Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции политической системы. 1) Функция мастной спецификации - это установление и детализация целей самой системы




1) Функция мастной спецификации - это установление и детализация целей самой системы. 2) Функция интеграции различных политических элементов в целом. 3) Функция сохранения и адаптации политической системы. 4) Функция взаимосвязи и взаимодействия с экономической и социально- политической средой. 5) Функция поддержания постоянных сбалансированных отношений между политической системой и окружающим миром.

22.Формы государственного правления

Ф.п. – организация верховной государственной власти, которая предопределяет структуру высших государственных органов, порядок их образования, взаимодействия м/д собой и населением.
1) монархия – форма правления, где источником власти является монарх. Она бывает:
а) абсолютная - от отца к сыну – Саудовская Аравия, Катар, Коман.
б) конституционная: - дуалистическая (дуа – двойственность, когда монарх имеет власть
законодательную и частично исполнительную; Марокко, Кувейт,
Иордания)
- парламентская (в Европе почти 1/3 европейских государств, это
Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Испания)
2) Республика – организация верховной государственной власти. власти, где источник власти – народ. Она бывает:
а) президентская – США, вице-президент – это глава правительства, но основные положения
задает президент.
б) теократическая - Ватикан (Тео - бог)
в) парламентская – Германия, ФРГ; президент не имеет права распустить парламент,
ограничена роль президента.
3) Смешанная республика – 1. президент, парламент (Россия) 2. Монарх, республика (Япония)
Разнообразные формы правления предусматриваются наличием такого механизма, как референдум – решение важнейших вопросов посредством всенародного голосования. Существует референдум для принятия законов, для их отмены, для конституционных поправок.

23. Политическая мысль Древней Греции и Древнего Рима (Платон, Аристотель, Цицерон)
Платон (427-397 гг. до н.э.)


Платон стремится утвердить идею незыблемости, общезначимости и государственных установлений. В своих произведениях «Государство», «Законы» Платон впервые сформулировал целостное учение об общественном устройстве, центральное место в кот. занимает представление об идеальном государстве. Государство возникает вследствие того, что отдельный человек не способен самостоятельно удовлетворить все свои потребности в пище, жилище, одежде. Задача государства обеспечить реализацию общих интересов граждан. Обеспечению общих интересов должны быть подчинены их частные интересы. Идеальное государство – это сообщество граждан, кот делятся на 3 сословия: философы, воины и трудящиеся. Философам должна принадлежать власть, поскольку они обладают добродетелью мудрости и поэтому способны руководствоваться разумно понятыми общими интересами. На воинов возлагались задачи проведения в жизнь решений философов и охраны общественного порядка. Трудящиеся должны были производить материальные блага. Рабство у Платона как бы вынесено за скобки, как условие деятельности свободной части общества – граждан государства. Идеальная форма правления государством - аристократическая либо монархическая, смотря по тому, принадлежит ли сознание высших идей нескольким или одному. Но есть еще 4 формы: тимократия, олигархия, демократия и тирания. Тимократия – власть честолюбцев. Честолюбие влечет за собой страсть к обогащению. В результате она перерастает в олигархию – господство немногих богачей. Здесь гос-во раскалывается на 2 части: 1 –богатые, 2 – бедные. Между ними идет непрерывная борьба, она заканчивается перерастанием демократии – власти большинства. Здесь осуществляется власть демоса, черни, толпы. При отсутствии разумного регулятора свобода ведет к анархии, хаосу в гос. делах. В условиях общественно беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия перерастает в тиранию.
Аристотель (384-322 гг. до н.э.)
Трактат «Политика» - главное произведение в области политики. Человек рождается политическим существом. Политика – это прежде всего сфера гос. отношений, а человек по самой своей природе – гражданин. Государство рассматривается им как высшая форма общения, общественных связей. Сущность гос-ва в политическом общении людей, соединившимся для достижения каких-либо целей. Формы правления делятся на правильные и неправильные. В основе классификации лежит принцип: служит ли данная форма правления достижению общей пользы или личному благу правителей. Правильная – при ней преследуется общее благо, независимо от того, правят ли один, немногие или многие. Неправильная – при этой форме преследуются частные цели. Неправильные формы выступают как отклонения от правильной. В первую группу входят монархия, аристократия и полития. Отклонение от монархии – тирания, от аристократии – олигархия, от политии – демократия. Самая наилучшая форма правления – полития. В этой форме правит большинство в интересах общей пользы. Она соединяет в себе лучшие стороны олигархии и демократии, но свободна от их крайностей и недостатков. В ней доминирует средний элемент во всех сферах общественной жизни: в правах – умеренность, в имуществе – средний достаток, во власти – средний слой. В целом, Аристотель утверждает необходимость подчинения частных интересов интересам государства.
Цицерон.
Основное внимание он уделяет разработке проблемы правового равенства и государства. Государство и право возникают не по произволу, а в соответствии со всеобщим требованием природы, включающих в том числе и веление человеческой природы. Гос-во основано на разуме и справедливости, оно является делом народа и возникает в результате согласия в вопросе права и общности интересов. Причина образования гос-ва – забота людей об охране собственности. В основе права лежит требование не вредить другим и не покушаться на чужую собственность. 3 формы гос. устройства: царская власть, власть оптимистов (аристократия) и власть народа (демократия). Каждая имеет свои положительные и отрицательные стороны, и в чистом виде не может быть принята. Наилучшее гос устройство – сочетание этих трех форм. На 1ом месте – верховная власть, затем доля власти первейшим гражданам и чтобы некоторые вещи предоставлялись демократии и решению народа. Задача гос власти – поддержание основного равновесия при сохранении господства аристократии.

Политическая мысль Средневековья (Христианские политические теории Августина и Фомы Аквинского)
Августин (354-430 гг.)
Трактат «О граде Божьем» («О государстве Бога»). В нем борьба двух противоположных сообществ: града земного и града небесного. Человечество делится на два рода людей: 1ый состоит из тех, кто живет по человеческим стандартам, другой – из тех, кто живет согласно божественной воле. Эти два рода – государства. Они сформировались на основе различной смысложизненной ориентации. В земном гос-ве господствует похоть власти, одолевающей в такой же мере его правителей, в какой и подвластные им народы, в небесном – те, кто поставлен у власти и кто им подчиняется, служат друг другу по любви, правителя, руководя, подчинены – им повинуясь. Августин разделяет и противопоставляет друг другу идеальное гос-во и эмпирические гос-ва. Эмпирические гос-ва несовершенны и извращены, но вместе с тем они способствуют удовлетворению материальных потребностей и поддержанию порядка. Августин подчеркивает временный, преходящий хар-р гос. власти, кот. допущена Богом для того, чтобы исправить человека в его падшем состоянии. Гос. власть следует считать относительным благом, которым следует пользоваться, но не наслаждаться. Наслаждаться следует таким абсолютным благом, выразителем которого является христианская церковь. Гос-во и церковь должны существовать вместе, но неслиянно. Авг. Утверждал принцип раздельного и независимого существования 2х властей в гос-ве – духовной и светской. Но есть возможность существования другой теории – теория теократии, утверждающая подчиненность в иерархическом порядке светского духовному, земного небесному, подчиненность гос-ва церкви. Гос-во рассматривается как «орудие Бога», правителей – «слуг господних» и утверждает право применять методы принуждения в интересах церкви.
Фома Аквинский (1225-1274 гг.)
Августина и Фому роднит теократическая концепция гос-ва. Он считал, что светской власти подчинены лишь тела людей, но не их души. Верховная всеобъемлющая власть, распоряжающаяся духовной жизнью людей, принадлежит церкви. Насколько Бог выше человека, настолько духовная власть выше земного гос-ва. Он принимает положение, что человек - политическое животное», общественное существо, гос-во возникает как естественное образование. По мнению Фомы, гос-во берет свое начало от Бога. Жизнь в социальной общности естественная для людей. Всякое сообщество выполняет определенные цели. Возникает необходимость в том, чтобы кто-нибудь руководил этим сообществом и вел его к цели кратчайшим путем. Это гос-во. «Всякая власть от Бога». Фома вводит различия между сущностью власти и ее формой. По сущности всякая власть происходит от Бога, т.е. должна существовать какая-то организация, обеспечивающая порядок и ведущая сообщество людей к определенной цели. Сущность власти – сам институт гос-ва, без кот. не может сущ-ть общество. Форма – способ правления, структура власти. Форма правления может происходить и не от Бога. Правитель, как и каждый человек, имеет свободную волю и поэтому способен творить зло, т.е. устанавливать противоречащие воле Бога порядки. Демократия, по мнению Фомы, коллективный тиран. Право восстания против гос власти в 2х случаях: 1) если власть выступает против законов Бога и элементарных принципов; 2) в случае превышения властью ее компетенции (напр. установления чрезмерных налогов). Решающее суждение о законности происхождения и использования той или иной конкретной формы власти правителями принадлежит церкви. Таким образом, гос. власть выступает не как непосредственное, а опосредованное церковное установление Бога.

24. Политическое лидерство и его сущность


Полит. лидерство – это такое полит. отношение субъекта к сообществу, при кот. лидер наделен объемом прав и ответственности формулировать и выражать интересы, цели сообщества, выступать инициатором в их осуществлении, организовывать участие в нем всего сообщества и направляет его на достижение общих целей. Полит. лидерство – это управленческий статус, социальная позиция субъекта, связанная с принятием властных решений.
Истоки: 1) психологический подход стремится дать психологическое объяснение истоков и функций лидерства. Этот подход пытается объяснить феномен лидерства с позиции мотивации лидера и с позиции мотивации ведомых на основе глубинных подсознательных процессов. Лидер отождествляется с Отцом. 2) Системно-функциональный подход тесно связывает причины возникновения с социальными потребностями общества.
Функции: 1) диагностическая – лидер изучает ситуацию, оценивает ее, определяет наиболее важные проблемы, вычленяет негативные тенденции и устанавливает, что и как должно быть исправлено. 2) директивная, т.е функция принятия решения, включающая в себя приказы, что и как следует предпринять и т.д. 3) мобилизующая, состоящая в мобилизации масс на выполнение решений и достижение поставленных целей. 4) коммуникативная – полит. лидер выступает как своеобразный аккумулятор идей и настроений в обществе, выразитель жизненных стремлений людей. 5) интегративная – направлена на поддержание целостности и стабильности общества, гражданского мира и согласия. 6) легимитизация строя – устанавливается культ личности, на основе которого принимаются усилия по обретению доверия граждан к установленному режиму (культ личности Ленина и Сталина) Различают формального и неформального руководителя. Формальный назначается или избирается на должность в соответствии с установленными нормативными процедурами. Это представитель административной власти. Лидерство – это не формальная должность, а общественный статус, лидер – это неформальный руководитель, это член группы (организации), которому эта группа делегировала больший объем прав, чем другим своим членам, и кот. в силу этого добровольно принял на себя значительно большую ответственность, чем этого требуют формальные предписания и нормы данной организации. Власть лидера основывается не на формальных, нормативных актах, а на авторитете. Полит. лидер по своему статусу – авторитетный член группы, организации, общества, влияние которого позволяет ему играть важную роль в принятии и реализации властных решений в полит. Процессе. Существуют различные классификации феномена лидерства. Одной из наиболее общих является деление всех лидеров на обычных («реальных») и великих (как великих «героев», так и великих «злодеев»). Первые, реальные лидеры, не оставляют заметного личного следа в истории, не изменяют обычного хода событий. Вторые, лидеры-герои (злодеи), имеют собственное видение политики и пытаются осуществить в ней свои замыслы, влекущие большие социальные и политические перемены.Одна из «классических» типологий лидерства восходит к учению М. Вебера о способах легитимации власти. В соответствии с этими способами, лидеров подразделяют на традиционных (вожди племен, монархи и т.п.) — их авторитет основан на обычае, традиции; рационально-легальных, или рутинных, — это лидеры, избранные демократическим путем; и харизматических — наделенных, по мнению масс, особой благодатью, выдающимися качествами, необычайной способностью к руководству. Харизма складывается из реальных способностей лидера и тех качеств, которыми его наделяют последователи. При этом индивидуальные качества лидера нередко играют второстепенную роль в формировании его харизмы. Харизматическими лидерами были, например, Ленин, Сталин, Ким Ир Сен, Фидель Кастро.

25. Критерии и механизмы современной демократии.
1.представительство интересов народа через его полномочных посредников
2.признание полит плюрализма. Выражается в наличии альтернативных полит институтов, в свободной конкуренции идей и мнений
3.участие граждан в реализации полит вопросов
-предоставление равного права на участие в полит жизни
-добровольность такого участия
-реальность, возможность участвовать в политике в самых разных формах (либо поддерживая власть либо нет)
4.осуществление просвященного выбора предполагает
-доступность каждому гражданину полной информации для осущ выбора
четкую, корректную формулировку предполагаемых альтернатив
5.взаимная ответственность элиты и народа.
Механизмы современной Д. Для реализации Д необходимо:
1.законодатнльное закрепление и юридич гарантии прав человека (права чел должны быть декларированы)
2.институт парламентаризма (орган работающий по принятию решений по принципу большинства)
3.свободные выборы
– периодичность, процедура выборов, сроки и форма выборов, выдвижение депутатов, голосование, подсчет голосов – все д.б. четко, закреплено законом.
-если избиратель голосует независимо необходимо предосталение, обобряет или нет его гос-во
-беспрепятственное выдвижение кандидатов в соответствии с конституцией
-обеспечение возможности конкуренции не только отдельных депутатов но и отдельных полит платформ за которыми стоят разл партии, разные обществ движения
4.многопартийность
5.легальная оппозиция (осн цель прийти к власти, а не свести счеты)
6.разделение властей (необх разработать систему сдерживания и противовесов между властями)
7.свобода СМИ
Условия существования Д :
1.наличие рыночных отношений (конкур, не сосредоточ власти в 1 руках)
2.наличие гражданского общества – сферы внеполит отношений, защищенных от вмешат гос-ва
3.существование среднего класса (этот класс стремится к независ)
4.наличие опред уровня образованности. Он должен включать в себя не только необход уровень грамотности, но и наличие опред полит знаний
. Достоинства и недостатки демократии:
достоинства
1..наличие возможности свободного выбора
2..учет мнения большинства
3..отсутствие монополии на власть
4..уважение прав и свобод граждан
5..наличие конкуренции мнений и возможности согласования интересов.
недостатки
1.. опасность тирании большинства
2.. опасность перерастания полит конкуренции в полит конфронтации
3.. замедленный процесс принятия решений
4.. вероятность прихода к власти в результате выборов непрофесионалов (професионализм по отношению к тому классу, права которого он собирался защищать)

27. ВЫБОРЫ И ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО

Выборы — демократическая процедура, с помощью которой определяются исполнители на некоторые ключевые позиции в различных общественных структурах (государства, организации). Выборы осуществляются путём голосования (тайного, открытого), проводимого в соответствии с регламентом выборов. Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя от лица участвующих в выборах лиц (электората) в составе законодательного органа управления. Процедура выборов применяется в системе государственного управления, а так же в системе управления любыми иными общностями людей, объединённых профессиональной, общественной или иными видами деятельности, убеждениями, вероисповеданиями и т. д. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой волеизъявления электората в отношении кадровых назначений на ведущие руководящие посты в любых общностях людей. Применение процедуры выборов при решении кадровых вопросов и политических назначений на руководящие посты применяется на основании основных законов общности, применяющей эту процедуру (Конституция страны, Устав предприятия).
Избирательное право — юридическое понятие, имеющее два основных значения:
• совокупность правовых норм, регулирующих процедуру выборов органов государственной власти и местного самоуправления (объективное избирательное право);
• право граждан страны избирать и быть избранными (субъективное избирательное право).
Объективное избирательное право — это совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, губернатор, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Нормами избирательного права определяются как базовые принципы избирательной системы государства, так и порядок выдвижения кандидатов и проведения предвыборной агитации, нормы представительства, порядок определения результатов голосования, статус и полномочия избирательных комиссий и пр.Нормы избирательного права обычно устанавливаются Конституцией и специальными законами о выборах. В отдельных государствах, например, во Франции, действуют специальные избирательные кодексы.
Субъективное избирательное право Избирательным правом называют также право гражданина участвовать в выборах, а именно: избирать (активное избирательное право) и быть избранным (пассивное избирательное право). Приобретение избирательного права практически везде ограничивается системой цензов, то есть установленных государством минимальных требований к избирающим или избираемым лицам.
В большинстве стран мира приобретение активного избирательного права связывается с достижением человеком определённого возраста, часто (но не всегда) приравниваемого к возрасту гражданского совершеннолетия. Например, в России, США, Великобритании, Германии, Италии лицо получает право голосовать по достижении возраста 18 лет, в Японии, Швейцарии, Финляндии — 20 лет, в Бразилии, на Кубе, в Иране и Никарагуа — 16 лет. По общему правилу, принятому в большинстве стран, избирать и быть избранными в органы власти данного государства могут только граждане данного государства. Иностранцы и лица без гражданства избирательных прав обычно лишены.Данный ценз предполагает, что для допуска к выборам лицо должно прожить на территории страны или на территории конкретной местности определённое количество времени.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.