Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 8. Оказание противотуберкулезной помощи




Статья 7. Организация противотуберкулезной помощи

1. Оказание противотуберкулезной помощи больным туберкулезом гарантируется государством и осуществляется на основе принципов законности, соблюдения прав человека и гражданина, бесплатности, общедоступности.

2. Противотуберкулезная помощь оказывается гражданам при их добровольном обращении или с их согласия, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

3. Противотуберкулезная помощь несовершеннолетним в возрасте до четырнадцати лет, а также гражданам, признанным в установленном законом порядке недееспособными, оказывается с согласия их законных представителей, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9 и 10 настоящего Федерального закона и другими федеральными законами.

1. Больные туберкулезом, нуждающиеся в оказании противотуберкулезной помощи, получают такую помощь в медицинских противотуберкулезных организациях, имеющих соответствующие лицензии.

2. Лица, находящиеся или находившиеся в контакте с больным туберкулезом, в соответствии с законодательством Российской Федерации проходят обследование в целях выявления туберкулеза.

3. Вакцинация против туберкулеза в целях его профилактики осуществляется в соответствии с национальным календарем профилактических прививок.

4. В целях выявления туберкулеза периодически проводятся профилактические медицинские осмотры граждан, порядок и сроки проведения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

5. Руководители медицинских организаций и граждане, занимающиеся частной медицинской деятельностью, обязаны направлять в медицинские противотуберкулезные организации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области здравоохранения, а также органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, созданные в установленном законодательством Российской Федерации порядке для осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора в субъектах Российской Федерации, информацию о выявленных на соответствующих территориях в течение года больных туберкулезом и о каждом освобождающемся из учреждений уголовно-исполнительной системы больном туберкулезом.

6. Своевременное выявление больных туберкулезом сельскохозяйственных животных, оздоровление неблагополучных в отношении туберкулеза организаций по производству и хранению продуктов животноводства осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Реализация продукции, произведенной в неблагополучных в отношении туберкулеза организациях по производству и хранению продуктов животноводства, осуществляется в соответствии с санитарными и ветеринарными правилами профилактики туберкулеза сельскохозяйственных животных и борьбы с указанным заболеванием.

37. Эпидемический процесс, способы предотвращения распространения среди населения инфекционных заболеваний

Эпидемический процесс — непрерывное взаимодействие на видовом и популяционном уровнях неоднородных по эволюционно-сопряженным признакам отношения друг к другу возбудителя-паразита и организма человека в необходимых и достаточных социальных и природных условиях, проявляющееся манифестными и бессимптомными формами инфекции, распределяющимися среди населения по территории, времени и группам риска заражения и (или) заболевания.

Эпидемический процесс проявляется заражением хозяина возбудителем с последующим заболеванием хозяина или скрытым носительством паразита хозяином, а на популяционно-видовом уровне — спорадической заболеваемостью, наличием природного или эпидемического (эпизоотического, эпифитотического) очага инфекции, вспышкой, эпидемией (эпизоотией, эпифитоотией) или пандемией (панзоотией, панфитоотией).

Эпидемическая заболеваемость — обратная спорадической: нехарактерное, временное повышение уровня инфекционной заболеваемости (групповая эпидемически связанная между собой заболеваемость). Принцип разделения эпидемической заболеваемости на эпидемическую вспышку, эпидемию и пандемию — территориальные и временные параметры.

Эпидемическая вспышка — кратковременное повышение заболеваемости в пределах одного коллектива, длящаяся в течение 1-2 инкубационных периодов.

Эпидемия — повышение уровня заболеваемости до региона (области) и охватывающая, как правило, один сезон года.

Пандемия — повышение уровня заболеваемости, длящееся несколько лет и десятилетий и охватывающее континенты.

К основным противоэпидемическим и лечебно-профилактическим мероприятиям, проводимым в очаге бактериологического заражения, относятся:

· раннее выявление инфекционных больных, их изоляция, госпитализация и лечение;

· экстренная профилактика антибиотиками и другими лекарственными препаратами;

· обеззараживание территории, сооружений, транспорта и помещений;

· санитарная обработка населения;

· предохранительные прививки.

