Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Культура, ее строение и социальные функции




Термин «культура» (латвозделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) и указывает на то, что первоначально под культурой понималось целенаправленное воздействие на природу: возделывание (культивирование) почвы, а потом стали относить к культуре воспитание и обучение человека.

В эпоху средневековья понятие культуры ассоциируется с город. укладом жизни и связ. с ним благами цивилизации. В эпоху Возрождения культура определялась как признак личного совершенства: возникает тенденция отождествления культуры с различными областями духовной деятельности: зарождающейся наукой, моралью, искусством, философией, религией. В этом значении понятие культуры просуществовало вплоть до XVIII века, когда оно вошло в обиход социальной мысли. Философы Просвещения рассматривают культуру как некую ограниченную и весьма специфическую автономную и самоценную сферу человеческой деятельности. Важнейший аспект культуры в понимании деятелей Просвещения – стремление воздвигнуть здание Разума на развалинах мнений. Чтобы быть причисленной к высокой культуре, деятельность должна быть интеллектуальной, творческой, продуктивной, новаторской, т.е. не просто воспроизводить, но постоянно расширять сферу человеческих возможностей.

В XIX веке в культуре стали прежде всего видеть систему ценностей и идей, различающихся по их роли в жизни и самоорганизации общества того или иного типа. Гегель рассматривает культуру как начальное и завершающее (философия) звено самопознания абсолютной идеи.

Марксизм определяет культуру как продукт истории. Она обусловлена потребностью общества в закреплении и трансляции совокупного общественного опыта и проявляет себя как в продуктах духовного, так и материального производства, в системе норм и учреждений их поддержки. Таким образом марксизм включает в понятие культурыне только духовную, но и материальную культуру. Культура зависима, производна отэкономического базиса общества.

Это небольшая часть концепций культуры.

Итак, К – это способ жизнедеятельности человека, обусловленный цивилизацией и представленный в материальных и духовных ценностях, создаваемых в сфере отношений человека к природе, самому себе, другим людям и обществу в целом.

Культура неотделима от человеческой деятельности, ее прогресс обусловлен участием индивидов и социальных групп в культурно-историческом творчестве.

Структура:

Культура имеет сложное строение. Она включает в себя устойчивые элементы, т.е. культурные универсалии, и, во-вторых, элементы преходящие, возникающие и исчезающие в конкретных исторических условиях. К культурным универсалиям относятся все родовые, общечеловеческие формы общественной жизни: общественное производство, труд, общение, общественный порядок и управление, образование и воспитание, духовная жизнь, досуг, право, мораль, искусство и т.д.

Исторические преходящие элементы культуры существуют лишь в конкретный период истории общества, что выражается в существовании исторических типов культуры. Тип культуры характеризуется особыми способами жизнедеятельности общества. Присущие типу культуры образ жизни, ценностные ориентации поддерживаются преемственностью традиций.

В культуре можно выделить следующие компоненты:

Субъект культуры – индивид (личность), социальная группа или общество в целом.

Человеческая деятельность характеризует меру развития его познавательных способностей, наличные знания и эмоциональную отзывчивость, способность понимания и эстетический вкус и др. Но главным, стержневым началом культурного человека является нравственность. Человеческая деятельность – необходимейшее условие бытия культуры, которая представляет ее как процесс производства ценностей.

Культурная предметность – предельно широкое понятие, в котором мыслится все то, в чем воплощается опыт общества, его нормы и ценности. Она включается в себя материальную культуру и духовную культуру. Они неразрывно связаны между собою.

Формы и способы коммуникации – средства культурной коммуникации включают в себя не только словесный язык, но и язык науки, политики, пропаганды, управления, религии, сюда также входят – обычаи, обряды, жесты, мимика и т.д.

Функции культуры:

1) Адаптационная. Культура обеспечивает приспособление человека к окружающей среде.

2) Познавательная. Культура обеспечивает получение новых знаний о мире. Эту функцию выполняют разные виды духовной культуры: мифология, религия, философия, наука, искусство.

3) Функция трансляция (передачи) социального опыта. Благодаря культуре осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой.

4) Коммуникативная. Культура формирует условия и средства человеческого общения.

5) Интегративная. Культура является важным фактором, обеспечивающим устойчивость и целостность общества. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой.

6) Функция социализации. Культура является важнейшим средством включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний, ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу, социальной группе и социальной роли.

7) Компенсаторная. Позволяет человеку отвлекаться от производственной деятельности, отдыхать от жизненных проблем, получать эмоциональную разрядку. Другое название этой функции - рекреативная - отражает частное совпадение этой функции с периодом досуга и отдыха, т. е. временем, формально свободным от производственной деятельности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2148; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.