Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Материалистические направления в русской философии




Русская религиозная философия конца 19-начала 20 вв.(Соловьев, Бердяев)

Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900)создал первую в истории отечественной мысли философскую систему. Его основные работы: «Кризис западной философии»(против позитивистов) «Чтение о Богочеловечестве» «Смысл любви» «Оправдание добра». Лишь благодаря вере в Христа человечество способно возродиться. Прогресс науки и философии привел к кризису христианства. Следует востановить истинное христианство, поэтому своей целью Соловьев ставил создание христианской православной философии: обоснование основных догматов христианства. Все теоретические исследования Соловьева ориентируют на практические задачи- совершенствование мира, борьбу с эгоизмом и т.д. Соловьев пытается разработать религиозную философию, синтезирующую науку, философию и религию.Соловьев полагал, что познание окружающего мира не может основываться исключительно на данных опыта. Дело в том, что каждое явление находится ы многочисленных связях с другими. Эти связи могут быть познаны только с помощью рационального мышления. Но грубый рационализм тоже не в состоянии познать истину: он не способен связать мышление субъекта с существующим объективным миром. Таким образом ни эмпиризм, ни рационализм не могут дать нам истину. Истина принадлежит всеединству, поэтому чтобы ее познать необходимо выйти за пределы мышления а войти в пределы абсолюта. Факты нашего опыта приобретают действительную реальность, а мышление- всеобщность лишь в связи с тем, что истинно существует как безусловно всеобщее. Они значимы лишь в связи с религиозным принципом. Задача философии-осуществить синтез науки, философии и религии. Истинное знание реальности ведет к религиозному, христианскому мировоззрению. По мнению Соловьева задача человека состоит в стремление к преодолению всех проявлений зла и несовершенства. Человек постоянно совершенствуется, но не достигнет успеха, если не принесет себя в жертву во имя любви к Богу. Бог существует в трех лицах, образующих совершенное единство. Три ипостаси Бога выражают три абсолютные ценности: благо, истину и красоту. Эти три ипостаси являются носителями трех ценностей, которые представляют различные формы любви.

1)Бог-олицетворение любви, выражающейся как в Святой Троице, так и в отношение ко всему миру. Божественная любовь связана с проявлениями космического существования. Человек-это вершина творения. Идеально совершеннный человек- Иисус Христос, Богочеловек, он- единение Логоса и Софии. Человек определенная связь между божественным и природным миром посколько он существо нравственное. Его жизнь имеет нравственный характер потому, что состоит в служении добру. А вся история это совместная а общество дополненная или расширенная личность. В свою очередь личность представляет собой сжатое или сосредоточенное общество. Степень подчинения личности обществу должна соответствовать степени подчинения самого общества добру. Условие совершенствования общества- свободное развитие человека. Общественное развитие должно привести к возникновению идаельной человеческой цивилизации-вселенской теократиии. При свободной теократии власть принадлежит церкви. При теократии государство добровольно подчиняется церкви.

Николай Александрович Бердяев( 1874-1948) русский философ экзистенциалист. основные его работы «Философия свободы» «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» «Смысл Истории» «Судьба человека». Основная проблема философии Бердяева- духовное бытие человека. Дух включает такие понятия,как жизнь, свобода, творческая деятельность. Дух не представляет собой ни объективную, ни субъективную реальность. Бог выступает как духовное начало, находящееся за пределами естественного мира, он выражается символически. Порождение мира Богом в философии Бердяева тесно связано с проблемой свободы. Существует 3 вида свободы:

-первичная иррациональная(произвол)

-рациональная(долг)

-пронизанная любовью к Богу.

Свобода не создается Богом: она коренится в Ничто из которого сотворен мир. Бог-творец не ответственен за свободу порождающую зло. Свободу могут порождать и добро и зло поэтому человек абсолютно свободен в своих действиях. Его действия не подконтрольны Богу, поскольку Бог не может их предвидеть и не отказывает никакого влияния на волю человеческих существ. Он может лишь помочь человеку придать воле добрый характер. Если бы дело обстояло иначе, то на Боге лежала бы вина за зло. совершаемое на земле. В этом случае теодицея была бы невозможна. Философская система Бердяева связана с его социальной концепцией. Связующее звено между ними- личность и ее проблемы, поэтому философ уделяет много внимания рассмотрению места личности в обществе и теоретическому анализу всего того, что связано с нею. Личность считает Бердяев не является частью общества наоборот большинство-часть личности. Личность же определяется как творческий акт, в котором целое предшествует частям. Существующая в обществе этика представляется Бердяеву узаконенными нравственными правилами: им подчиняется повседневная жизнь человека. Но эта этика «этика» закона этика узаконенного христианства насквозь пропитана условностями, лицемерием и ханжеством: здесь скрыты садистские наклонности, грязные подсознательные мотивы. Бердяев предлагает более высокую этику жизни, основанную на искупительной жертве и любви к Богу.

