В 2000 году Министерством Образования РФ принята Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде – это первый нормативный документ, предполагающий работу учителей, школьных психологов, социальных педагогов, при наличии специальной подготовки в области реабилитации. Согласно концепции вторичная профилактика зависимости от ПАВ касается лиц, которые уже испытывают на себе влияние проблемы, связанной с употреблением наркотических средств, но не обнаруживает признаков болезни. Цель вторичной профилактики – максимально сократить продолжительность воздействия ПАВ на человека, ограничить степень вреда, наносимого злоупотреблением ПАВ, как потребителю, так и окружающей его микросреде – учащимся образовательного учреждения и семье, предотвратить формирование хронического заболевания. Мероприятия вторичной профилактики должны быть направлены на полное прекращение дальнейшей наркотизации и восстановление личностного и социального статуса учащегося. К третичной профилактике относятся мероприятия, направленные на предотвращение срывов и рецидивов наркомании, являющиеся по сути реабилитационными. Участие в этом процессе воспитателей, педагогов, школьных психологов, социальных педагогов рассматривается в качестве одного из основных факторов решения проблемы реабилитации. Это связано с тем, что именно специалисты образовательных учреждений осуществляют общеобразовательное и профессиональное обучение, обеспечивают организацию различных кружков по интересам, спортивных секций, оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь, формируют законопослушное поведение, без чего невозможно решить проблемы реадаптации и ресоциализации. В Концепции отмечается, что дети и подростки, успешно прошедшие реабилитацию, должны возвращаться в образовательные учреждения на общих основаниях. В качестве важнейших составных частей вторичной профилактики выделяется: создание системы раннего выявления потребителей ПАВ, обеспечение доступности комплексного обследования и оказание квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи. В Концепции указывается, что педагогам, школьным психологам, социальным педагогам и родителям учащихся, имеющих опыт употребления ПАВ, необходимо создавать психотерапевтическую атмосферу непримиримости к повторному употреблению ПАВ, и оптимизировать здоровые личностные и социальные устремления несовершеннолетних, при этом важно обеспечить длительное пребывание таких учащихся в нормативных микросредах (учебный класс в общеобразовательной школе, учреждения дополнительного образования, семья и т. д.), в которых вероятность распространения наркотиков сведена к минимуму. Помощь педагогам и школьным психологам в организации мероприятий вторичной и третичной профилактики может быть оказана специалистами ППМС-центров. В спектр деятельности таких центров входят: – консультативно-диагностическая, медико-социальная и правовая помощь несовершеннолетним, употребляющим ПАВ и имеющим болезненную зависимость; – консультативная помощь и правовая поддержка родителей по вопросам наркозависимости несовершеннолетних; – обеспечение духовного и творческого роста реабилитируемых за счет организации общеобразовательного и профессионального обучения и создание с этой целью учебных классов, студий, спортивных секций, трудовых мастерских и других специальных структур; – организационно-методическая и консультативная помощь специалистам образовательных учреждений по вопросам профилактики наркоманий и зависимости от ПАВ; – разработка программ профилактики срывов и рецидивов наркоманий у детей и молодежи, прошедших лечение и реабилитацию, и интегрированных в образовательное учреждение.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление