Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Почему возбуждение возникает? Почему присутствие других должно возбуждать?




Резюме

Сам факт присутствия посторонних — простейший вопрос социальной психологии. Результаты некоторых ранних исследований этой проблемы свидетельствовали о том, что в присутствии наблюдателей или соисполнителей люди работают лучше. По данным других авторов, присутствие посторонних, напротив, делало работающего менее эффективным. Роберт Зайонц «примирил» эти противоречащие друг другу результаты, применив принцип, хорошо известный из экспериментальной психологии: возбуждение усиливает доминирующие реакции. Поскольку присутствие других вызывает возбуждение, присутствие наблюдателей или соисполнителей улучшает показатели при выполнении легких заданий (для них доминирующей реакцией является правильный ответ) и ухудшает показатели при выполнении сложных заданий (для них доминирующей реакцией является неправильный ответ).

Но почему присутствие других возбуждает нас? Результаты экспериментов позволяют предположить, что возбуждение отчасти является следствием боязни оценки, а отчасти — результатом рассеяния внимания — конфликта между отвлечением внимания на посторонних и необходимостью сосредоточиться на выполняемой работе. Результаты других исследований, в том числе и опытов над животными, свидетельствуют: само по себе присутствие посторонних может вызвать возбуждение даже тогда, когда нет ни отвлечения внимания, ни боязни оценок.

/Это было в Майерсе. Теперь о том что было в лекциях. Я думаю, что НУЖНО ОБЯЗАТЕЛЬНО рассказать про эксперимент с тараканами и про эксперимент с бильярдом./

*Получить одобрение в группе в которую попал – основной инстинкт выживания. хе-хе-хе) Все просто*

Вместе с коллегами, Хайнгартнером и Германом, Зайонц построил несложный ярко освещенный лабиринт с галереей для наблюдения, куда помещались тараканы. Яркий свет является раздражающим стимулом для тараканов, и они стараются его избежать, поспешно проходя лабиринт, чтобы добраться до темной коробки. Выяснилось, что тараканы пробегают лабиринт быстрее, когда за ними "наблюдают" другие тараканы. Однако когда лабиринт усложняется, результаты получаются обратными - присутствие себе подобных затрудняет прохождение сложного лабиринта.

Объяснение: присутствие других увеличивает физиологическое возбуждение *проще говоря это их напрягает (повышается там тонус мышц или, сердцебиение). И образует как бы платформу для работы. Тонус*). Но *увы! J* это возбуждение может быть излишним *т.е. есть некий уровень выше которого уже плохо*. Иными словами, присутствие окружающих помогает осуществлению хорошо заученных устойчивых реакций и препятствует новым, еще не усвоенным. * в первом случае возбуждение идет на пользу, а во втором нет т.к. сам процесс убегания не является ведущей деятельностью. (ибо во втором случае головой думать надо а не мышцами)*

1. Обеспокоенность оценкой. Люди интерпретируют присутствие других как оценщиков, и когда человек выполняет легкую задачу, он не волнуется по поводу неудачи, потому что он точно знает, что справится с ней. * этот пункт исключительно человеческий*

2. Присутствие других – неопределенность. *Либо их интересы соответствуют вашим, либо они не желают дышать с вами одним воздухом.* И как следствие – постоянная бдительность *сразу вспоминается Грозный Глаз J*

3. Отвлечение внимания. Присутствие других, как некий физический фактор, возникает возбуждение в силу того, что их присутствие воспринимаются как некая помеха.

Бильярд. Джеймс Майклс.

Есть студенческая бильярдная. Один человек играет в бильярд. Как можно интерпретировать его поведение. Наблюдатель мог смотреть за результативностью ударов. Образовалось 3 группы: буферная (50 на 50 выбросили) и оставили только контрастные группы. Для одной группы забивать шары – сложная задача, а для других – легкая. Проверяли, как они работали без присутствующих и с присутствующими. Выяснилась, что люди, которые хорошо забивали, выполняли ее еще лучше в присутствие других, а люди, которые плохо забивали, в присутствии еще меньше забивают шаров. Таким образом, получили результаты про социальную фасилитаци. На примере людей, а не тараканов.

* Джеймс Майклс. (1982) исследовал, лучше или хуже получается у людей играть в бильярд, когда кто-то подходит, становится рядом и смотрит, по сравнению с игрой в одиночку. Вполне в соответствии с теорией оказывается, что это зависит от того, простой или сложной задачей является игра в бильярд для испытуемого. Опыт поставили в реальных условиях бильярдного зала одного из колледжей. Команда из 4-х студентов на расстоянии наблюдала за игроками до тех пор, пока не появлялся достаточно опытный бильярдист (по условию эксперимента тот, у которого по крайней мере 2/3 ударов оказывались удачными) или новичок (то есть тот, кому удавались не более 1/3 ударов).

Тогда ассистенты, как бы ненароком, подходили к бильярдному столу и начинали внимательно смотреть за тем, как человек играет. Оказалось, что физиологическое возбуждение, связанное с присутствием других людей, благотворно сказывается на игре опытных игроков, однако снижает эффективность игры новичка.

Новичок играет без наблюдения – 34% успешных ударов;

Он же в присутствии 4-х наблюдателей – 21%;

Опытный игрок без наблюдения – 71%;

Он же с 4-ся наблюдателями – 81%;*

Норман Трипман * это, кстати, было еще до Зайонца* поставил детям задачу намотать леску на катушку, в одном случае другие дети присутствовали, в другом – нет. В присутствие других детей они лучше выполняли задачу, чем наедине.

3. Социальное расслабление: теория, эксперименты.

*это из лекций*

Социальное расслабление

1880г. Макс Рингельман. Он обнаружил, что когда группа мужчин тянет канат, каждый из них прилагает меньше усилий, чем когда он был бы один. *т.е. при выполнении общей задачи в группе вы выкладываетесь меньше, чем если работаете в одиночку* социальное расслабление при котором уровень общего возбуждения и связанное с ним внутреннее напряжение понижаются.

Эксперимент «лабиринт» 1985 года: есть два испытуемых, перед каждым есть монитор, они сидят в одном помещение, они значили, что они вместе работают над одной и той же задаче, им нужно было проходить лабиринт, при чем, в одной серии сложные, в другой серии простые. Им сообщали, что результаты будут не индивидуальные, а средние. Расслабление –это снижение тонуса, для простых задач тонус был бы полезен, но он в принципе не нужен, а для сложных задач излишнее волнение мешает сосредотачиваться. *Эксперимент Джеффри Джексона и Киплинга Вильямса 1985. Они предлагали человеку решить головоломку – пройти несколько лабиринтов, появляющихся на экране компьютера. Среди лабиринтов были простые и сложные. Другой участник экспериментов сидел за своим компом в той же комнате и работал над такой же задачей. Исследователи либо сообщали участникам, что их результаты будут оцениваться индивидуально (что вызывало обеспокоенность оценкой), либо говорили, что компьютер усредняет очки, набранные другими участниками, так что никто не узнает, насколько хорошо они выполнили задачу (что уменьшало обеспокоенность оценкой). Итоги опыта точно соответствовали предположению. Когда люди думали, что набранные ими очки будут усредняться, они становились менее напряжёнными, и такая релаксация приводила к лучшему результату – меньше времени на прохождение лабиринта, - когда лабиринт был сложный, но к большему времени прохождения лабиринта, если тот был простым.*

*из Майерса. Он упорно называет социальное расслабление социальной леностью.*




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 619; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.