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальность заключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находилась под влиянием многочисленных философских направлений Запада – эмпиризма, рационализма, идеализма и др. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Основными представителями материалистического направления были М.В. Ломоносов, А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711 – 1765) в философии был сторонником механистического материализма. Им была заложена материалистическая традиция в русской философии.

Также Ломоносовым была выдвинута атомическая («корпускулярная») теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших частиц («корпускул», то есть атомов) – материальных монад.

Отношение М.В. Ломоносова к Богу – деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.

В философии Ломоносова также уделяется большая роль этике, морали, нравственности.

На последовательно материалистических позициях стоял А.Н. Радищев (1749-1802). Помимо обоснования материалистических начал бытия большое внимание Радищев уделил социально-политической философии. Ее кредо – борьба самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права. Не забудь сказать о его самом известном произведении «Путешествие из Петербурга в Москву»

47. «Спор» славянофилов и западников, его значение для современности.

Социально-политические и теоретические предпосылки послужили основанием для разделения русской либеральной интеллигенции на два главных течения: западничество и славянофильство, одно из которых стремилось доказать преимущество западной ориентации в развитии России, другое определяло необходимость ее самобытного пути развития.

К славянофилам принято относить И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, К.С. Аксакова, Ю.Ф. Самарина, а к западникам – П.Я. Чаадаева, Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, В.Г. Белинского.

На чем основываются различия между Западом и Россией согласно взглядам славянофилов?

1. На разных формах религиозного мировоззрения: в первом случае – православии как истинном христианстве, во втором – на католицизме, в котором, по мнению Хомякова, христианство подверглось искажению.

2. На разных формах фил. мировозз.. Западное фил. мировоззрение критикуется славянофилами за крайний рационализм и отрицание роли веры и христианского откровения в познании мира.

3. На разных формах социальной жизни на Западе и в России. Если на Западе главенствующую роль в соц. жизни играет государ. как орган насилия над человеком, то в России основную роль играет крестьянская община, которую славянофилы идеализируют, считая, что только в ней устанавливаются истинно братские отношения между людьми.

Кроме того, славянофилы резко критиковали реформы Петра I как нарушившие самобытный путь развития России, полностью отрицали революционные действия по переустройству социальной жизни и проповедовали социальный мир на основе истинной православной веры.

Западники по всем указанным различиям не соглашались со славянофилами. Они полагали, что католицизм сыграл определяющую роль в становлении западной цивилизации, не препятствовал развитию научных знаний и сыграл определяющую роль в становлении государственности, в которой закон является основой взаимоотношений между государством и человеком, человеком и человеком.

Своеобразное развитие спор славянофилов и западников получил в настоящее время. Сегодня в России славянофильскую тенденцию продолжают народно-политические силы, а западническую – либерально-демократические.

Философия Чаадаева.( В БИЛЕТАХ ЭТОГО НЕТ, НО ФИЛОСОФ МОЖЕТ ЭТО СПРОСИТЬ, ХОТЯ БЫ ЧТОБЫ ЗНАТЬ В ОБЩИХ ЧЕРТАХ.)

В центре философии П.Я. Чаадаева стоят проблемы антропологии и философии истории; его учение – это богословие культуры Его взгляд на общественные события как подчиненные религиозной и церковной истории стал отправным пунктом для социологии славянофилов, а его ориентация на культуру Западной Европы как образец для России была исходным рубежом для воззрений западников.

В «Философических письмах» Чаадаев характеризует тяжелое положение русского народа и пытается ответить на вопрос о судьбе России, найти корни современной жизни в истории страны. Он считал самой печальной чертой русской цивилизации ее изолированность от общечеловеческого развития. Главные пороки русской жизни Чаадаев видел в самодержавии и крепостничестве – главных свидетельствах ее отсталости. Различием католичества и православия он объяснял неодинаковость западной и русской цивилизации. Россия, приняв византийское православие, замкнулась в своем религиозном обособлении в стороне от европейских принципов жизни. П.Я. Чаадаев отдавал предпочтение католицизму, считая, что в нем заложено некое объединяющее начало, которое сформировало западный мир, создало политический уклад, философию, науку, улучшило нравы.

Подобно Шеллингу, Чаадаев видел одну из главных задач философии в решении проблемы единства мира и отстаивал идеалистический взгляд, принимавший за основу мира активное идеальное начало.

П.Я. Чаадаев был одним из создателей русской историософии (философии истории). Характерной ее чертой является провиденциализм – истолкование исторического процесса как осуществления замыслаБога. По его мнению, сущность исторического процесса состоит не в физическом существовании, а в развитии духа. Движение мысли – вот подлинная история. Движущей силой общественного прогресса он считал нравственность, основанную на христианских идеалах и ценностях.

В учении о человеке он также подчеркивал значение разума и нравственности.

Из двух выделяемых им видов познания – опыта и непосредственного озарения – безусловное предпочтение отдавал последнему.

Необходимо отметить, что «Философические письма» П.Я. Чаадаева оказали большое влияние на последующее развитие русской философии. К проблемам, поднятым П.Я. Чаадаевым, впоследствии не раз обращались российские философы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.