Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мотивы поступления в вуз и ПТУ




Отдельного рассмотрения требуют мотивы поступления в высшие и профессионально-технические образовательные учреждения, так как порой ориентация на поступление в вуз формируется значительно раньше, чем созревает выбор конкретной специальности. При этом просматривается общая тенденция изменения ориентации на получение высшего образования в зависимости от возраста (в 15-16 лет — 70,9%, в 17-18 — 56,9%) и несколько увеличивается доля учащихся, ориентированных на получение среднего технического образования (Собкин В. С, 1997).

Разные авторы называют разные мотивы поступления в вуз, что во многом зависит от социально-экономических и политических изменений в нашей стране (Ильин Е. П., 2000). Основными мотивами поступления в вуз называют следующие: желание молодого человека находиться в кругу студенческой молодежи, большое значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям подростка, ее творческие возможности. Кроме них, можно выделить и такие прагматические мотивы, как нежелание идти в армию или получение диплома о высшем образовании.

Наиболее значимыми при поступлении в профессионально-технические училища являются причины экономического характера (желание иметь в будущем хороший заработок — 34,3%, стремление быстрее стать самостоятельным и материально независимым — 30,5%) и непосредственная профессиональная ориентация (привлекательность будущей профессии — 29,2%, стремление получить хорошую профессиональную подготовку — 24,7%). Наряду с этим значительная часть учащихся ПТУ (каждый пятый-четвертый) связывает свой выбор с плохой адаптированностью к системе школьного образования (слабая академическая успеваемость и нарушение социальных отношений — в основном с учителями) (Собкин В. С, 1997).

 

54 Неформальгые и формальные объединения и группировки.Феномен молодежной субкультуры
Формальные молодежные объединения (организации, движения) — это зарегистрированные структуры с фиксированным членством.Молодежные организациями признаются также ассоциации, союзы, федерации молодежных организаций. Наиболее известны различные объединения, представляющие Молодежные группы различных партий. Появившиеся в последнее время внепартийные молодежные движения по форме создания и функционирования делится на две группы4: движения, которые созданы на средства политических игроков и
используются ими в своих целях; самоорганизующиеся структуры.К первому типу относятся: «Молодая гвардия» (Единство), Всеобщая Альтерглобалистская Лига («ВАЛ»), студенческая организация «Россия молодая», Молодёжное Русское Общественное Движение —МРОД (РОД), региональные студенческие и молодежные организации (например, московская студенческая организация «Гражданская смена», движение «Наша страна» (Дальневосточный федеральный округ), молодежное движение «Наши» и некоторые другие, представляющие «проправительственный», или «патриотический» сегмент молодежного поля. Организация и создание таких движений преследовали, прежде всего, решение следующих тактических задач — противостоять распространению протестных настроений в молодежной среде и канонизировать энергию молодых людей против «оранжевых настроений». Главной провластной молодежной политической силой призвано стать движение «Наши».Ко второму типу, - самоорганизующимся молодежным движениям, по мнению экспертов, относятся лишь несколько из вновь проявивших себе движений — это «Идущие без Путина» и «Мы».Неформальные молодежные объединения – вид социальных объединений различных категорий людей, отличительной особенностью которого является спонтанно сложившаяся система внутренних социальных связей, норм, действий, являющаяся продуктом не институциональной (т.е. не зафиксированной в государственных, общественных традиционно сложившихся институтах) сферы, которая основана на принципах самодеятельности.Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности их сознания и поведения, типу групповых ценностей, особенностям проведения досуга. На сегодняшние дни, очень много неформальных молодежных объединений, но все их можно разделить на такие группы:- объединения, которые связаны с музыкой, то есть рокеры, металлисты, готы, рэперы и транс-культура,
- объединения, которые связаны со спортом, то есть скейтеры, байкеры, роллеры,
- объединения, которые связаны с играми, то есть сюда можно отнести геймеры, талкиенисты,
- объединения, которые связаны с компьютерными технологиями. Другими словами, это хакеры, геймеры.
- объединения, которые связаны с религией: секты, кришнаиты.
- объединения современного искусства, то есть это художники, графиттеры, брейк-дансеры.А также к неформальным объединениям можно отнести мажоров, хиппи, скинхэдов, понков, нацистов, футбольные команды, а также молодежные объединения по защите окружающей среды, охраны памятников.К враждебно настроенным неформальным объединениям можно отнести криминальные группировки, а также скинхэдов, Панков, металлистов гопников, нацистов.Есть объединения, чье поведение может быть охарактеризовано как социально патогенное и даже преступное: наркоманы, токсикоманы и другие.

56вопрос. Старший школьник находится на пороге вступления в самостоятельную трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать (волнуют ли?) многие серьезные вопросы: как найти свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями и способностями, в чем смысл жизни, как стать настоящим человеком и многие другие.Психологи, изучающие вопросы формирования личности на данном этапе онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.Юноша (девушка) стремится занять внутреннюю позицию взрослого человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период.В зарубежной психологии в качестве аналога понятия “личностное самоопределение” выступает категория“психосоциальная идентичность”, разработанная и введенная в научный оборот американским ученым Эриком Эриксоном. Центральным моментом, сквозь призму которого рассматривается все становление личности в переходном возрасте, включая и его юношеский этап, является “нормативный кризис идентичности”. Термин “кризис” употребляется здесь в значении поворотной, критической точки развития, когда в равной степени обостряются как уязвимость, так и возрастающий потенциал личности, и она оказывается перед выбором между двумя альтернативными возможностями, одна из которых ведет к позитивному, а другая к негативному его направлениям. Слово “нормативный” имеет тот оттенок, что жизненный цикл человека рассматривается как ряд последовательных стадий, каждая из которых характеризуется специфическим кризисом в отношениях личности с окружающим миром, а все вместе определяют развитие чувства идентичности.Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного “я”. Юноша должен ответить на вопросы: “Кто я?” и “Каков мой дальнейший путь?” В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Этот процесс связан также с осознанием собственной ценности и компетентности.Важнейшим механизмом формирования идентичности является, по Эриксону, последовательные идентификации ребенка со взрослым, которые составляют необходимую предпосылку развития психосоциальной идентичности в подростковом возрасте. Чувство идентичности формируется у подростка постепенно; его источником служат различные идентификации, уходящие корнями в детство. Подросток уже пытается выработать единую картину мировосприятия, в которой все эти ценности, оценки должны быть синтезированы. В ранней юности индивид стремится к переоценке самого себя в отношениях с близкими людьми, с обществом в целом - в физическом, социальном и эмоциональном планах. Он трудится в поте лица, чтобы обнаружить различные грани своей Я-концепции и стать, наконец, самим собой, ибо все прежние способы самоопределения кажутся ему непригодными.Поиск идентичности может решаться по-разному. Один из способов решения проблемы идентичности заключается в испытании различных ролей. Некоторые молодые люди после ролевого экспериментирования и моральных исканий начинают продвигаться в направлении той или иной цели. Другие могут и вовсе миновать кризис идентичности.

