Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Демократия и поиск идеального государственного устройства




Вопрос 18

Что же такое «демократия»? Безусловно не претендуя на какое-либо «конечное»,

идеальное определение этого сложнейшего понятия, мы попытаемся представить

наше видение этой проблемы.

Когда античные мыслители, в особенности такие «столпы» как Платон и Аристотель,

отвечали на этот вопрос, они имели в виду прежде всего демократию, как форму

правления. Они различали формы правления в зависимости от того, правит ли один,

немногие или весь народ и устанавливали три основных состояния: монархию,

аристократию и демократию. Однако и Платон, и Аристотель каждую форму правления

связывали с известной формой общественной жизни, с некоторыми более

глубокими условиями общественного развития. Оба они имели определенный

эмпирический материал по вопросу развития и смены политических форм, и оба

видели, что если есть в государстве какая-то внутренняя сила, на которой оно

держится, несмотря ни на какие бедствия, то формы его меняются. Каждая из этих

форм может быть хуже или лучше в зависимости от того, следуют ли они по пути

закона или отступают от него, имеют ли они в виду общее благо или собственные

интересы правителей. Но все эти формы подвижны и изменчивы. Ни одна из них не

является «конечной» и идеально прочной. Это утверждение относилось в том числе

и к демократии. В изображении Платона эта изменчивость демократии превращается

в порочный круг: с одной стороны это лучшее из правлений, все становятся

свободными, каждый получает возможность устраивать свою жизнь по своему

желанию, однако с другой стороны, якобы, вследствие «отсутствия в жизни людей

твердого плана и порядка» все здесь приходит в расстройство. Изменчивость и

подвижность демократии отмечает и Аристотель. Наиболее прочным он считает

демократический строй у народов, живущих простой, близкой к природе жизнью.

Другие виды демократии кажутся ему подверженными изменениям, причем наихудшим

видом он считает тот, в котором под видом господства народа правит кучка

демагогов, в котором нет твердых законов, а есть постоянно меняющиеся

предписания, в котором судебная система превращается в издевательство над

правосудием.

Демократия имеет превосходства и недостатки, сильные и слабые стороны. В

противоположность безоглядному политическому оптимизму, особенно ярко

проявившемуся, к примеру, в СССР во второй половине 80-х годов, когда

казалось, что демократия есть нечто высшее и окончательное, что стоит только

ее достигнуть и все остальное приложится, следует признать, что демократия не

путь, а «распутье», не достигнутая цель, а только лишь «промежуточный пункт».

Другой она быть не может, ибо это - ее природа, ее преимущество. Но этим она

могла удовлетворить лишь некоторых, но никак не всех. У людей всегда остается

потребность продолжать совершенствование до бесконечности призрачного

абсолютного идеала и никакой политической системой их не удовлетворить.

Поэтому вопрос о том, может ли демократия смениться другими формами имеет

ясный ответ: это случалось ранее, происходит сейчас и, в принципе, может

произойти в будущем.

Демократия всегда есть «распутье», так как она есть система свободы, система

релятивизма, для которого нет ничего абсолютного. Демократия есть пустое

пространство («опушка»), в котором могут развиваться самые разнообразные

политические стремления («тропинки»). Проявляемое недовольство демократией в

принципе можно трактовать, как усталость людей от неопределенности, желание

выбрать конкретный манящий путь, «тропинку» развития. Однако трудно дать

однозначный ответ на вопрос «а не вернемся ли мы в конце концов снова на

опушку?». На данный момент мы более всего склонны со

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.