Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности правового регулирования муниципальной службы




 

Муниципальная служба определяется российским законодательством (ст. 2 ФЗ «О муниципальной службе в РФ») как профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора.

Профессиональная деятельность муниципального служащего представляет собой служение муниципальному образованию для достижения целей местного самоуправления. Идея служения не органу местного самоуправления, а муниципальному образованию как таковому находит свое проявление и в самих понятиях «муниципальная служба» и «муниципальный служащий», данных в законе о муниципальной службе.

Муниципальное законодательство определяет муниципальную службу как институт, призванный обеспечивать осуществление полномочий органов местного самоуправления, управления муниципальным имуществом, включая средства местного бюджета, и организацию предоставления муниципальных услуг.

Как всякая профессиональная деятельность, муниципальная служба является оплачиваемой и финансируется из местного бюджета. Обеспечение прав и гарантий муниципальных служащих осуществляется муниципальным образованием за счет ресурсов местного самоуправления.

Муниципальная служба является управленческой деятельностью и связана с организацией и руководством большого числа процессов в муниципальном образовании. Организационная, руководящая и управленческая деятельность есть «деятельность над деятельностью», она направлена не на преобразование природного материала, а на организацию деятельности других людей, на руководство такой деятельностью или на управление.

Управлять может только тот, кто имеет определенные знания об управляемом объекте. Отсюда муниципальная служба – высококвалифицированная деятельность, требующая широкой эрудиции, разносторонних, а также специальных управленческих знаний.

 

Муниципальная служба имеет особые, отграниченные от другой деятельности задачи (обеспечение функционирования местного самоуправления). Она представляет собой один из организационных механизмов решения вопросов местного значения, а также в определенных законами случаях осуществления отдельных переданных органам местного самоуправления государственных полномочий.

Муниципальная служба базируется на сложном многоуровневом правовом регулировании, взаимосвязана с государственной гражданской службой, что обеспечивается введением ряда особых требований и правовых механизмов.

Муниципальное образование для реализации возложенных на него публичных функций принимает (нанимает) на работу граждан, имеющих соответствующее профессиональное образование. При этом муниципальный служащий наделяется определенным кругом служебных обязанностей в соответствии с занимаемой им должностью, то есть фактически выполняет в этом органе соответствующую трудовую функцию, которая согласно ст. 15 ТК РФ определяется как работа по определенной специальности, квалификации или должности. Выполнение регулярной оплачиваемой работы физическим лицом предполагает наличие трудовых правоотношений.

Таким образом, принципиального (сущностного) различия между трудовой деятельностью работника и профессиональной деятельностью муниципального служащего, позволяющего говорить о специальном роде деятельности, отличной от трудовой, не существует. Имеет место некоторая специфика, заключающаяся в том, что трудовая деятельность муниципального служащего причастна (связана) к реализации функций муниципального образования.

Муниципальная служба существенно влияет на права граждан. Исходя из этого, возникают особенности правового регулирования данной деятельности – усиление влияния федерального законодательства, введение ряда ограничений и обязанностей для муниципальных служащих, обеспечивающих реализацию прав граждан, дополнительные требования к правовому регулированию муниципальной службы и деятельности каждого конкретного муниципального служащего, связанные с его работой в интересах населения муниципального образования, включение этических норм в правовые акты по муниципальной службе. Одним из важнейших принципов при регулировании муниципальной службы любыми правовыми актами является принцип приоритета прав и свобод человека. Все правовые основы муниципальной службы должны отвечать этому принципу и обеспечивать его реализацию. Исходя из этого, даже должностные инструкции муниципального служащего должны содержать нормы, направленные на реализацию принципа приоритета прав и свобод граждан.

 

Назовём особенности правового регулирования муниципальной службы

 

1. Первая особенность правового регулирования муниципальной службы является наличие дополнительных правовых актов, регулирующих муниципальную службу, в особенности актов субъектов РФ и муниципальных нормативных и иных правовых актов.

2. С публичным характером деятельности муниципального служащего связана вторая особенность – установление прав, ограничений и обязанностей муниципальных служащих. Особенностью правового регулирования поступления на муниципальную службу (как и особенностью прохождения службы) является требование ст. 15 ФЗ о муниципальной службе предоставлять при поступлении на службу (и ежегодно при прохождении службы) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера; возможность в установленном Федеральным законом порядке подвергать данные сведения проверке и отказывать в письменной форме и с указанием причин в поступлении на службу при выявлении обстоятельств, препятствующих поступлению гражданина на муниципальную службу.

3. Трудовой кодекс РФ не вводит обязательности проведения периодической аттестации работников. В отличие от этого, ФЗ о муниципальной службе устанавливает не только обязательность и периодичность аттестации, но и последствия результатов аттестации, право обжалования результатов аттестации в суде. Федеральный закон устанавливает категории лиц, не подлежащих аттестации, а также вид правового акта, которым утверждается положение об аттестации.

4. Помимо оснований для расторжения трудового договора, предусмотренных ТК РФ, трудовой договор с муниципальным служащим может быть также расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в случае:

· достижения предельного возраста, установленного для замещения должности муниципальной службы – 65 лет. При этом допускается продление срока нахождения на муниципальной службе данных муниципальных служащих. Однократное продление срока нахождения на муниципальной службе работника допускается не более чем на один год. Закон не устанавливает ограничений по количеству таких продлений. Однако надо помнить, что муниципальные служащие, достигшие возраста 60 лет, не подлежат аттестации, а следовательно, у работодателя нет возможности проверить их уровень квалификации в связи с изменившимися условиями;

· прекращения гражданства РФ, прекращения гражданства иностранного государства – участника международного договора РФ, в соответствии с которым иностранный гражданин имеет право находиться на муниципальной службе, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не являющегося участником международного договора РФ, в соответствии с которым гражданин РФ, имеющий гражданство иностранного государства, имеет право находиться на муниципальной службе;

· несоблюдения ограничений и запретов, связанных с муниципальной службой и установленных ст. 13 и 14 Федерального закона «О муниципальной службе в РФ».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2985; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.