57.Соотношение хронологического,биологического,психологического и социального возраста. В психологии в пределах онтогенеза можно говорить о хронологическом, биологическом, психологическом, социальном возрасте субъекта, а также о субъективном возрасте личности.
Хронологический возраст - это возраст отдельного человека, начиная с момента зачатия и до конца жизни. Хронологический возраст каждого человека есть личный факт его жизни. Хронологические возрасты двух разных людей сопоставимы в двух системах измерения: с одной стороны, по абсолютной шкале времени (временное смещение) и, с другой, по тем психическим изменениям, которые появляются у них в определенном возрасте (возрастное соответствие).
Биологический возраст определяется состоянием обмена веществ и функций организма по сравнению со статистически средним уровнем развития, характерным для всей популяции данного хронологического возраста. В понятии биологического возраста за основу взяты те генетические, морфологические, физиологические и нейрофизиологические изменения, которые происходят в организме каждого человека.
Психологический возраст определяется путем соотнесения уровня психического развития индивида с соответствующим нормативным среднестатистическим симптомокомплексом. Здесь за основу взяты те психофизиологические, психологические и социально-психологические изменения, которые происходят в психике каждого человека. Для детей они более или менее описаны, а для взрослых нужны дополнительные исследования.
Социальный возраст измеряется путем соотнесения уровня социального развития человека с тем, что статистически нормально для его сверстников. В понятии социального возраста за основу взяты те социальные изменения, которые происходят в психике. Это, с одной стороны, жизненные события, которые происходят с каждым из нас в определенном возрасте - мы поступаем в школу, делаем профессиональный выбор, вступаем в брак, начинаем трудовую деятельность и т.д. - и, с другой, возрастные изменения, определяющие мировоззрение человека, его отношение к жизни.
Все указанные категории подразумевают какое-то объективное, внешнее измерение. Но существует еще и субъективный, переживаемый возраст личности, имеющий внутреннюю систему отсчета. Речь идет о возрастном самосознании, зависящем от напряженности, событийной наполненности жизни и субъективно воспринимаемой степени самореализации личности. Здесь за основу взято самоощущение человека, т.е. к какому хронологическому возрасту он сам себя приписывает, в какую точку на хронологической оси проецирует. Соответственно его субъективный возраст может быть меньше, больше или равен хронологическому возрасту.

58.Молодость как начальный этап зрелости и вступление во взрослую жизнь.Период взрослости - наиболее продолжительный период онтогенеза. Выделяют три стадии взрослости:
- ранняя взрослость (молодость - от 20-23 до 30 лет)
- средняя взрослость (зрелость - от 30 до 60-70 лет)
- поздняя взрослость (старость - после 60-70 лет)
Признаки взрослости (по Г. Крайг):
- новый характер развития, в меньшей степени связанный с физическим ростом и быстрым когнитивным совершенствованием;
- способность реагировать на изменения и успешно приспосабливаться к новым условиям, позитивно разрешать противоречия и трудности;
- преодоление зависимости и способность брать ответственность;
- некоторые черты характера (твердость, надежность, честность и т.д.)
- социальные и культурные ориентиры (роли, отношения и т.д.) для определения успешности и своевременности развития во взрослости.
Молодость (от 20-23 до 30 лет) - примерно это период жизни от окончания юности до 30 лет. Молодость - это время создания семьи. Для этого возраста характерно оптимальное сочетание психологических, физиологических, социальных и других факторов, благоприятствующих выбору спутника жизни и созданию семьи. Это время, когда организм женщины лучше всего приспособлен к рождению первого ребенка. Молодость можно считать возрастом сензитивным к созданию семьи. От того, как складывается семейная жизнь, во многом зависит общее развитие человека - его духовный рост, развитие способностей.
Выбор спутника жизни и создание семьи - одна из сторон социальной ситуации развития в молодости. Вторая сторона социальной ситуации развития - это овладение выбранной профессией

. 59.Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью "мечты",образом жизни и реальностью.30 лет это возраст нормативного кризиса взрослости, связанного с расхождением между областью наличного и областью возможного, желаемого, переживаемый в виде беспокойства и сомнений, Кризис 30-летия связан с задачей коррекции плана жизни с высоты накопленного опыта, создание более рациональной и упорядоченной структуры жизни и в профессиональной деятельности, и в семье. Пытаясь преодолеть неприятные чувства, человек приходит к переоценке прежних выборов супруга, карьеры, жизненных целей. Часто наблюдается стремление к коренной смене образа жизни; распад ранних браков; профессиональная переориентация, которые без личностной перестройки, без углубленной рефлексии часто оказывается всего лишь «иллюзорными» путями выхода из кризиса.
Согласно Э. Эриксону, средняя зрелость - седьмая стадия жизненного пути. Зрелая личность стоит перед выбором: «генеративность (производительность, продуктивность, плодовитость, порождение, творчество) против стагнации (застоя). Она длится на протяжении всей взрослости. Близкие отношения и преданность определенным людям переходит в общую заботу о воспитании и поддержке следующего поколения. С точки зрения человеческой психосоциальной эволюции, люди существа обучающие. Они должны научить следующее поколение реализовывать идентичность, поддержать умения и навыки. Однако производительность подразумевает заботу не только о потомстве, но и обо всем, что создается человеком в этой стадии, о «порождениях ума и сердца»: идеях, идеалах, творениях, продуктах и самих себе, так как человек также является продуктом собственного творчества: «Забота выражается во всеобъемлющем интересе к тому, что было произведено любовью, необходимостью или случаем. Забота преодолевает амбивалентность, присущую необратимым обязательствам»

