Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сильные и слабые стороны экономики, перспективы развития Астраханской области




Билет 12

Географическое положение. Астраханская область расположена на Прикаспийской низменности; омывается Каспийским морем. Граничит: на юго-западе и западе – с Республикой Калмыкия, на севере – с Волгоградской областью, на северо-востоке и востоке – с Казахстаном. Со стороны Калмыкии имеются территориальные претензии на части Астраханской области, входившие до 1944 г. в состав Калмыкии.

Природные условия. На Прикаспийской низменности высшая точка 150 м. Климат резко континентальный, засушливый; средняя температура января -10 градусов (на севере), -6 градусов (на юге); средняя температура июля +25 градусов. Количество осадков – около 200 мм в год. Главные реки: Волга с Ахтубой. Для области характерны полынно-солянковые полупустыни на светло-каштановых почвах. В Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги преобладает луговая растительность на аллювиальных почвах.

Население. Население области составляет 1005,2 тыс. человек (оценка на 1 января 2009 г.) в т. ч.: 660,9 тыс. человек – городское, а 344,3 тыс. человек – сельское. По переписи на 9 октября 2002 г. 69,7% населения – русские, казахи – 14,2%, татары – 7,0%, 9,1% относятся к другим национальностям.

Муниципальное устройство и крупнейшие города. По данным на 1 января 2008 г. в области насчитывается 177 муниципальных образований в т. ч.: муниципальных районов – 11, городских округов – 2, городских поселений – 11, сельских поселений – 153.

Наиболее крупные города по оценке на 1 января 2008 г. (тыс. человек): Астрахань – 503,1, Ахтубинск – 42,6, Знаменск – 32,4, Харабали – 18,1, Камызяк – 16,1, Нариманов – 11,0.

 

Экономические преимущества и недостатки. Астраханская область имеет важное транспортно-географическое положение. Астраханский транспортный узел находится на самом коротком и удобном пути и Европы в Среднюю и Южную Азию. Астраханская область относится к числу регионов со сбалансированной, но слаборазвитой экономикой, традиционно базировавшейся на сельском хозяйстве, рыболовстве, судоходстве и добыче поваренной соли. Лишь с освоением крупного газоконденсатного месторождения в 80-х годах начался новый этап экономического развития области. Одновременно возникли и серьезные экологические проблемы в связи с выбросами отходов газовой промышленности в атмосферу. Большое значение по снабжению водой засушливых районов области придается проекту Южной трансрегиональной водной системы.

Основные социально-экономические показатели. Удельный вес области в общероссийских экономических показателях составляет: по ВРП – 0,4% (за 2007 г.). За 2008 г. по объему промышленного производства – 0,4%, по объему продукции сельского хозяйства – 0,6%, по объему розничного товарооборота – 0,6%, по объему инвестиций в основной капитал – 0,8%. Уровень безработицы по методологии МОТ за 2008 г. равен 7,5%.

Основные отрасли промышленности: легкая, пищевая, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, химическая. На базе Астраханского месторождения сформирован промышленный комплекс по добыче и переработке газа и конденсата, по производству серы.

Сельское хозяйство. Сельскохозяйственные угодья в хозяйствах всех категорий, по данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи на 1 июля 2006 г., составили 1999 тыс. га, или 41% всех земель области, пашня – 158 тыс. га, или 3%. Важную роль в экономике области играет сельское хозяйство, прежде всего растениеводство, опирающееся на ценные, подчас уникальные природные агро-климатические ресурсы в нижнем течении Волги. Развито рисосеяние, выращивают овощи, бахчевые культуры. В животноводстве выделяются мясошерстное овцеводство, мясомолочное скотоводство и верблюдоводство.

Инвестиционная привлекательность. Инвестиционный рейтинг области – 3B2, что означает незначительный потенциал, умеренный риск. В инвестиционном рейтинге регионов область занимает 60-е место по инвестиционному риску и 52-е по инвестиционному потенциалу. Наименьший инвестиционный риск – управленческий, наибольший – социальный. Наибольший инвестиционный потенциал – природно-ресурсный.

Антикризисная устойчивость. По рейтингу финансовой устойчивости регион относится к группе роста, по рейтингу экономической устойчивости – к группе значительного спада, по рейтингу социальной устойчивости – к группе значительного спада и по комплексному рейтингу антикризисной устойчивости – к группе умеренного спада.

