Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Период старения и старости.биологические и социальные факторы старения.старость как социальная проблема




 

Природа наделила организм человека мощными защитными силами, поразительной сопротивляемостью всему болезнетворному. Однако, родившись, пережив молодость и зрелость, мы неизбежно стареем и приближаемся к закономерному финалу.

Старение охватывает весь организм в целом: изменяется устойчивость внутренней среды — основа жизни миллиардов клеток, составляющих наше тело, костную и нервную систему с множеством органов. Старению сопутствует угасание всех функциональных систем организма человека: у него меркнет зрение, он все хуже и хуже слышит, мышцы становятся дряблыми...

В разное время многие ученые старались найти причины старения, открыть «эликсиры молодости».

Аристотель считал причиной старения «постепенное расходование прирожденного жара», а знаменитый римский врач Гален утверждал, что старость приближает «естественное уменьшение влаги». Христофор Гуфеланд не без оснований пришел к выводу о том, что основное место в старении занимают чувства, эмоции. Он полагал, что страх, ощущение беспомощности, бесперспективности жизни, малодушие, печаль, уныние, тоска, зависть, ненависть, даже скаредность приближают старость.

XIX и XX века выдвинули новые научные трактовки механизма старения человека. Так, И. Й. Мечников считал, что причиной преждевременной старости являются гнилостные бактерии кишечника, которые и отравляют организм. В дальнейшем он разработал теорию ортобиоза, т. е. правильного гигиенического образа жизни и соответствующих социальных условий.

И. П. Павлов и его ученики главную роль в старении человека видели в центральной нервной системе. Известный советский ученый А. А. Богомолец полагал, что ведущее место в процессе старения занимает соединительная ткань, выводящая из организма продукты распада. Некоторые ученые утверждают, что главный стимулятор старения — холестерин.

Как видим, теорий и гипотез предостаточно. Но несомненно одно — глубокая взаимосвязь между биологическими и социальными факторами старения.

«Госпожа действительность» — так образно назвал И. П. Павлов внешнюю, социальную среду жизнедеятельности человека. Социальные факторы, влияя на биологические процессы в организме, содействуют их благоприятному течению либо, наоборот, резко нарушают нормальный ход «биологических часов» — жизненного ритма человека.

В капиталистических странах причины ранней смерти объясняют только наследственностью, несовершенством биологического аппарата того или иного человека. Однако история человечества, отдельных народов и государств наглядно свидетельствует, что наибольшее количество жизней уносят именно неблагоприятные социальные условия, и прежде всего эксплуатация людей, классовое неравенство, болезни и голод.

Приведем несколько примеров. Так, в Ост-Индии в 1866 году от голода умерло более 7 миллионов человек, десятилетие спустя только в северных провинциях Китая голод унес 6 миллионов жизней.

Аналогичными фактами пестрит и история дореволюционной России. Член-корреспондент АН Украинской ССР А. В. Нагорный отмечал, что «в 1230 г. в богатом Новгороде население ест конину, собак, кошек, кору, мох... Трупы на улицах, базарах, дорогах... В царствование Ивана Грозного «голод так велик, что подобного ни видеть, ни слышать не приходилось».

В XIX веке в России голодали уже миллионы крестьян, особенно бедственным положение становилось тогда, когда к голоду прибавлялись инфекционные болезни: чума, холера, тиф.

А если обратиться к дню сегодняшнему, то мы видим, какое массовое явление приобрела на Западе безработица. Десятки миллионов безработных, десятки миллионов «лишних» людей. А безработица, как известно, стимулирует такие антисоциальные явления, как пьянство, наркомания, проституция, гангстеризм и т. п.

Так, в США, по свидетельству журнала «Киплинджер», более 43 миллионов американцев употребляют марихуану, а 45 миллионов увлекаются другими наркотиками. Число людей, которым необходимо лечиться от наркомании, с каждым годом все более увеличивается.

Только Великий Октябрь открыл путь к действительно гармоничному, всестороннему развитию личности.

С первых лет образования Советского государства все отрасли народного здравоохранения получили четкую профилактическую направленность. Были созданы благоприятные условия и для развития науки о здоровье и долголетии людей. В своей статье «Лучше меньше, да лучше» В. И. Ленин отмечал необходимость «проверять то, чтобы наука у нас не оставалась мертвой буквой или модной фразой... чтобы наука действительно входила в плоть и кровь, превращалась в составной элемент быта вполне и настоящим образом».

Состоявшийся в марте 1919 года VIII съезд РКП (б) утвердил новую Программу партии, в которой вопросам здравоохранения уделялось очень большое внимание.

Следуя ленинским указаниям, наша партия и Советское правительство проявляют постоянную заботу об охране здоровья народа, росте его благосостояния. Высокий уровень здоровья и деятельное долголетие граждан являются основной целью политического и социального развития социалистического общества. В СССР конституционно закреплены права граждан на медицинскую помощь, охрану здоровья, отдых, пенсионное обеспечение.

Новым проявлением заботы Коммунистической партии и Советского государства о благе и здоровье народа явилось постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему улучшению народного здравоохранения» (1977), которым предусмотрены многие важнейшие мероприятия по дальнейшему улучшению охраны здоровья советского народа в условиях развитого социалистического общества.

Важное место в этих мероприятиях отведено и мерам, направленным на изучение вопросов, связанных с лечением болезней в пожилом и старческом возрасте, с профилактикой преждевременного старения.

В СССР впервые в мире создана экспериментально обоснованная научная теория старения. Это стало возможным потому, что отечественная наука опиралась в своих выводах на уже накопленные знания, на труды видных естествоиспытателей и клиницистов прошлого, на исследования ведущих советских геронтологов.

Поэтому, прежде чем перейти к раскрытию тех или иных «секретов» долголетия, стоит, на мой взгляд, хотя бы коротко проследить за исканиями различных ученых прошлого в этой области. Будем помнить знаменитое выражение Ньютона, который сказал: «Я достиг всего, потому что стоял на плечах гигантов».

 

 

Процесс старения населения - явление относительно новое. Он начался непосредственно после так называемой демографической революции, одним из двух основных проявлений которой был быстро прогрессирующий спад показателя рождаемости (ему предшествовало уменьшение показателей смертности). Раньше всего на этот путь вступили Франция и Финляндия, в которых демографическая революция наступила в начале прошлого столетия, вслед за ними пошли другие страны Западной и Северной Европы. В XX в. процесс демографического старения охватил все европейские страны, затем многие страны на других континентах.

В индустриально развитых странах процесс старения населения начался около 30 лет назад и развивался нарастающими темпами. Этот процесс пока не затронул слаборазвитые страны, однако, по мнению демографов Организации Объединенных Наций, предполагаемый резкий спад рождаемости в этой части мира будет означать начало активного старения населения, что проявится уже в будущем десятилетии.

Распространенность явления старения населения и его несомненная зависимость от степени общественно-экономического развития склоняют многих авторов к выводу, что оно по своей природе является прогрессивным процессом. Являясь своего рода приметой нашего времени, оно характеризует одновременно начало нового этапа развития демографических отношений и вызывает серьезные демографические, экономические, общественные, социопсихологические, культурные и медицинские последствия.

Проблема старения является предметом специального рассмотрения международных организаций и агентств ООН с начала 80-х годов. В Европе, начиная с 70-х годов, практически никто не сомневается в серьезных социальных и экономических последствиях старения общества. На многих научных симпозиумах, в прессе, в политических заявлениях этот процесс рассматривается как явление социальное, экономическое и культурное. Достаточно часто этот процесс воспринимается как угроза социальному развитию, процветанию, социальному благополучию, нормальной связи между поколениями, инновациям и технологическому развитию.

В 2001 году население мира достигло порядка 6,2 млрд. человек, а возраст каждого десятого землянина составил 60 лет и старше. По долгосрочным прогнозам ООН к 2025 году население мира возрастет по сравнению с 1950 годом в три раза, а численность пожилых людей - в 6 раз, в то время как число престарелых людей старше 80 лет увеличится в 10 раз.

Последствия старения населения будут носить многоплановый характер и отразятся на всех процессах, связанных с социальным развитием общества.

Можно выделить четыре группы проблем, которые влечет за собой старение современного общества.