Кроме указанных, к противоэпидемическим мероприятиям в очаге бактериологического заражения относятся:

  • установление противоэпидемического режима работы лечебно-профилактических и других медицинских учреждений;
  • установление на промышленных объектах и транспорте, предприятиях общественного питания и торговли режима работы, исключающего возможность заноса и распространения инфекции;
  • противоэпизоотические профилактические мероприятия, направленные на предотвращение заболеваний животных.

Задача состоит в том, чтобы не допустить дальнейшего распространения инфекционных заболеваний и как можно быстрее ликвидировать их. При возникновении очагов бактериологического заражения проведение противоэпидемических мероприятий значительно усложняется, а перечень их расширяется.

 

Работы по ликвидации очага бактериологического заражения включают:

  • бактериологическую разведку;
  • определение вида возбудителей инфекционных заболеваний;
  • установление карантина или обсервации;
  • проведение мероприятий по выявлению, госпитализации и лечению заболевших.

При установлении бактериологического заражения немедленно вводится карантин, еще до определения вида возбудителя.

 

Под карантином понимают систему противоэпидемических и режимных мероприятий, направленных на полную изоляцию очага бактериологического поражения с находящимися на его территории людьми и животными от окружающего населения и ликвидацию заболеваний в самом очаге. Карантин вводится распоряжением руководителя ГО области (края, республики).

 

После установления вида возбудителя руководитель ГО принимает решение о сохранении карантина или о переходе на обсервацию.

 

Обсервация - это система мероприятий, предусматривающая усиление медицинского наблюдения за очагом бактериологического поражения, а также проведение лечебно-профилактических и изоляционно-ограничительных мероприятий, препятствующих распространению инфекции. Обсервацией не предусматривается оцепление очага, хотя выход населению и вход на территорию обсервации ограничивают. Обсервация вводится также в районах, непосредственно соприкасающихся с границей карантинной зоны.

 

Важное значение для предупреждения развития инфекционных заболеваний имеет экстренная и специфическая профилактика.

 

Экстренная профилактика проводится при возникновении опасности массовых заболеваний, но когда вид возбудителя еще точно не определен. Она заключается в приеме населением антибиотиков, сульфаниламидных и других лекарственных препаратов. Средства экстренной профилактики при своевременном их использовании по предусмотренным заранее схемам позволяют в значительной степени предупредить инфекционные заболевания, а в случае их возникновения - облегчить их течение.

 

Специфическая профилактика - создание искусственного иммунитета (невосприимчивости) путем предохранительных прививок (вакцинации) - проводится против некоторых болезней (натуральная оспа, дифтерия, туберкулез, полиомиелит и др.) постоянно, а против других - только при появлении опасности их возникновения и распространения (столбняк, бешенство).

 

Повысить устойчивость населения к возбудителям инфекции возможно путем массовой иммунизации предохранительными вакцинами, введением специальных сывороток или гамма-глобулинов. Вакцины представляют собой убитых или специальными методами ослабленных болезнетворных микробов, при введении которых в организм здоровых людей у них вырабатывается состояние невосприимчивости к заболеванию. Вводятся они разными способами: подкожно, накожно, внутрикожно, внутримышечно, через рот (в пищеварительный тракт), путем вдыхания.

 

В очаге инфекционного заболевания не обойтись без дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

 

Дезинфекция проводится с целью уничтожения или удаления микробов и иных возбудителей с объектов внешней среды, с которыми может соприкасаться человек. Для дезинфекции применяют растворы хлорной извести и хлорамина, лизол, формалин и др. При отсутствии этих веществ используется горячая вода с мылом или содой.

 

Дезинсекция проводится для уничтожения насекомых и клещей - переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний. С этой целью используются различные способы: механический (выколачивание, встряхивание, стирка), физический (проглаживание утюгом, кипячение), химический (применение инсектицидов - хлорофоса, тиофоса, ДДТ и др.), комбинированный. Для защиты от укуса насекомых применяют отпугивающие средства (репелленты), которыми смазываются кожные покровы открытых частей тела.

 

Дератизация проводится для истребления грызунов - переносчиков возбудителей инфекционных заболеваний. Она проводится чаще всего с помощью механических приспособлений и химических препаратов.

 

ЧС природного характера могут привести к тяжелой санитарной обстановке на территории города, района. Возможны обширные разрушения жилых и административных зданий, вывод из строя сетей коммунального хозяйства, в частности водопроводных сооружений и канализационной системы. При таких обстоятельствах территория сильно загрязняется фекальными и сточными водами.