Напряженность на рынке труда региона повышается и в первом квартале 2009 г. составила 2326 зарегистрированных безработных на 1000 вакантных рабочих мест, против 1362 в первом квартале 2008 г.

Объексты ЮНЭСКО: Ансамбль Астраханского кремля. 2008г. Федеральный округ: Южный

 

2)Автомобилестроение России: центры производства, проблемы и государственная поддержка

В автомобилестроении Российской Федерации сложилась четкая специализация предприятий на выпуск отдельных типов машин. Только "старые" заводы в Москве (ЗИЛ) и Нижнем Новгороде (ГАЗ) выпускают одновременно грузовые и легковые машины. Все остальные специализируются на выпуске отдельных видов и типов машин: грузовых машин среднего тоннажа в Центральном районе (Москва, Брянск), в Волго-Вятском районе (Нижний Новгород), Уральском районе (Миасс), грузовых машин небольшого тоннажа - в Поволжском районе (Ульяновск). Автобусы разной вместительности производят в Центральном районе (Ликино), в Волго-Вятском районе (Павлово), Уральском (Курган). Легковые автомобили высшего класса выпускает Москва, среднего - Волго-Вятский район (Нижний Новгород), малолитражные машины - Поволжский (Тольятти), Центральный район (Москва), Уральский (Ижевск), а микролитражные - Юго-Западный (Луцк) районы.

 

В ходе анализа были выделены текущие проблемы текущие проблемы автопроизводителей:

· дефицит высококвалифицированного производственного персонала и инженерных кадров, обеспечивающих конструкторско-технологические разработки и сопровождение производственных процессов на предприятиях;

· отсутствие механизмов прогнозирования и управления кадровым обеспечением автомобильной отрасли в условиях современного рынка труда;

· несоответствие региональной структуры профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов, а также уровня компетентности выпускников потребностям автопроизводителей;

· отсутствие системы профессиональной ориентации молодежи в отрасли;

· сложная процедура привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов, востребованных по причине низкого уровня либо полного отсутствия в России подготовки по необходимым направлениям;

· недостаточное кадровое обеспечение проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее - НИОКР) по созданию качественно новых автотранспортных средств и автомобильных компонентов, включая развитие национальной базы НИОКР в области автомобилестроения;

· недостаточное развитие производства автокомпонентов и предприятий товаропроводящей и сервисной сети (не более 5% российских предприятий, производящих автокомпоненты, соответствуют требованиям стандарта ISO/ТС-16949, устанавливающего специфические требования к системам менеджмента качества поставщиков автомобильной промышленности, а также иным требованиям по качеству и организации производства);

· неравномерное распределение трудового ресурса в регионах присутствия автопроизводителей и отсутствие механизмов регулирования рынка труда (программы целевой подготовки, релокации персонала и т.д.) при значительном изменении объемов производства.

 

 

В России предпринят ряд мероприятий по поддержке отрасли через систему государственных закупок. Помимо прямых мер поддержки отечественных предприятий автомобилестроения, государством также реализуется ряд Федеральных целевых программ, ориентированных на повышение спроса на грузовую автомобильную технику. В числе таких можно назвать программу «Модернизация транспортной системы России», ФЦП «Жилище», программу по развитию Сочи как горноклиматического курорта и другие.

 

К мерам по стимулированию приобретения отечественной техники относится и субсидирование процентных расходов лизинговым компаниям, которые получают кредиты в российских кредитных организациях

 

Что касается мер, направленных на повышение финансовой устойчивости предприятий, то важнейшей из них для ОАО «КАМАЗ» является поддержка размещения российскими автопроизводителями облигационных займов. Правительством РФ было принято важное решение о выделении 2,5 млрд. руб. на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным предприятиями автомобилестроения и транспортного машиностроения на техническое перевооружение.

 

Важным направлением финансовой поддержки является предоставление государственных гарантий по кредитам, что может позволить предприятиям высвободить дополнительную залоговую массу, а банкам – снизить риски.

 

Нельзя не упомянуть и комплекс мер, направленных на снижение налогового бремени для предприятий. С этой целью государством были откорректированы действующие графики погашения реструктурированной задолженности по налогам и сборам перед федеральным бюджетом, а также страховым взносам перед внебюджетными фондами.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 3218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.015 сек.