КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Ское лидерство в современной России
Сущность политического лидерства как института власти
Характеристика политического лидерства должна исходить прежде всего из понимания того, что лидерство, как таковое, является универсальным и неотъемлемым механизмом функционирования любой человеческой общности. Благодаря ему, сообщество людей получает дополнительные возможности для усиления внутренней интеграции, повышения степени целостности и, как следствие, укрепления своей жизнестойкости. Лидерство является способом внутреннего структурирования социальной группы, выделения тех основополагающих элементов, которые способствуют реализации ими своих общих интересов. В этом смысле лидерство характеризует не только персональные качества осуществляющего эти функции лица (группы лиц), но главным образом их отношения с основной частью населения. Лидер – это элемент поддержания отношений “верхов” и “низов”, их институциализации в целях самосохранения общности и осуществления ею своих интересов. По сути дела, лидер – это институт, связанный отношением ответственности перед населением. Учитывая социальную природу таких отношений, лидер наряду со своими статусными характеристиками отражает и наличие особых нравственно-этических отношений с населением, которые могут свидетельствовать о том или ином уровне авторитетности правления. Иными словами, деятельность любого руководящего лица неизбежно опосредована моральными оценками населения, которые отражают тот или иной уровень неформальной поддержки его господствующего положения. Все названные общие свойства лидерства присущи и его политической форме. Однако для характеристики сущности собственно политического лидерства наиболее важное значение имеют два компонента: статусный и нравственно-этический. Первый предполагает наличие формальных (официальных) возможностей, позволяющих тому или иному лицу (группе лиц) устойчиво влиять на власть, возглавлять реальный процесс принятия решений, осуществлять определенные должностные обязанности и нести в их рамках определенную ответственность. Второй, нравственно-этический компонент, демонстрирует лишь моральную ответственность руководителей перед населением как условие сохранения и стабильности политической власти. Таким образом, политическое лидерство как институт власти обладает двоякой сущностью, включающей как институциональный, так и моральный аспекты. Со своей статусной стороны политическое лидерство выступает как высший сегмент власти, достраивающий пирамиду управления, как центр принятия решений, который определяет стиль и характер деятельности всех других основных управленческих структур и организаций. В то же время наличие морально-этических связей лидера с населением придает организации власти дополнительные ресурсы для решения политических задач. Отличительные черты политического лидерства определяются и его масштабностью, органической связью с интересами социальных групп, взаимодействием с таким социальным институтом, как государство. Учитывая это, на деятельность любого политического лидера нельзя механически переносить те особенности поведения, мотивации или иные черты деятельности лидера, которые проявляются в малых группах (например, рассматривать его только как фокус групповых отношений или с точки зрения его искусства вызывать согласие, занимать особую ролевую позицию, оказывать постоянное влияние на власть и т.п.). Политический лидер, особенно лидер общенационального масштаба, обладает и особым характером общения с населением, опосредуя этот процесс деятельностью особых структур – аппарата управления, специализированных политических организациий, например, партий, СМИ и др., которые создают особые социальные коммуникации власти и общества. Такие “дистанционные” информационные связи порой исключают непосредственные контакты лидеров с населением, побуждая население фетишизировать их фигуры, создавая неадекватный образ верховной власти. Выражая интересы крупных социальных групп, политический лидер в процессе осуществления власти неизбежно решает различные социальные задачи, играя множественные роли, выполняя многообразные функции. Причем в политическом пространстве многофункциональный характер деятельности лидера, сориентированный на сбалансированность различных интересов, как правило, придает его поведению корпоративно-групповой характер. Наряду с этими – назовем их общеполитическими – характеристиками политические лидеры обладают также особыми чертами и качествами, которые дают им возможность не только контролировать деятельность аппарата, конкурировать с другими представителями правящего класса, но и завоевывать авторитет у населения. С нормативной точки зрения эти персональные качества должны иметь демонстрационный характер, т.е. показывать гражданам те социальные благодетели, которые он оценивает положительно. Еще Макиавелли писал, что для государя главное – создавать “видимость наличия” тех качеств, которые нравятся его подданным. Только так можно обеспечить власть и “духовное княжение” над народом. Поэтому лукавство, обман населения являются необходимыми для политиков такого уровня качествами, которые позволяют им контролировать политические процессы.
