Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Вопрос 5. Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций




Вопрос 4

Политическая мысль эпохи Возрождения и периода буржуазных революций

В эпоху Возрождения в Западной Европе значительную роль в развитии политической

мысли сыграл итальянец Пикколо Макиавелли (1469—1527). В работах

«Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» он рассматривает

государство как политическое состояние общества: отношение властвующих

и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной

политической власти, учреждений, законов. Он называет политику «опытной

наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна

прогнозировать будущее. Он считал, что в основе политического поведения лежат

выгода и сила, в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой

можно и пренебречь при наличии благой цели. Отсюда следовал вывод, что в

политике цель оправдывает средства.

Существуют два способа действия для достижения целей: путь закона и путь

насилия. Первый способ — способ человеческий, второй — диких животных.

Государи должны уметь пользоваться обоими способами.

Макиавелли освобождает политику от принципов морали. Известно, что именем

Макиавелли («макиавеллизм») называется политика, основанная на культе грубой

силы, пренебрежении нормами морали. Самоуверенность, смелость и гибкость —

вот от чего зависит успех политики, по мнению Макиавелли. При рассмотрении

форм государственного устройства он отдает предпочтение республике, а не

монархии. Единовластие необходимо при создании и реформировании государств, а

республиканское правление является лучшим для поддержания государственной

власти.

Рассматривая политику применительно к конкретному обществу, Макиавелли

отмечает большое влияние на нее борьбы противоположных классов: простого

народа и элиты, имущих и неимущих. Из соотношения борющихся в обществе сил он

выводит и конкретные формы государства. Он предпочитает умеренную республику

или «смешанную форму государства», в которой сочетаются демократический,"

аристократический и монархический элементы власти.

 

 

В эпоху зарождения капиталистических отношений в Западной Европе развитие

политической мысли связано с целой плеядой таких философов, как Т.Гоббс,

Дж.Локк, Б.Спиноза, Ш.Монтескье, Вольтер, Ж.Ж. Руссо и др. Одним из

основоположников теории общественного договора является английский мыслитель

Томас Гоббс (1588—1679), В работе «Левиафан, или Материя, форма и власть

государства» он описывает хаос естественного догосударственного

существования людей, жизнь без красоты, промышленной культуры. В этом

обществе были только конфликты, но люди, будучи разумными, нашли выход из хаоса

— общественный договор. Они согласились передать все свои права монарху и

подчиниться в обмен на закон. Политика и ее носитель, государство, по мнению

Гоббса, учреждаются людьми путем договоренности между собой, индивиды доверяют

единому лицу, верховной власти над собой. Государство и есть лицо, использующее

силу и средство для людей, как оно считает необходимым для их мира и общей

защиты. Гоббс выступал защитником монархической власти. Он утверждал, что,

заключив общественный договор и перейдя в гражданское состояние, индивиды

утрачивают возможность изменить форму правления, освободиться от действия

верховной власти. По его мнению, могут существовать три формы государства:

монархия, демократа и аристократия, которые различаются не природой и

содержанием воплощенной в них верховной власти, а пригодностью к осуществлению

той цели, для которой они были установлены.

Свои по­ли­тич. взгля­ды и ус­та­нов­ки Локк обос­но­вы­вал при по­мо­щи

фи­ло­со­фии ис­то­рии, ядром к-рой бы­ли уче­ния о ес­те­ст­вен­ном пра­ве и

об­ще­ст­вен­ном до­го­во­ре. По мне­нию Лок­ка, из­на­чаль­но

су­ще­ст­во­ва­ло ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние лю­дей, од­на­ко это не бы­ла

Гоб­бсо­ва “вой­на всех про­тив всех”. В этом со­стоя­нии ца­ри­ла вза­им­ная

доб­ро­же­ла­тель­ность, т.к. ка­ж­до­му хва­та­ло пло­дов зем­ли и во­ды и

ка­ж­дый мог на­ко­пить дос­та­точ­ную для не­го соб­ст­вен­ность. Ина­че

го­во­ря, ча­ст­ная соб­ст­вен­ность су­ще­ст­во­ва­ла за­дол­го до

ус­та­нов­ле­ния го­су­дар­ст­вен­ной вла­сти и не­за­ви­си­мо от ее

воз­ник­но­ве­ния. Локк раз­ви­вал по­ло­же­ния, ра­нее вы­ска­зан­ные др.

англ-ми дея­те­ля­ми вре­мен ре­во­лю­ции се­ре­ди­ны 17 в.

Лок­ков­ская кон­ст­рук­ция “ес­те­ст­вен­но­го пра­ва” - это уже не про­сто

сис­те­ма тео­ре­тич. по­сту­ла­тов, пред­на­зна­чен­ная для объ­яс­не­ния

пред­най­ден­но­го. Это пря­мая дек­ла­ра­ция “не­от­чу­ж­дае­мых прав”,

со­во­куп­ность к-рых мыс­лит­ся как ос­нов­ной за­кон вновь

уч­ре­ж­дае­мо­го (ра­зум­но­го) общ-но­го строя. На уче­ние Лок­ка пря­мо

опи­ра­ет­ся кон­сти­туц. прак­ти­ка се­ве­ро­аме­ри­кан­ских шта­тов, их

зна­ме­ни­тые бил­ли о пра­вах.

Ес­те­ст­вен­ное со­стоя­ние ха­рак­те­ри­зу­ет­ся Лок­ком как

со­во­куп­ность от­но­ше­ний сво­бо­ды, ра­вен­ст­ва и вза­им­ной

не­за­ви­си­мо­сти лю­дей. Его идеа­ли­зи­ро­ван­ные пред­став­ле­ния

оз­на­ча­ли апо­ло­гию бур­жу­аз­ной, но от­нюдь не фео­даль­ной

соб­ст­вен­но­сти: ведь по­след­няя, по Лок­ку, не от­ве­ча­ет

тре­бо­ва­ни­ям сво­бо­ды и доб­ро­же­ла­тель­но­сти.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 852; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.