Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория интеллектуального развития Ж. Пиаже: основные положения




 

Пиаже создал теорию интеллектуального развития человека. Необходимо взаимодействие со средой. Согласно Пиаже, развитием личности управляют не внутренние процессы созревания и не внешнее обучение, а развитие личности – это процесс активного конструирования, в котором дети посредством собственной деятельности выстраивают когнитивные познавательные структуры.

Развитие ребенка, по Пиаже, моет быть разбито на несколько стадий, то есть некие последовательные периоды развития их мышления.

Дети переходят от одной стадии к другой в неизменной последовательности, в одном и том же порядке (различаются лишь темпы). В общем виде это схема может быть представлена так. Первый период – сенсомоторный интеллект. Этот период развития идет от рождения до двух лет. Для этого периода характерно то, что малыши выстраивают собственные схемы физических действий – сосания, разглядывания, хватания, нанесения ударов – чтобы установить контакт с внешним окружением. Однако, подчеркивает Пиаже, хотя они и конструируют собственные схемы действий, в самом начале эти схемы состоят из врожденных рефлексов.

В конце сенсомоторного периода ребенок способен уже совершать эффективные, хорошо организованные действия, позволяющие ему контактировать с его непосредственным окружением. Вместе с пониманием постоянства объектов у детей вырабатывается представление и о себе как о независимом существе.

Второй период – дооперациональное мышление (от двух до семи лет). В этом периоде дети научаются мыслить, использовать символы и внутренние образы. При этом понятно, что их мышление не систематизировано и не логично. На этой стадии дети овладевают языком, который является основным источником символов. Хотя могут использоваться и нелингвистические символы. Язык существенно расширяет горизонты ребенка. Посредством языка ребенок может заново пережить прошлое, предвосхитить будущее и что-то сообщить другим людям. Дооперациональное мышление характеризуется эгоцентричностью (одна девочка строит домик, другая – рассказывает о поездке с мамой в зоопарк, они друг друга не слышат, каждый говорит про свое), анимизмом (ребенок вносит одухотворение, одушевленность), представлением о снах как о внешних явлениях, отсутствием какой бы то ни было классификации. Пиаже полагает, что к концу этого периода дети преодолевают эгоцентризм и научаются учитывать точку зрения других. К его концу они также уже умеют спорить с другими детьми и достигать компромиссов. То есть дети сами играют активную роль в осознании существования альтернативных точек зрения.

Третий период – конкретные операции (с семи до одиннадцати лет). На этом этапе дети овладевают способностью мыслить систематически. В своих социальных интеракциях дети учитывают не только то, что говорят сами, но и учитывают потребности слушателя. Эта способность координировать одновременно две точки зрения образует основу социального и научного мышления.

Четвертый период – формальные операции (с 11 до 18 лет). В этот период люди овладевают способностью мыслить систематически, формируется абстрактное мышление, а также могут мыслить в гипотетическом ключе. Становятся мечтателями, т.е. снова эгоцентризм. Принимают на себя взрослые роли. Эгоцентризм на всех стадиях, но в конце стадий – децентрировка. Стадии культурно универсальны.

Таким образом, общая педагогическая философия Пиаже исходит из того, что подлинное научение передается не через учителя, а является исходящим от самого ребенка. Это процесс спонтанных изобретений и открытий самого человека. При этом Пиаже не отрицает роль среды. Он писал, что скорость развития интеллекта зависит от среды. Здесь среда выполняет роль интеллектуальной стимуляции. Однако Пиаже утверждает, что роль среды важна лишь отчасти. Среда питает, стимулирует, но дети сами выстраивают когнитивные структуры своих действий, когда они исследуют эту среду и то, что вызывает у них интерес.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6086; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.