Во-первых, это демографические и макроэкономические последствия, которые затронут такие характеристики, как:

- показатель рождаемости:

- продолжительность жизни, и особенно верхние пределы долгожительства, а также количество пожилых людей, которые хотели бы достичь их;

- распределение материальных ресурсов между представителями различных поколений;

- отношение к коллективной ответственности за обеспечение соответствующих стандартов и качество жизни пожилых людей-пенсионеров;

- уровень производительности труда.

Во-вторых, будет затронута сфера социальных отношений, произойдут существенные изменения:

- в структуре семейно-родственных отношений;

- в системе поддержки друг друга разных поколений;

- в характере выбора будущей профессии;

- в структуре потенциальной занятости.

В-третьих, изменение демографической структуры отразится на рынке труда, и в частности:

- изменится соотношение между умственным и физическим трудом и отношение общества к трудовой деятельности;

- возникнет необходимость переквалификации трудящихся в пожилом возрасте;

- трансформируется отношение пожилых трудящихся и работодателей к трудовой деятельности, как таковой, и к проблеме выхода на пенсию;

- встанет вопрос о профессиональной ориентации для людей в пожилом возрасте;

- изменятся пропорции занятости среди женщин и мужчин, поскольку женщин в пожилом возрасте значительно больше, чем мужчин;

- увеличится продолжительность срока начального и среднего образования, то есть произойдут изменения в соотношении незанятого в производстве молодого населения и активного взрослого населения;

- обострится социальный характер проблемы безработицы, и потребуются новые подходы к ее решению;

- повысятся возрастные границы выхода на пенсию.

В-четвертых, изменения коснутся функциональных способностей и состояния здоровья пожилых людей, что повлечет за собой серьезные последствия для социальных служб. Например, можно предположить, что:

- расширятся возможности пожилых людей функционально удерживать приобретенные знания, навыки и умения, а также возможности овладевать новыми областями фундаментальных и прикладных наук, новыми профессиональными знаниями;

- пожилые люди станут необходимым ресурсом для рынка труда и жизнедеятельности общества, как на макро -, так и на микроуровнях;

- изменятся потребности в уходе за пожилыми людьми и в потреблении социальных услуг;

- произойдут серьезные перемены, связанные с интенсивностью, эффективностью и результативностью медицинского и социального обслуживания пожилых людей.

Итак, старение является неизбежным элементом развития как отдельных людей, так и всего населения.

 

65.Психологическое консультирование родителей с учётом возростных особенностей развития.
Кризис трёх лет.
Первый симптом, которым характеризуется наступление кризиса, это возникновение таких проявлений в поведении ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что это предложил кто-то из взрослых, т. е. это реакция на само предложение взрослых. Стремление противоречить, стремление сделать наоборот по сравнению с тем, что ему говорят, есть негативизм в собственном смысле слова. Также характерны следующие симптомы: упрямство, своеволие. В поведении ребенка всё начинает носить в ряде отдельных проявлений протестующий характер, чего раньше не могло быть.В семье с единственным ребенком встречается стремление к деспотизму. Ребенок старается вернуть то состояние, которое было в раннем детстве, когда фактически исполнялись все его желания, и стать господином положения. В семье же с несколькими детьми этот симптом выражается как симптом ревностипо отношению к младшим или старшим детям.
Кризис семи лет. Давно замечено, что ребенок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Ребёнка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности. Когда дошкольник вступает в кризис, он вдруг утрачивает наивность и непосредственность; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное. Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку. В 7-летнем возрасте у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях.
Консультирование
Кризисы 1-го года, 3-х и 7-ми лет имеют очень важное значение для дальнейшего развития ребёнка. Поэтому очень важно, чтобы взрослые с пониманием и терпением относились к ребёнку в это время.Психолог-консультант может рекомендовать родителям избегать крайностей в общении с ребёнком (“всё позволять” или “всё запрещать”). Он проводит действия по согласованию стиля поведения со всеми членами семьи. Родители не должны оставлять без внимания то, что происходит с ребёнком, но при этом им надо постараться объяснить ему, что у них и других родственников есть и другие дела, помимо заботы о нём. Здесь важно объяснить ребёнку, что в решении некоторых проблем он сам может помочь. Важно давать ребёнку выполнять самостоятельно задания, чтобы он почувствовал свою автономность. Нужно поощрять его инициативу, побуждать к ней. При этом ребёнок должен всегда чувствовать поддержку и одобрение значимого для него взрослого, должен быть установлен эмоциональный контакт.Родителям нужно объяснить, что запреты и повышение голоса – весьма неэффективные средства воспитания. Консультант может предложить методы, как обходиться без них.Когда ребёнок станет постарше, важно расширять круг знакомств ребёнка, чаще давать ему поручения, связанные с общением со сверстниками и другими взрослыми. При этом следует укреплять уверенность ребёнка в своих силах. Но надо помнить, что ребёнок в своём поведении и поступках подражает взрослым, и постараться подавать ему хороший личный пример.

ВОПРОС 67. Психологические трудности дошкольника.
Все психические проблемы дошкольного возраста имеют ряд особенностей. Многие характеристики носят латентный характер и их трудно обнаружить, но в дальнейшем они могут сказываться на развитии ребенка.
Группы проблем:
1.Непослушание и упрямство. Возникают в критические периоды
a. Расторможенность, неусидчивость, медлительность. Результат индивидуально-типологических особенностей.
b. Лень, фантазирование, ложь, возможна псевдоложь.
2. Порождаемы самими родителями.
a. Низка чувствительность родителей к эмоциональным состояниям ребенка и его потребностям.
b. Родители авторитарны, эгоцентричны, недостаточно зрелы. У детей повышенная тревожность, страхи, неадекватная самооценка.
c. Загруженность родителей собственными проблемами. Нарушение детско-родительских отношений.
Консультативная практика показывает, что чаще всего обращаются к психологу по следующим проблемам:
1. Тревожность, страхи.
2. Упрямство, непослушание.
3. Проблема общения, коммуникативные навыки.
4. Готовность детей к школе.

68 вопрос: кризис семи лет и консультативные проблемы младшего школьного возраста.Кризис - это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. Один из главных симптомов кризиса семи лет - кривляние, манерность, непослушание. Ребенок становится неуправляем, он не реагирует на замечания родителей, делает вид, что не слышит их или идет на открытый конфликт. В целом, все кризисы похожи друг на друга. Как подростковый кризис, так и кризис трех или семи лет, все они выражаются в отрицании всего и могут быть проиллюстрирован простым и знакомым всем родителям диалогом:

- Сережа, одень шапку. На улице холодно. - Не холодно. - Одень шапку. - Не одену - Сережа! - Не Сережа!

Однако не смотря на внешнюю схожесть, подоплека у каждого возрастного кризиса своя. Если раньше ребенок "боролся" в основном за самостоятельность, возможность действовать автономно (я сам сяду на горшок!), то в семь лет проявление кризиса связано с утратой детской непосредственности, то есть с "вклиниваем" интеллектуального момента между переживанием и поступком. Обычные бытовые правила, установленные родителями становятся для ребенка воплощением "детского" мира, от которого он скорее хочет отойти. Ребенок чувствует острую потребность быть "взрослым", вести себя как взрослый, соответственно одеваться, принимать самостоятельные решения. Во многом этому способствует сама культурная среда, в которой воспитываются дети. С малолетства ребенку внушается, что когда он пойдет в первый класс, это будет свидетельствовать о том, что он вырос. Став школьником, ребенок рассчитывает с приобретением собственной социальной позиции стать "взрослым". (В психологической концепции Л.И. Божович "кризис 7 лет - это период рождения социального "Я" ребенка".

О важности кризиса семи лет говорит то, что его изучением занимались многие отечественные психологи. Л.С. Выготский видит психологический смысл кризиса семи лет в том, что потеряв непосредственность, ребенок обретает свободу в наличной ситуации. Эту свободу ему дают произвольность и опосредованность его психической жизни. Он начинает понимать и осознавать свои переживания, возникает "логика чувств". Кроме того появляется способность к обобщению собственных переживаний (только теперь ребенок, полностью отдавая себе отчет, может сказать "это мне нравится, а это нет", не ориентируясь на предпочтения значимого взрослого). За счет вовлечения в школьную жизнь, расширяется круг интересов и социальных контактов ребенка; общение со взрослыми и со сверстниками становится произвольным, "опосредствованным" определенными правилами.

Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию - позицию школьника. Надо заметить, что согласно теории Выготского, возрастные кризисы - это неотъемлемая часть формирования личности. Результатом каждого кризиса является психическое новообразование, на котором строится дальнейшее развитие.

Таким образом, без возрастных кризисов развитие не возможно. Выготский вводит представление о двух типах возрастов - критическом и стабильном. Во время кризиса "Развитие принимает бурный, стремительный, иногда катастрофический характер". Критический период определяется дисгармонией, противоречием между средой и отношением ребенка к ней. Развитие в стабильный период приводит к возникновению новой структуры личности - новообразованию. Это новообразование приводит к нарушению гармонии между ребенком и окружающей его действительностью. Возникновение нового в развитии есть обязательно одновременно и распад старого.

На примере кризиса семи лет в работах Л.И.Божович было продемонстрировано, что отсрочка перехода в новые условия жизни приводит к явлениям, которые были поняты как свидетельствующие о кризисе развития. В этом нашла свое выражение идея А.Н. Леонтьева о бескризисном характере развития. Кризисы полагались не нормой, а патологией развития. Кризис - следствие неправильного воспитания. Критический возраст в теории деятельности А.Н. Леонтьева - момент смены ведущей деятельности. В семь лет на смену игровой деятельности приходит учебная. Появление новой деятельности связано с механизмом возникновения новых мотивов, со "сдвигом мотива на цель". Леонтьев полагал, что кризис (болезненный, острый период в развитии) не есть необходимый симптом перехода от одного стабильного периода к другому, от одной ведущей деятельности к другой. В признании или непризнании необходимости отмирания - кардинальное расхождение позиций Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева.

В отечественной психологии существуют две принципиальные позиции в понимании критических возрастов.

1). Признание критических возрастов необходимыми моментами развития, в которых происходит особая психологическая работа. Это позиция Л.С.Выготского и Д.Б.Эльконина.

2) Признание необходимости качественных преобразований, которые состоят в смене ведущей деятельности и одновременном переходе в новую систему отношений. При этом акцент делается на внешних условиях, социальных, а не психологических механизмах развития. В таком виде позиция представлена А.Н.Леонтьевым, Л.И.Божович.

Как видите, даже среди профессиональных психологов нет единого мнения по поводу возрастных кризисов, так что каждый родитель сам определяет затаиться и переждать бурю или всеми силами бороться за то, чтобы ребенок избежал болезненных периодов в своем развитии. Есть лишь мнения, но общего рецепта нет.

ВАЖНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ 6-7 лет

Малышей смущают потребности в том, чтобы занять новое, более "взрослое" положение в жизни и выполнять работу, важную не только для них самих, но и для окружающих. И, как ни странно, это не обязательно учеба в школе. Это могут быть и помощь родителям по дому, и в их работе, и занятия спортом, и самостоятельный уход за домашними животными.
Появляется новый уровень самосознания - осознание себя не только как мальчика, сына, партнера по игре, но и как друга, ученика, одноклассника. У ребенка появляется осознание своего социального Я, то есть себя в обществе. Ему важно, как он общается с окружающими и как они общаются с ним.
Формирующаяся личность 7-летнего малыша приобретает так называемую внутреннюю позицию, которая сохраняется на всю жизнь и определяет поведение человека, его деятельность, а также его отношение к окружению и самому себе. Внутренняя позиция формируется в зависимости от того, каков сам ребёнок, какое место он занимает в окружении и какое это окружение.
В 7 - летнем возрасте уже нельзя в сложных ситуациях переключать внимание малыша и навязывать ему своё мнение. Помните, что семилетнему ребёнку необходимо идентифицировать себя с авторитетным взрослым. Для мальчика это - папа, дедушка, старший брат; для девочки - мама, бабушка, старшая сестра.

Для многих детей - это ещё и первая учительница: "Как Марья Ивановна скажет, так я и сделаю!" В таких ситуациях родителям обижаться не следует. Если поощрять и поддерживать стремление малыша к новому, более "взрослому" положение в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще в жизни, возрастной кризис у ребёнка может не проявиться вообще.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1848; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.