Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Работа практического психолога в спорте




ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НАДЕЖНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЙ НА СОРЕВНОВАНИЯХ

Исходя из определения надежности, прогнозирование представляется достаточно сложным процессом, поскольку главным условием надежности является готовность действовать эффективно в экстремальных условиях.

Принципиально важным является понятие долгосрочности прогноза. Редко встречается необходимость получения краткосрочного прогноза (менее ем за 1,5 месяца). Чаще всего (в связи с годичным планированием) прогнозы определяются сроком до одного года. Двухлетнее и четырехлетнее, среднесрочные, прогнозы надежности обычно приурочены к системе чемпионатов мира и олимпийским играм.

В основу прогноза надежности закладываются многочисленные показатели, которые можно разделить на следующие группы: социальные, социально-психологические, личностные, спортивного результата.

Социальные показатели надежности – социальный статус спортсмена конкретного вида спорта в данной стране, регионе, уровень социальной поддержки или препятствий для полноценных занятий спортом вообще и данным видом спорта, семейное положение и т.п. Каждый из этих показателей настолько существенен для каждого спортсмена, что в любой момент может стать решающим при определении среднесрочного и долгосрочного прогнозов (просто потому, что спортсмен может уйти из спорта). Социально-психологические предпосылки прогнозирования надежности в значительной мере определяются психологическим климатом в команде, коммуникативной компетентностью спортсменов, тренеров и руководителей спорта. Личностные качества спортсмена как основание для прогнозирования включают: мотивацию, волю, уровень развития и реализации способностей, особенности характера и темперамента, специфику протекания эмоциональных процессов.

Спортивный результат – важнейший показатель, на основании которого строится прогноз надежности. В ряде видов спорта успешно используются рейтинги спортсменов и команд, которые определяются по достаточно сложным формулам учета результативности. Рейтинги служат удачным показателем надежности спортсмена ли команды, и прогноз надежности на основе рейтинга – один из предпочтительных.

К спортивному психологу предъявляются высокие профессиональные требования в области практической психологии. Его работа состоит в психологическом обеспечении подготовки спортсмена и спортивной деятельности. Эта работа включает в себя: Психодиагностику; Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации; Психологическую подготовку; Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

22. Выделяют три СТАДИИ ПСИХИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ: нервозность, порочная стеничность и астеничность. Существуют общие и специфические для каждой стадии признаки психического перенапряжения.

Общие признаки: быстрая утомляемость, снижение работоспособности, расстройство сна, отсутствие чувства свежести и бодрости после сна, эпизодические головные боли.

Специфические признаки характеризуют каждую стадию в отдельности.

Нервозность. На этой стадии психическое перенапряжение проявляется капризностью, неустойчивостью настроения (быстрой смене, неадекватности реакции), сдерживаемой раздражительностью (в мимике и пантомимике), возникновением неприятных ощущений. Когда проявляется капризность, спортсмен остается дисциплинированным, но периодически выражает недовольство то заданием, то тоном обращения и т. д. Это проявляется в мимике и жестах, «ворчании». Жалобы на неприятные ощущения надо мягко, но неуклонно пресекать.

Порочная стеничность. Ее признаки: нарастающая, несдерживаемая раздражительность (утрачивает самообладание, проявляет гневность, теряет самокритичность, становится нетерпимым к недостаткам окружающих людей), эмоциональная неустойчивость (резким колебаниям работоспособности, к еще более выраженной неустойчивости настроения), повышенная возбудимость (даже мелкие жизненные коллизии вызывают повышенную возбудимость и неадекватные реакции, может стабилизироваться), внутреннее беспокойство (воспринимает как отклонение от нормы, как сигнал возможного неуспеха то, что казалось раньше естественным), напряженное ожидание неприятностей.

Астеничность. Ее признаки: общий депрессивный фон настроения (подавленности, угнетенности, заторможенности, ослаблении проявления привычных желаний, отсутствии бодрости и жизнерадостности, снижении мотивации деятельности), тревожность (нарушении внутреннего психического комфорта, переживании беспокойства), неуверенность в своих силах (в крайних случаях приводит к отказу от достижения цели и уходу из спорта), высокая ранимость, сенситивность. На этой стадии психического перенапряжения ставится под сомнение запланированный результат, возможность выигрыша даже у слабых противников, предсоревновательные тренировочные результаты интерпретируются в пессимистических, не предвещающих успеха тонах. Возможно появление страхов.

Знание признаков психического перенапряжения позволяет тренеру вносить коррективы в тренировочный процесс сообразно с динамикой психических состояний спортсмена.

23. ПСИХОДИАГНОСТИА В СПОРТЕ – это использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности. Психодиагностика ставит целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности: особенности проявления и развития психических процессов; психические состояния (актуальные и доминирующие); свойства личности; социально-психологические особенности деятельности.

Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Рекомендации должны базироваться на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов.

Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму. Психологическая подготовка. Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена. Такое управление осуществляется в тех случае, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена.

Спорту нужен психолог, который может, длительно находясь на учебно-тренировочных сборах, сжиться со спортсменами, организовать коллектив и настроение в нем. Он должен воспитывать значимые для спорта свойства личности, создавать нужные психические состояния, снимать последствия монотонии. Он может обучать спортсменов приемам саморегуляции; ненавязчиво проводить со спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях (а также об любви, музыке, книгах и т.д.). Он должен быть способен улаживать конфликты, секундировавть в соревнованиях, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива.

Главный критерий деятельности практического психолога спорта – быть полезным спортсмену и тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 874; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.