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ЛИДЕРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Октябрьская революция большевиков в 1917 году ознаменовала первую в ХХ веке успешно завершившуюся революцию молодых, когда политическая власть в России перешла к группе радикальных политэмигрантов. Однако десять-двенадцать лет спустя выросло поколение, сменившее «старых большевиков» и проводившее индустриализацию. В последующем конфликт поколений в коммунистическом движении перешёл в латентную фазу, поскольку бывшие молодые большевики, ограничили самостоятельность комсомольской и коммунистической молодёжи. Более того, советское общество 1970-80-х гг. стало классическим примером новой в современной цивилизации формы правления – геронтократии, когда средний возраст членов Политбюро (Президиума) ЦК КПСС к началу 1980-х составлял 70 лет. Так, в 1917 г. В.И. Ленину не было 50 лет, И.В. Сталин был избран генеральным секретарём в возрасте 41 год, Н.С. Хрущев стал первым секретарём в 59 лет, Л.И. Брежнев – в 58, Ю.В. Андропов в 68 лет, а К.У. Черненко – в 73 года. С 1985 по 1991 гг. М.С. Горбачев, посредством кадровых перестановок «омолодил» средний возраст Политбюро на семь лет, а ЦК КПСС – на пять.
В 1990-е гг. в окружении и в администрации Президента Б.Н. Ельцина, а также в кабинете министров правительства состояли совсем молодые люди, не имевшие номенклатурного опыта. Так, исполняющему обязанности Председателя Правительства Российской Федерации Е.Т. Гайдару (род. в 1956 г.), Председателю Правительства Российской Федерации С.В. Кириенко (род. в 1962 г.), и Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Б.Е. Немцову (род. в 1959 г.) не было ещё и 40 лет в момент исполнения ими высших государственных должностей. Процесс омоложения постепенно охватил не только правящую верхушку общества, но и всю систему государственной службы. В 1998 году государственные должности занимали чиновники в возрасте от 30 до 50 лет, а чиновников пенсионного возраста (60 и старше) насчитывалось 3,9% (Крыштановская, 2003). Сегодня иных уж нет в «большой» политике, другие остались, заседают в Думе, занимаются бизнесом, возглавляют разного размера партии и движения.
На рубеже тысячелетий Председатель Правительства Российской Федерации В.В. Путин занял высшую должность российской государственной власти, став исполняющим обязанности Президента Российской Федерации в связи с добровольной отставкой Б.Н. Ельцина 31 декабря 1999 года. После долгих лет геронтократии в стране большинство российских избирателей считали его молодым, энергичным и спортивным. Поэтому выборы на пост Президента Российской Федерации, прошедшие 26 марта 2000 г., на которых Путин одержал убедительную победу (52,94% голосов избирателей) над своими основными противниками Г.А. Зюгановым (29,21%) и Г.А. Явлинским (5,8%) в первом туре, были, по сути, лишёнными интриги и безальтернативными. Путин умело создал имидж решительного, энергичного, прагматичного и компетентного лидера. Этим он резко отличался от своего предшественника и политического наставника Б.Н. Ельцина, а также от Председателя Правительства Российской Федерации в 1998-1999 гг. Е.М. Примакова. Вопреки мнению многих критиков, рейтинг доверия россиян к Президенту Путину постоянно возрастал. Взвешенные действия Путина на новом посту лишь укрепили его авторитет в обществе. По данным Левада-Центра, Путин являлся самым популярным политиком в России с 1999 г. – так, число россиян, поддерживающих Путина, выросло с 14% в 1999 г. до 79% в 2007 г. Уровень одобрения деятельности Владимира Путина на посту Президента РФ в 2007-2008 гг. колебался в диапазоне от 79 до 87%. Не одобряли деятельность Президента и затем Председателя Правительства В.В. Путина от 12 до 19% населения России. Схожий рейтинг доверия наблюдался и у его преемника и бывшего подчинённого – Президента Российской Федерации Д.А. Медведева – от 70 до 73% с мая по август 2008 г. (Уровень…, 2008) Данные результаты опросов общественного мнения свидетельствуют о том, что российское общество до сих пор страдает гипертрофией верховной личности, что и вызывает негативные эмоции у многих западных журналистов и ассоциации с авторитаризмом
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 582; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |