Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Инфляция: сущность, причины, формы




В зависимости от преобладающего фактора влияния на инфляцию она делится на два типа: инфляцию спроса и инфляцию предложения

Инфляция предложения (издержек) — это рост цен вследствие повышения издержек производства или сокращения совокупного предложения товаров. В этом случае отсутствует избыточный спрос. Издержки на единицу продукции растут по причине подорожания сырья, полуфабрикатов, роста заработной платы, но при этом рост уровня цен на готовую продукцию отстает от роста издержек.

Предприятия в результате теряют прибыль и даже могут иметь убытки, производство закрывается. При этом снижается предложение товаров, отсюда — рост уровня цен

Инфляция спроса вызвана нарушением равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением. Порождается избытком совокупного спроса, за которым по определенным причинам не успевает производство. Избыточный спрос приводит к повышению цен, создаёт возможности для увеличения прибыли предприятий. Предприятия расширяют производство, привлекают дополнительную рабочую силу и экономические ресурсы. Растут денежные доходы владельцев ресурсов, что способствует дальнейшему росту спроса и росту цен.

Предположим, что экономика функционирует в условиях полной занятости ресурсов и по каким-либо причинам увеличивается совокупный спрос

.Производственный сектор не в состоянии ответить на этот избыточный спрос увеличением реального объема производства, так как он функционирует в условиях полной занятости. Поэтому объем производства остается прежним, а цены увеличиваются, сокращая появившийся дефицит

 

Инфляция классифицируется в зависимости от темпов роста цен.

Она подразделяется на ползущую со среднегодовыми темпами прироста цен от '5 до 10%, характерную для развитых стран, где происходит небольшое умеренное обесценение денег из года в год, и это признается неизбежным моментом нормального развития рыночной экономики и рассматривается в качестве фактора экономического роста.

 

Галопирующая инфляция (прирост цен 10^50%)

гиперинфляция характерны для развивающихся стран, переходящих от планово-распределительной системы к рыночной. Она рассматривается как негативное явление, вызывающее социально-экономическое и политическое напряжение в обществе.В рамках гиперинфляции следует выделить супер гиперинфляцию, при которой рост цен составляет свыше 50% и более в месяц

 

В зависимости от характера проявления различают следующие виды инфляции:

Открытая — положительный рост уровня цен в условиях свободных, нерегулируемых государством цен.

Подавленная (закрытая) — усиление товарного дефицита, в условиях жесткого государственного контроля за ценами.

В зависимости от причин вызывающих инфляцию выделяют:

Инфляцию спроса

Инфляцию издержек

Структурную и институциональную инфляцию

Прочие виды инфляции:

Сбалансированная — цены разных товаров меняются в одинаковой степени и одновременно.

Несбалансированная — цены на товары растут неодинаково, что может привести к нарушению ценовых пропорций.

Ожидаемая — позволяет предпринять меры защиты. Обыноч рассчитывается государсвенными органами статистики.

Неожидаемая

Импортируемая — развивается под воздействием внешних факторов.

Инфляция вызывается монетарными и структурными причинами:

монетарные: несоответствие денежного спроса и товарной массы, когда спрос на товары и услуги превышает размер товарооборота; превышение доходов над потребительскими расходами; дефицит государственного бюджета; чрезмерное инвестирование — объем инвестиций превышает возможность экономики; опережающий рост заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда;

структурные причины: деформация народно-хозяйственной структуры, выражающаяся в отставании развития отраслей потребительского сектора; снижение эффективности капиталовложения и сдерживание роста потребления; несовершенство системы управления экономикой;

внешние причины — сокращение поступлений от внешней торговли, отрицательное сальдо внешнеторгового платежного баланса.

Структурную инфляцию вызывает макроэкономическая межотраслевая несбалансированность. Среди институциональных причин инфляции можно выделить причины, связанные с денежным сектором, и причины, связанные с организационной структурой рынков. В целом данная совокупность причин выглядит следующим образом:

1. Монетарные факторы:

неоправданная эмиссия денег для краткосрочных нужд государства;

финансирование бюджетного дефицита (может осуществляться за счет денежной эмиссии или за счет займов в центральном банке).

2. Высокий уровень монополизации экономики. Поскольку монополия обладает рыночной властью, она в состоянии влиять на цены. Монополизация может усилить инфляцию, начавшуюся вследствие других причин.

3. Милитаризированность экономики. Производство вооружений, увеличивая ВВП, не повышает производственный потенциал страны. С экономической точки зрения высокие военные расходы сдерживают развитие страны. Последствиями милитаризации являются бюджетный дефицит, диспропорции в структуре экономики, недопроизводство потребительских товаров при повышенном спросе, т.е. товарный дефицит и инфляция.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 487; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.