимость между уровнем цен и объемом предложения. Если цена повышается, то на рынок будет поступать больше товаров, и, наоборот – чем ниже цена, тем меньше предложение. В нашем примере рассмотрим 1 и 3 графы и представим себе поведение другой (противоположной) стороны. Бесплатно свой товар раздавать никто не будет. При цене 20 рублей за один килограмм, может быть продан 1 кг вследствие особой ситуации (жалость к бедняку или крайняя необходимость в наличных деньгах). Но с ростом цен поведение производителей меняется и, при цене в 300 рублей, продавцы готовы затоварить рынок (график 5). График 5 P s2 300 s1 s
На величину предложения также воздействуют внеценовые факторы. 1. Величина издержек производства – обратная зависимость. 2. Цены на ресурсы производства (напр., сырье и энергоносители) - обратная зависимость. 3. Степень монополизма в отрасли – обратная зависимость. 4. Степень технического прогресса (новые технологии) – прямая зависимость. 5. Уровень налогообложения – обратная зависимость. Влияние внеценовых факторов на графике также отражается сдвигами линии вправо (рост предложения) и влево (снижение предложения).
цену. Продавец выходит на рынок со своим вариантом цены, а покупатель приходит на рынок со своим вариантом. Первоначальные (исходные) варианты цен продавца и покупателя, естественно, не совпадают. Однако рынок сближает и объединяет их. Сама сделка купли-продажи может быть осуществлена лишь при условии, что уровень спроса равен уровню предложения, т.е. – в основе рыночных отношений лежит равенство между спросом и предложением: D = S. И выходя на рынок со своими вариантами цен, продавец и покупатель попадают под пресс жесткой необходимости такого равенства. Сам факт купли-продажи свидетельствует, что рынок скорректировал поведение и запросы продавцов и покупателей и привел их к соглашению. Избыточный спрос подталкивает цены покупателя к росту до тех пор, пока они не сравняются с ценами продавцов. При этом действует обычная функциональная зависимость: чем больше дефицит (ограниченность, нехватка) товаров, тем выше цена покупателя. Избыточное предложение, наоборот, снижает цены продавцов до тех пор, пока они не сравняются с ценами покупателей. Это состояние также выражается в функциональной зависимости: чем больше превышение предложения над спросом (затоваривание рынка), тем ниже цена продавца. Таким образом, избыточный спрос оказывает на цены давление "снизу" и подталкивает цены вверх. Избыточное предложение оказывает на цены давление "сверху" и заставляет цены снижаться. Результатом действия двух указанных противоположных процессов является сближение и уравновешивание цены покупателя и цены продавца и формирование на их основе равновесной рыночной цены. Равновесная рыночная цена - это цена такого уровня, при котором спрос равен предложению. На графике цена равновесия находится в точке пересечения кривых спроса и предложения. В нашем примере рассматриваем 4-ю строку по горизонтали (табл. 4) и строим график 6, общий для спроса и предложения. График 6 P 300 s
100
0 3 100 Q Равновесие на рынке означает, что все покупатели, желающие купить сыр по 100 руб. за 1 кг, приобретут его, а все продавцы, желающие и готовые продать сыр по этой же цене, продадут его. На рынке нет ни дефицита, ни излишков: d = S = 3 кг. Движение цены вверх или вниз вызывает нарушения равновесия. Если цена вырастает, то возникает затоваривание, спрос отстает от предложения и продавцы вынуждены будут понизить цены. И, наоборот, при снижении цен снизится предложение, и уже покупатели будут готовы платить больше, только чтобы найти и купить необходимый товар. Равновесная рыночная цена служит четким выражением общего равновесия рынка. Показатели такого равновесия: высшая при данных условиях экономическая эффективность производства, когда все затраты окупаются при реализации товара; высшая при данных условиях социальная эффективность, когда спрос максимально удовлетворяется соответственно его денежному обеспечению; четкое равенство между спросом и предложением, когда отсутствуют и дефицит, и затоваривание.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |