КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Восприятие. Определение. Основные свойства. Виды
ВОСПРИЯТИЕ — целостное отражение предметов, явлений, ситуаций и событий в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях; процесс формирования — посредством активных действий — субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы. Детерминировано предметностью мира явлений. Возникает при непосредственном воздействии раздражителей физических на рецепторные поверхности (-> рецептор) органов чувств. Вместе с процессами ощущения обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку во внешнем мире. Будучи необходимым этапом познания, всегда в некоей мере связано с мышлением, памятью, вниманием. Направляется мотивацией и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску (-> эмоция). Для человека характерно, что образы его восприятия интегрируют в себе использование речи. За счет словесного обозначения возникает возможность абстрагирования и обобщения свойств предметов. В психологии социальной содержание понятия восприятия не всеми авторами раскрывается одинаково. Иногда этот термин означает лишь отражение партнером внешнего облика и видимой картины поведения другого человека. Иногда восприятие и понимание друг друга рассматриваются как два неразрывно связанных процесса. В других случаях под восприятием понимается совокупность внешнего облика партнера и его поведения и в зримой, и во внутренней — психологической части: в акт восприятия включается интерпретация воспринятого на уровне мышления. Восприятие — познание качества целого, а не его отдельных свойств; не пассивное копирование мгновенного воздействия, но живой, творческий процесс познания. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете, ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, — от чего зависит, от какого анализатора информация будет признана приоритетной Виды восприятия: 1. в соответствии с тем какой из органов чувств в формировании субъект образа: · зрительные · осязательные · вкусовые · обаятельные 2. в зависимости от содержания и особенности воспринимаемой реальности, формы существования материи: · восприятие пространства · восприятие времени · восприятие движения Свойства восприятия: · предметность – это свойство образа быть отнесенным к объекту. Объекты восприятия воспринимаются как обособленное в пространстве и Вов времени физическое тело; · целостность – образ складывается на основе знаний об отдельных свойствах, части и целое в образе взаимосвязаны; · структурность – означает, что человек воспринимает структуру в целом, отвлекается от отдельных ощущений; · константность (постоянство) – постоянство свойств предметов при изменении условий освещенности, положения и т.п.; · осмысленность (обобщенность или категориальность) – это отнесенность объекта к соответствующему классу предметов; · апперцепция (восприятие) – зависимость восприятия от особенностей его личности, от содержания психической жизни; · активность; · адекватность. Свойства восприятия: предметность, целостность, константность, структурность, осмысленность, избирательность. ПРЕДМЕТНОСТ Ь — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями: членение единого поля феноменального на четко очерченные и устойчивые предметы, способностью к коему обладают уже младенцы самого раннего возраста. Развитие предметности восприятия в онтогенезе связано с успешностью практических действий ребенка, базируемых на общественно выработанных формах взаимодействия с предметами. ЦЕЛОСТНОСТ Ь (целостность восприятия) — свойство восприятия, состоящее в том, что всякий объект, а тем более пространственная предметная ситуация воспринимаются как устойчивое системное целое, даже если его некоторые части в данный момент нельзя наблюдать (например, тыльная часть вещи): актуально не воспринимаемые признаки все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. КОНСТАНТНОСТЬ (константность восприятия) — закономерность восприятия, в коей просматривается связь с особенностями раздражителя и психофизиологическими закономерностями. Относительная устойчивость, независимость воспринимаемых характеристик объектов при изменении условий восприятия. Позволяет сохранить неизменными свойства предмета независимо от того, с какого расстояния, под каким углом и при каком освещении они воспринимаются. СТРУКТУРНОСТЬ — свойство восприятия объединять воздействующие стимулы в целостные, сравнительно простые структуры. ОСМЫСЛЕННОСТЬ — свойство восприятия, существующее на уровень сознания и характеризующее личностный уровень восприятия, — свойcтвo приписывать воспринимаемому объекту или явлению определенный смысл, обозначать его словами, относить к определенной языковой категории. Высокая ИЗБИРАТЕЛЬНОСТЬ и подвижность восприятия дают возможность активно отбирать элементы познавательной информации, адекватные стоящей задаче.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 943; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |