Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Периодизация и характерные черты философии Средневековья




Основные принципы формирования философии средневековья

Отличительные черты:

Патристика

Схоластика

Провиденциализм

Креационизм

Казуистика

Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника формирования. Первый из них — древнегреческая философия (Платон, Аристотель). Второй — Священное писание, повернувшее эту философию в русло христианства. Рост религиозных настроений - отличительная особенность средних веков. В это время на смену языческим религиям многобожия пришли религии единобожия: христианство, ислам. Христианство сформировало средневековое мировоззрение европейцев, которое по сути своей теоцентрично и опирается на два положения: а) идею творения, лежащую в основе онтологии христианской философии, и б) идею откровения, составляющую фундамент учения о познании. Философия средних веков оказалась в жесткой зависимости от религии, в частности христианской, в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм — источником и причиной всего сущего выступает Бог.

Креационизм — Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм — всеми мировыми событиями, историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение.

Патристика. В этот период укрепляла свои позиции идеология христианства, которая все больше нуждалось в философском обосновании своих идей и, прежде всего, доктрины единобожия.

Таким образом появилась патристика — совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и прежде всего на идеи Платона.

В патристике выделяется три этапа:

1) апологетика, сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения;

2) классическая патристика, сформулировавшая философские принципы и основания христианского учения и систематизировавшая его;

3) заключительный период, стабилизировавший христианскую догматику.

Апологетик а (Тертуллиан, Ориген). Задача, которую они ставили перед собой, состояла в том, чтобы убедить язычников в преимуществах новой религии и способствовать их обращению в христианство. Тертуллиан считал, что чем более божественные истины противоречат здравому смыслу, тем более верны. Только вера приводят к истине. Ориген считал, что Бог не одним актом создал мир, а постоянно творит все новые и новые вещественные миры

Классическая патристика. Под влиянием неоплатоников Г. Нисский развивал представления о нематериальной и бессмертной душе, отвергнув идею предсуществования душ. Он также закрепил представления о Боге как о сверх природном, непознаваемом существе. Августин Блаженный в своей «Исповеди» стремился побудить и других язычников к обращению в христианство. Не меньшую известность получил и другой его трактат «О граде Божьем». В своем сочинении Августин представил христианство в виде целостного учения. Высшей целью человеческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Такой вывод Августин сделал после детального рассмотрения в своем главном произведении истории становления и развития человечества. Эта история разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем». Град земной — это мир зла и сатаны. Град божий — это мир добра и Бога. Вся история человечества — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремлением тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Философия Августина абсолютно теоцентрична. Он истолковал Бога как личность, сотворившую мир «из ничего» исключительно по своей воле. Большое внимание Августин уделил выяснению того, что представляют собой вечность и время. Что же было до сотворения мира? «Ничего, кроме Бога!», — считает Августин. «Почему мир не был сотворен раньше? Да потому, что никакого «раньше» не было. Время было сотворено тогда, когда был сотворен мир. Бог существует вне времени. Время же появилось в процессе творения мира и есть не что иное, как мера измерения созданных Богом преходящих вещей. Время не существовало до сотворения мира, оно выражает лишь настоящее. Отсюда прошлое — есть лишь свойство человеческой памяти, а будущее — только надежда. Бог же пребывает не только вне времени, но и вне изменений, присущих человеческому и материальному миру.

Теория познания. Основу гносеологии составляет иррационализм, согласно которому мир, сотворенный Богом, полон непостижимых для человеческого ума чудес. Однако существуют достоверные знания и абсолютная истина, которые даются человеку через откровения. Это утверждение было направлено против скептицизма — философских взглядов, в соответствии с которыми истина всегда относительна, а наши знания имеют лишь вероятностный характер. Таким образом, веру он ставит неизмеримо выше разума, а божественное Откровение считает главным источником человеческих знаний.

Заключительный период патристики (Боэций, Эриуген).

1) завершает патристику, 2) стоит в преддверии схоластики.

Боэций подвел своеобразный итог античной философии. Он написал посвященное свободе духа произведение «Об утешении философией», ставшее в последующем одной из самых известных и читаемых работ. Здесь, как и в целом в творчестве Боэция, отсутствуют христианские мотивы, но обнаруживается тесная связь с античной философией, в особенности с творчеством Платона.

Иоанн Скот Эриугена разум ставил выше веры, а авторитет церковников ни во что не ставил.

Он также немало занимался переводами и комментариями греческих и византийских философов, развивал диалектику, понимая ее и как логику — науку о правильном мышлении, и как учение о наиболее общих принципах и свойствах бытия. Эриугена был последовательным сторонником Платона и неоплатоников и активно развивал концепцию примата общего над единичным.

Схоластика (лат. — школьный) представляет собой определенный тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. В целом схоластика стала заметным этапом в развитии философии, в течение которого много внимания уделялось логике, диалектике. Вместе с тем ее отличает чрезмерная умозрительность, излишнее внимание к деталям, нюансам, форме в ущерб существу дела. Со времен средневековья схоластика воспринимается как «формализованная школьная мудрость» и ассоциируется с копанием в мелочах, с долгими и бесплодными дискуссиями.

Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития.

1)Ранняя форма сложилась под влиянием идей неоплатоников и Августина и представлена такими философами, как Эриугена, Абеляр, Росцелин, Ансельм Кентерберийский.

2)Классическая (зрелая) схоластика (Альберт Великий и Фома Аквинский), когда на смену платоновским идеям пришел «христианский аристотелизм», развиваемый и преподаваемый в нарождавшихся в то время университетах.

3)Поздняя схоластика (Дунс Скот, Оккам), уравнявшие в правах разум и веру (что составило основу их теории «двух истин») и выступившие против одного из главных принципов зрелой схоластики, согласно которому вера становилась выше разума. Дунс Скот рассматривает теологию как сферу практического знания, необходимого человеку для того, чтобы поступать в соответствии с нормами Священного писания. Теология, таким образом, в отличие от науки и философии не может, да и не должна претендовать на строгость и точность своих построений, так как стоящие перед ней задачи лежат в сфере морали. Уильям Оккам вошел в историю философии как создатель наиболее развитой формы средневекового номинализма, называемой также еще терминизмом за то, что общие понятия (универсалии) объявлялись лишь терминами, понятиями, существующими только в уме и отражающими единичные вещи. Именно единичные вещи, и только они, обладающие теми или иными качествами, имеют реальное бытие. Универсалии же — умственные конструкции и реальным существованием не обладают.

Оккам проявлял интерес к проблемам гносеологии. Он считал, что познание человека начинается с внешнего восприятия и внутреннего переживания полученной таким путем информации. Этот первый этап познания он назвал интуитивным. Если какое-то понятие не может быть познано интуитивно и не поддается проверке опытом, то оно должно быть исключено из науки («бритва Оккама»).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1078; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.