 

Возникает ряд других факторов, способствующих повышению заболеваемости среди населения, например, резкое ухудшение быта, питания, загрязнение путей сообщения и территории населенных пунктов.

 

Основными действиями при борьбе с эпидемиями, эпизоотиями, эпифитотиями и распространением различных вредителей сельского и лесного хозяйства, а также основными противоэпидемическими мероприятиями, проводимыми на территории, объявленной зоной карантина или обсервации, являются:

  • проведение экстренной профилактики населения антибиотиками (предохранительные прививки), а после установления характера заболевания и его возбудителя - специфической профилактики;
  • раннее выявление больных, у которых предполагают данное заболевание, изоляция, госпитализация и лечение заболевших;
  • доставка больным и подвергнутым карантину воды, питания и одежды;
  • дезинфекция территории, сооружений и имущества, захоронение погибших;
  • установление на промышленных объектах, транспорте, предприятиях торговли и питания режима работы, исключающего возможность заноса и распространения инфекции противоэпизоотические и противоэпифитотические профилактические мероприятия;
  • дератизация, дезинфекция, биологическая, химическая и механическая борьба с вредителями сельского и лесного хозяйства.

Санитарно-гигиенические мероприятия охватывают следующий круг основных вопросов:

· строгое соблюдение правил личной гигиены;

· регулярный контроль за качеством продовольствия, режимом хранения и обработки, за состоянием тары и упаковки, а также за состоянием водоисточников, водопроводной сети и воды;

· содержание в чистоте зданий и сооружений пищевых объектов, инвентаря, оборудования, транспортных средств;

· повседневное улучшение санитарного состояния предприятий общественного питания, а также продовольственных магазинов, ларьков, рынков;

· обеспечение пищевых объектов, баз, складов и т.д. необходимым количеством дезинфицирующих средств, материалов и оборудования для проведения дезинфекции, дезинсекции, дератизации.

Водопроводная вода централизованного водоснабжения практически считается надежно защищенной от заражения. Большое значение приобретает защита местных источников водоснабжения: шахтных колодцев, резервуаров, индивидуальных запасов воды. Наиболее опасно заражение открытых водоисточников: озер, рек, родников, арыков. Средств их защиты практически не существует.

 

Обеззараживание воды - процесс очень сложный и трудоемкий, поэтому основные усилия необходимо сосредоточить на проведение защитных мероприятий.

 

К санитарно-гигиеническим мероприятиям относятся также своевременная очистка населенных пунктов от мусора и нечистот, содержание выгребных ям, уборных и мусорных ящиков в хорошем санитарном состоянии, обеспечение работы бань, парикмахерских и других учреждений коммунально-бытового обслуживания и поддержание в них санитарного порядка.

 

Важное значение имеет проведение среди населения санитарно-просветительной работы, направленной на разъяснение причин возникновения инфекционных заболеваний и мер по их предупреждению.

 

Большую роль в предупреждении инфекционных заболеваний играет строгое соблюдение правил личной гигиены:

· мытье рук с мылом после работы и перед едой;

· регулярное обмывание тела в бане, ванне, под душем со сменой нательного и постельного белья;

· систематическая чистка и встряхивание верхней одежды и постельных принадлежностей;

· поддержание в чистоте жилых и рабочих помещений;

· очистка от грязи и пыли, обтирание обуви перед входом в помещение;

· употребление только проверенных продуктов, кипяченой воды и молока, промытых кипяченой водой фруктов и овощей, тщательно проваренных мяса и рыбы.

38. Понятие «Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения». Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.

В 1999 г. Государственной Думой принят Федеральный Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. Первый раздел закона раскрывает содержание понятия «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среду обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и
Задачи и функции Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации Основными задачами Государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ являются: — осуществление предупредительного и текущего санэпиднадзора; — изучение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения; — динамическое наблюдение за факторами окружающей среды, оказывающими вредное и опасное воздействие на организм человека; — выявление причин и условий возникновения инфекционных, массовых инфекционных заболеваний и отравлений; — координация усилий органов государственной власти и управления, хозяйственных субъектов и граждан при разработке государственных, региональных и местных программ по охране здоровья; — координация работы и активное сотрудничество с другими ведомственными организациями и гражданами в области охраны здоровья населения и среды обитания; — учетно-отчетная работа в области гигиены и эпидемиологии. Главной задачей госсанэпидслужбы является обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предупреждение, выявление или ликвидация опасного и вредного влияния среды обитания человека на здоровье. Усилено значение службы как федерального надзорного органа со строгим подчинением по вертикали. Специальным постановлением правительства ей поручено проводить совместно с органами исполнительной власти работу по подготовке региональных целевых программ по: — созданию экологически чистых технологий, экологически чистого топлива; — снижению вредного влияния промышленных предприятий на окружающую среду; — улучшению условий труда и быта; — строительству жилых домов, детских дошкольных и школьных учреждений, объектов здравоохранения; — улучшению качества питьевой воды, продуктов питания и т.д.

 

Качественно новые профессиональные знания потребуются специалистам службы для выполнения таких функций, как разработка санитарных правовых норм и гигиенических нормативов, наблюдение, оценка и прогнозирование состояния здоровья населения (социально-гигиенический мониторинг), установление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и средой обитания человека.

39. Структура центра Государственного санитарно-эпидемиологического надзора,организация и основные направления его работы.

Комплексность деятельности центров ГСЭН предопределена принципами организации санэпидслужбы. Единство проведения предупредительного и текущего санэпиднадзора, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий обусловливает главную роль центра ГСЭН в организации и координации санитарно-профилактической и противоэпидемической деятельности на административной территории. Он является организатором проведения комплекса санитарно-оздоровительных мероприятий среди населения, осуществляет руководство работой по пропаганде гигиенических знаний и формированию здорового образа жизни.

В деятельности госсанэпидслужбы следует выделить разделы:

— организаторский — организует и координирует деятельность всех ведомственных учреждений и граждан;

— нормативный — разрабатывает и утверждает (согласовывает) санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарно-защитные зоны и уровни воздействия, проводит экспертизу и участвует в лицензионных комиссиях;

— методический — разрабатывает и утверждает (согласовывает) инструктивно-методическую документацию, новые методы профилактики и гигиенической диагностики;

— консультативный — специалисты центров ГСЭН консультируют ведомственные службы по вопросам профилактики инфекционных заболеваний, организации рационального питания, охраны окружающей среды, выбора и отвода земельных участков, водоснабжения, строительства и планировки населенных мест, представляет информацию юридическим лицам о санитарно-эпидемической ситуации, показателях здоровья населения и др.;

— контрольной — осуществляет государственный предупредительный и текущий санэпиднадзор; — научно-практический — проводят углубленное изучение влияния факторов окружающей среды и образа жизни на здоровье населения.

Определены основные методы работы санитарных врачей: — социально-гигиенический мониторинг за состоянием окружающей среды и здоровья населения, изучение причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека;

— метод экспертных оценок санэпидблагополучия населения;

— лабораторные и инструментальные методы исследования факторов окружающей среды (объектов, территорий и т.д.); — статистические методы; — социологические методы; — экспериментальные исследования.

Структура центра ГСЭН.

Организация и основные направления его работы С учетом развития санитарного законодательства и функций Госсанэпиднадзора на некоторых административных территориях введена трехзвеньевая структура управлений областного (краевого) центра ГСЭН:

1) управление Госсанэпиднадзора;

2) управление информационно-аналитического обеспечения;

3) управление финансово-материального обеспечения. Начальники управлений являются заместителями главного врача территориального центра ГСЭН, а начальник управления Госсанэпиднадзора — заместителем главного государственного санитарного врача области (края, автономной республики). Первый заместитель главного врача осуществляет координацию деятельности управлений областного (краевого) центра ГСЭН и взаимодействие между ними. В его непосредственном подчинении находятся сектора кадров, чрезвычайных ситуаций и ГО, специальный, юридический, а также пресс-центр. Руководит центром ГСЭН главный врач — главный государственный санитарный врач области (края, автономной республики).

Центр ГСЭН в области (крае, республике) может иметь следующую организационную структуру: 1. УПРАВЛЕНИЕ ГОССАНЭПИДНАДЗОРА:

1.1. Санитарно-гигиенический отдел: — отдел (отделение) коммунальной гигиены и санитарной экологии; — отделение гигиены труда; — отделение гигиены питания; — отделение гигиена детей и подростков; — отделение радиационной гигиены.

1.2. Отдел эпидемиологического надзора, включающий отделения профилактики особо опасных, паразитарных, внутрибольничных инфекций.

1.3. Отделение профилактической дезинфекции (с методическим подчинением отделу эпиднадзора).

1.4. Отдел лабораторного обеспечения: — санитарно-гигиеническое отделение (физико-химические, токсикологические, аналитические методы исследования; исследования радиационных и физических факторов); — санитарно-бактериологическое отделение (бактериологические вирусологические и паразитологические исследования).

2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

2.1. Отдел социальной гигиены и социально-гигиенического мониторинга.

2.2. Отделение организационно-методической работы с функциями маркетинга.

2.3. Отделение вычислительной техники и программного обеспечения.

2.4. Отделение метрологии и стандартизации.

2.5. Отделение комплексных программ (формируется на основе комплексирования деятельности специалистов для решения конкретных проблем).

3. УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВО-МАТЕРИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

3.1. Центральная бухгалтерия.

3.2. Финансово-экономическое отделение.

3.3. Контрольно-ревизионное отделение.

3.4. Касса.

3.5. Отдел материально-технического и транспортного обеспечения.

Штатное расписание центра Госсанэпиднадзора определяется главным врачом, который, используя предоставленные ему права, может изменять численность специалистов учреждения (в рамках единого фонда оплаты труда) в зависимости от динамики показателей здоровья населения, санитарно-эпидемиологической обстановки и от состояния других факторов, имеющих значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Как было отмечено выше, центры ГСЭН осуществляют предупредительный и текущий санитарный надзор. Предупредительный санитарный надзор обеспечивает:

— учет всех проектируемых, строящихся или реконструируемых объектов и сооружений; — согласование отвода земельного участка под строительство;

— согласование и составление гигиенического заключения, утверждение проекта строительства, реконструкции объекта, сооружения;

— проведение систематического санитарного контроля за ходом строительства или реконструкции в соответствии с утвержденным проектом;

— прием выстроенного или реконструированного объекта.

Предупредительный санитарный надзор устанавливает санитарно-гигиенические нормы, утверждает их согласно требований государственных стандартов на все промышленные изделия, продукты питания, школьную и детскую мебель, красители и т.п., нарушение которых может повлиять на здоровье населения.

Предупредительному санитарному надзору, его контролю подлежат все медицинские биологические препараты, вакцины, сыворотки и пр.

В содержание текущего санитарного надзора в основном входят:

1) изучение санитарно-гигиенических условий труда (воспитания, обучения) и гигиеническая оценка производственной среды (характер технологического процесса, уровень механизации процессов производства, состояния производственного оборудования и аппаратуры, обеспеченность санитарно-техническими установками и т.д.);

2) осуществление систематического лабораторного контроля и повседневное наблюдение за санитарным состоянием предприятий, коммунальных сооружений, учебных заведений и государственных детских учреждений, производственных, жилых и общественных культурно-бытовых зданий и соблюдением в них санитарных норм и правил;

3) изучение заболеваемости и травматизма у рабочих, служащих, подростков и детей; проведение мероприятий по профилактике заболеваний, травматизма, профессиональных отравлений, профессиональных заболеваний;

4) организация и контроль за проведением осмотров, строгое соблюдение санитарного законодательства в отношении работы подростков и женщин;

5) контроль за соблюдением гигиенических условий обучения, режима для школьника, а также детей в других учреждениях;

6) гигиеническое изучение и контроль за состоянием воздушной среды, водоемов, почвы;

7) санитарная охрана границ;

8) обеспечение соблюдения санитарно-гигиенических норм при производстве пищевых продуктов питания, их транспортировке и хранений, а также реализации;

9) разработка и внедрение мероприятий по организации рационального питания населения;

10) организация и проведение комплекса мероприятий по повышению санитарной культуры работы предприятий;

11) контроль за выполнением оздоровительных мероприятий, предусмотренных комплексным планом, коллективными договорами, и изучение эффективности этих мероприятий, разработка и предъявление планов-заданий оздоровительных мероприятий в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и др.

Организация санитарно-эпидемиологической службы в РФ

— эпидемиологический отдел, состоящий из эпидемиологов и паразитологов. Сюда же относятся отделения очаговой и камерной дезинфекции, профилактической дезинфекции и бактериологическая лаборатория.

Центры ГСЭН подразделяются на категории (I, II и III) в зависимости от численности обслуживаемого населения. Сельские районные центры III категории обслуживают территорию с населением до 30 тыс., II — от 30 до 60 тыс. и I категории — от 60 до 100 тыс. человек. Организационно-методическая работа областного центра ГСЭН

Одной из важнейших функций областного центра ГСЭН является организационно-методическое руководство деятельностью санитарно-профилактических органов и учреждений административной территории (городские и районные центры ГСЭН, дезинфекционные станции и др.). Организационный отдел областного центра ГСЭН объединяет усилия профильных подразделений и осуществляет организационно-методическую работу по следующим направлениям: организационно-методическое, научно-практическое, консультативное, планово-нормативное, учебно-методическое, штатно-кадровое, санитарно-статистическое, контрольное, организационно-массовое, внедрение элементов научной организации труда, совершенствование информационного обеспечения деятельности.

Организационно-методическое направление включает изучение, обобщение и распространение передового опыта работы, подготовку и издание инструктивно-методических и нормативных документов, организацию выездной работы (комплексные обследования, плановые выезды и курация), разработку и внедрение методик обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения

. Научно-практическое направление предусматривает планирование и апробацию результатов научно-практических работ, координацию деятельности с научными учреждениями, организацию конференций и заседаний научных обществ.

Сущность планово-нормативного направления заключается в разработке и внедрении современных форм и методов планирования, выборе стратегических целей и задач развития санэпидслужбы с учетом местных условий административной территории, в определении ожидаемых результатов и ориентировочных нормативов деятельности специалистов. Учебно-методическое направление включает комплекс мероприятий по повышению квалификации специалистов (планирование и организация повышения квалификации на рабочем месте, на семинарах и курсах, в академиях последипломного образования и на факультетах усовершенствования врачей медицинских вузов, на базе областного и городского центров ГСЭН).

 

Кадрово-штатное направление предполагает проведение анализа кадрового обеспечения, разработку методических подходов и ориентировочных прогнозов потребностей, которые могут быть использованы для совершенствования штатно-кадрового обеспечения центров ГСЭН. Оценка и прогнозирование состояния здоровья населения в связи с воздействием факторов окружающей среды на основе изучения причинно-следственных связей, обеспечение качественного функционирования системы учета и отчетности, составляют информационно-аналитическое направление деятельности областного центра ГСЭН.

Оптимизация информационного обеспечения предусматривает разработку и внедрение автоматизированных информационных систем (АИС «Санэпид», «Анализ противоэпидемических мероприятий», «Окружающая среда», «Кадры» и др.), автоматизированных рабочих мест (АРМ) специалистов, создание локальной, региональной и федеральной информационной сети и банка данных для социально-гигиенического мониторинга.

40. Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Права и обязанности должностных лиц по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения

Главные государственные санитарные врачи и их заместители имеют право:

— вносить в органы государственной власти и управления предложения по вопросам выполнения санитарного законодательства, по проектам планов социального и экономического развития территорий, комплексных программ по охране здоровья населения, окружающей природной среды, улучшению условий труда и проживания граждан;

— беспрепятственно посещать (по предъявлении служебного удостоверения) и проводить обследования организаций, предприятий, жилищных условий граждан, а также условий работы граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, с целью проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий и соблюдения действующих санитарных правил;

— предъявлять предприятиям, организациям и гражданам требования о проведении гигиенических и противоэпидемических мероприятий и устранении санитарных правонарушений, а также осуществлять контроль за выполнением этих требований;

— поручать проведение специальных экспертиз и консультаций и по их результатам представлять предприятиям, организациям и гражданам основанные на действующих санитарных правилах заключения;

— выявлять и устанавливать причины и условия возникновения и распространения инфекционных и профессиональных заболеваний, а также массовых неинфекционных заболеваний и отравлений людей; — приостанавливать до проведения необходимых мероприятий и устранения имеющихся н

арушений санитарных правил, а в случае невозможности их соблюдения — прекращать строительство и эксплуатацию объектов;

— вносить предложения в органы государственной власти и управления, а также в финансово-кредитные органы о запрещении или введении на отдельных территориях особых условий и режимов проживания населения;

— принимать решения: о временном отстранении от работы граждан, являющихся носителями возбудителей инфекционных болезней и могущих быть источников их распространения в связи с особенностями выполняемой работы или производства, в котором они заняты;

о проведении лабораторного обследования и медицинского наблюдения граждан, контактировавших с больными инфекционными заболеваниями;

об обязательной госпитализации инфекционных больных и граждан с подозрением на инфекционное заболевание, представляющих опасность для окружающих, о проведении дезинфекции и дератизации в очагах инфекционных заболеваний, а также в помещениях и на территории, где сохраняются условия для возникновения или распространения инфекционных заболеваний;

о проведении профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям;

— вызывать в учреждения госсанэпидслужбы должностных лиц и граждан для рассмотрения материалов по фактам санитарных правонарушений;

— рассматривать дела о санитарных правонарушениях, налагать административные взыскания, передавать материалы в следственные органы для возбуждения уголовного дела, представлять вышестоящим должностным лицам или органам управления предложения о применении дисциплинарных мер воздействия;

— предъявлять требования о возмещении ущерба от вреда, причиненного здоровью граждан; о возмещении расходов лечебно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлений людей; об уплате штрафов;

— получать от предприятий, организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на органы и учреждения госсанэпидслужбы задач;

— отбирать образцы (пробы) материалов, веществ, изделий, пищевых продуктов, воздуха, воды и почвы для лабораторных исследований и проведения гигиенической экспертизы.

Главные государственные санитарные врачи, другие должностные лица и специалисты госсанэпидслужбы, осуществляющие санэпиднадзор, в пределах своей компетенция обязаны:

— использовать своевременно и в полной мере предоставленные им полномочия по предупреждению, обнаружению и пресечению санитарных правонарушений;

— координировать свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными объединениями, заинтересованными в защите прав граждан и общества, в охране и укреплении здоровья населения, обеспечении его санитарно-эпидемиологического благополучия;

— сохранять государственную и коммерческую тайну в отношении информации, которая может быть им известна при выполнении своих функциональных обязанностей;

— содействовать развитию самосознания и самодеятельности граждан в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия и выполнения санитарного законодательства Российской Федерации.
41. ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»

В 1999 г. Государственной Думой принят Федеральный

Закон Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Первый раздел закона раскрывает содержание понятия «санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» и определяет комплекс мер по его обеспечению. Под санитарно-эпидемиологическим благополучием населения понимается такое состояние общественного здоровья и среду обитания людей, при котором отсутствует опасное и вредное влияние ее факторов на организм человека и имеются благоприятные условия для его жизнедеятельности. Основой обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения является реализация государственных, региональных и местных программ по укреплению здоровья населения и профилактике заболеваний, по оздоровлению среды обитания человека и условий его жизнедеятельности.

Во втором разделе закона определены права и обязанности граждан, предприятий, организаций защита и гарантии прав в вопросах санитарно-эпидемиологического благополучия.

Третий раздел включает общие требования к обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при планировке и застройке населенных пунктов, выпуске продукции и разработке новых технологий, организации хозяйственно-питьевого водоснабжения и эксплуатации источников водопользования, утилизации производственных и бытовых отходов, гигиеническом воспитании и образовании граждан.

В четвертом разделе определены организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, санитарная охрана территории страны; меры в отношении больных инфекционными заболеваниями; гигиеническое воспитание населения.

Пятый раздел закона раскрывает государственное регулирование в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; государственное санитарно-эпидемиологическое нормирование; разработку и введение в действие санитарных правил санитарно-эпидемиологической экспертизы, государственной регистрации веществ и продукции. В шестом разделе закона представлена структура госсанэпидслужбы, определены уровни управления, порядок финансирования и материально-технического обеспечения ее учреждений, описаны права должностных лиц службы; полномочия главных санитарных врачей и их заместителей.

Седьмая глава посвящена ответственности за нарушения санитарного законодательства.

В восьмом разделе указываются нормативные документы, которые утратили силу в связи с принятием Федерального закона.
Настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

ГЛАВА I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 478; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.