60.Средняя зрелость (середина жизни). Средняя зрелость(35-45 лет) этот период является периодом своеобразной переоценки личностных целей и притязаний и часто сопровождается внезапным ощущением и осознанием того, что уже прожито полжизни - «кризис середины жизни».
Кризис середины жизни определяется расхождением между мечтами, целями молодости и действительными, достигнутыми результатами. Поскольку мечты молодости чаще являются не очень реальными, то и оценка достигнутого, также часто оказывается негативной и окрашенной отрицательными эмоциями
Убывание физических сил и привлекательности - одна из многих проблем, с которыми сталкивается человек в годы кризиса среднего возраста и в последующем. Для тех, кто полагался ранее на свои физические качества и привлекательность, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии. Многие люди просто начинают жаловаться на то, что они больше устают. Хотя хорошо продуманная программа ежедневных упражнений и соответствующая диета оказывают свое положительное действие. Большинство людей в среднем возрасте начинают полагаться не на «мышцы», а на «мозги». Они находят новые преимущества в знании, накопленном жизненном опыте; они приобретают мудрость.
Другим важным вопросом среднего возраста является сексуальность. У среднего человека в среднем возрасте могут наблюдаться некоторые отклонения в сексуальных интересах, способностях и возможностях, особенно по мере того как подрастают дети. Он может удивиться тому, сколь большую роль сексуальность играла для него ранее в отношениях с людьми. С другой стороны, есть люди, которые и в среднем возрасте продолжают рассматривать каждого человека противоположного пола лишь в рамках сексуального притяжения или отталкивания, а одноименного пола как потенциального соперника. По мнению психолога Пека (1968), в более удачных случаях достижения зрелости сексуальная эгоцентрическая установка до известной степени блокировать, а партнёры по общению воспринимаются более как потенциальные друзья и взаимопонимающие личности
Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей на более реалистичные с осознанием ограниченности жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное «Я» все более лишается своего исключительного положения (Гоуда, 1972) Главным в средней зрелости становиться желание повлиять на следующее поколение через собственных детей или путем личного вклада, успехи общества. Это и определяет желание человека быть продуктивным, нужным окружающим людям, что, в свою очередь, и делает его счастливым. Жизненная неудача на этой стадии может также способствовать изоляции и поглощенности только самим собой.

61.Зрелость как вершина жизненного пути.Зрелость — самый длительный и самый значимый для большинства людей период жизни (границы определяются по-разному: от 30-35 до 65 лет и зависят от индивидуальности человека). Обычно зрелость связывают со временем ухода на пенсию. Согласно Э.Эриксону, зрелость охватывает время от 25 до 65 лет, т.е. 40 лет жизни. Анализируя зрелость как седьмую стадию человеческой жизни, он считал ее центральной на всем жизненном пути человека.
Социальная ситуация развития в зрелости — это ситуация реализации себя, полного раскрытия своего потенциала в профессиональной деятельности и семейных отношениях.
В современной возрастной психологии существуют различные точки зрения на проблему развития в зрелом возрасте:
а) развитие прекращается, заменяется простым изменением отдельных психологических характеристик;
б) это возраст не только сохранения всего приобретенного ранее, но и дальнейшего развития личности;
в) перестраивается как физическое состояние человека, так и его характеристика как личности и субъекта деятельности (В.Г. Ананьев).
Но для одних людей период взрослости является лишь хронологическим понятием, ничего не прибавляя в развитии. Другие исчерпывают себя, достигают определенных целей и снижают свою жизненную активность. Третьи продолжают развиваться, постоянно расширяя свои жизненные перспективы. У части людей в середине периода возникает еще один кризис, происходит еще одна корректировка жизненного пути.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.