Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ценность и оценка. Виды ценностей




Неклассическая и постнеклассическая (современная) картина мира.

Картина мира классической науки.

Картина мира – сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и развития, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципах и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечеством.

Классическая картина мира основывалась на достижениях классической механики Галилея и Ньютона. Она господствовала вплоть до середины XIX века. В ее фундаменте лежали принципы житейской однозначной детерминации, рациональной предсказуемости событий на основе единого общего правила или метода, гарантирующего построение истинной теории. Графическим образом классической картины мира была модель прогрессивно направленного линейного развития. Объяснительным эталоном в этой картине мира считалась однозначная причинно-следственная зависимость. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они относились только к области механики и существовали изолированно. Предполагалось, что все состояния мира могли быть просчитаны и предсказаны. Выполняет следующие функции:

1) интегративную, обеспечивающую синтез базовых научных знаний.

2) нормативную, которая состоит в том, что задает систему установок и принципов освоения общности, влияет на формирование методологических норм научного исследования.

3) парадигмалъную, которая обеспечивает существование научной традиции; обусловливает постановку и решение исследовательских задач, поведение ученых; влияет на формирование норм научного исследования.

Картина мира – сложившаяся на конкретном этапе развития человечества совокупность представлений о структуре действительности, способах ее функционирования и развития, сформировавшаяся на основе исходных мировоззренческих принципах и интегрирующая знания и опыт, накопленные человечеством.

Неклассическая картина мира. Пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX веков. В неклассической картине мира возникает более гибкая схема детерминации, учитывается роль случая.

- Методы зависят от объекта

- Методы связывались не только с объектом.

- При изучении объекта учитываются приборы, способы и сам акт изучения. Цель добиться адекватного описания.

- Методологический плюрализм

- Системность

- Влияние человека не устранимо

- Реальность: а) потенциальная (нами не воспринимается, но также очень важна) б) актуальная (реализуется в акте наблюдения)

Открытия: электромагнитные волны Герцена; электромагнитное излучение Рентгена, теория относительности Эйнштейна.

Постнеклассическая картина мира – В XX века цивилизация столкнулась с глобальными проблемами, порожденными научно-техническим развитием. Стало очевидно, что наука не только изучает развитие мира, но и сама является фактором и результатом его эволюции. Если на первом этапе ценность научного знания виделась в том, что оно является средством спасения, а на втором — содержалась в экономической эффективности, то сейчас наука выступает главным средством сохранения цивилизации. Изменились не только отношения общества к науке, но и поведение самого научного сообщества. В связи с этим в последнюю треть XX века происходят новые радикальные изменения в основаниях научного знания, в ходе которых формируется постнеклассическая наука.

Разработана с учетом достижений бельгийской школы Ильи Пригожина. Основу составляет термодинамика неравновесных нелинейных открытых систем, идея универсального эволюционизма.

Идеи: единство мира заключается в том, что на всех уровнях организации действуют общие законы, системное видение мира, случайное и необходимое, самопроизвольный переход к упорядоченному состоянию, самоорганизация включает генерацию и эволюцию, системность.

Признаки: изменяется характер научной деятельности, распространение междисциплинарных исследований, повышение роли социальных и экономических факторов, обозначились человеческие ориентации.

Синергетика (междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем) природа структурирована в несколько видов открытых нелинейных систем, связь между ними через хаотическое состояние, неравновесность необходимое условие развития, когда нелинейные системы объединяются, образуется новая система, при переходе от хаоса к порядку все системы ведут себя одинаково, случайность, мир развивается как маятник от хаоса к порядку, диалектика – всё развивается по спирали.

 

Гносеология – учение о цен-тях. 2 подхода к решению вопроса о природе цен-тей: объективно-идеалистический и субъективно-идеалистический. 1) (Шелер) цен-ти – особый автономный мир дух.сущностей, нах. вне времени и пространства, вне объекта и субъекта, незав. от чел-ка и чел-ва.

Источником всех прочих цен-тей явл Бог.

2)Субъект-идеал: цен-ть как функция психич деят-ти чел-ка. Предмет явл ценным не в силу присущих ему тех или иных сво-в, а только потому, что на него направлен интерес или желание познающего субъекта.

Процесс ориентации на ценность неразрывно связан с оценкой, которая есть средство осознания ценности. Оценка складывается из акта сравнения, собственной оценки и рекомендаций к отбору того, что признается ценностью. \Оценка означает решение по выбору, а выбор ведет к действию. Оценка, таким образом, организует практическую деятельность.

Оценки одного и того же явления у разных индивидов, социальных групп и наций, государств бывают различными. (Вспомним, к примеру, оценку атомных взрывов в Индии и Пакистане весной 1998 года: лидеры этих стран не скрывали своего восторга по поводу произведенных взрывов, в то время как подавляющее большинство стран, все мировое сообщество были возмущены взрывами и оценка с их стороны была крайне негативной.)

Переоценка тех или иных исторических событий, например, происходивших в нашей стране «дискуссий» в биологии в 30-е годы, связана тоже с тем, что оценка (в 60-70-е годы) производится изменившимся субъектом или другим субъектом. Немалую роль в переоценке играет то, что в отличие от официальных оценок того времени позднее раскрыты многие факты, и они вынесены на суд широкой общественности. Не следует смотреть на переоценку как на некую вольную переориентацию, как на произвол. Конечно, в переоценке событий, как и в некоторых ценностях, может иметь место и конъюнктура, субъективный компонент. Однако переоценка основывается на действии в целом объективных факторов. Если говорить о развитии научного познания, то изменение оценок тех или иных концепций, особенно если их авторитет навязывался силой власть имущих, является вполне закономерным и обоснованным. Во второй половине XX столетия происходит глубокая переоценка ценностей. На смену традиционному обществу приходит компьютерная цивилизация, индустриальное общество сменяется постиндустриальным…Основы цивилизации потрясает экологический кризис. Все это ведет к переоценке наших представлений о критериях прогресса, о средствах решения национальных и межгосударственных конфликтов и т.п. а следовательно и к другим ценностям.

Большая ломка в представлениях о ценностях идет в нашей стране. Диапазон этих переоценок велик – от государственного устройства до структуры образования и здравоохранения, от осознания, есть ли у нас рыночная экономика, до выбора – хорош или плох метод забастовок в борьбе за существование, Но главное состоит в том, какие ценности победят в будущем.

Виды ценностей: / http://www.ruclass.ru/node/1528 более подробно о видах/

1)По содержанию: 1.материальные (эк) вкл.производственно-потребительские ценности), 2.политические, 3.социальные и 4.духовные (вкл. нрав­ственные, познавательные, эстетические, религиозные)

2) по форме бытия: 1.предметные(естеств. И соц. Блага. Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей)) и 2.идеальные (духовные)

3) По субъекту - носителю ценностного отношения - различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности - это результат развития общества и культуры. Те и другие ценности неразрывно связаны между собой.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1424; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.