КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методы предупреждения
1. во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопросов; 2. стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности; 3. стороны должны демонстрировать взаимное уважение друг к другу; 4. участники переговоров должны стремиться превратить значительную и скрытую часть конфликтной ситуации в открытую, гласно и доказательно раскрывая позиции друг друга и сознательно создавая атмосферу публичного равноправного обмена мнениями; 5. все участники переговоров должны проявлять склонность к компромиссу.
36. Понятия «социальный институт» и «институциализация».
DEF: Институт социальный - относительно устойчивые и долговременные формы социальной практики, которые санкционируются и поддерживаются с помощью социальных норм и посредством которых организуется общественная жизнь и обеспечивается устойчивость социальных отношений. Дюркгейм Э. называл социальные институты "фабриками воспроизводства общественных отношений". DEF: Социальный институт - это организованная система связей и соц. норм, кот. объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества. Социальные институты организуют человеческую деятельность в определённую систему ролей и статусов, устанавливая образцы поведения людей в различных сферах общественной жизни. Напр., такой социальный институт, как школа, включает роли учителя и учени ка, а семья - роли родителей и детей.
Выделяют пять основных комплексов институтов: 1. Экономические институты, служащие для производства и распределения товаров и услуг; 2. Политические институты, регулирующие доступ к власти и ее осуществление; 3. Институты стратификации, определяющие размещение позиций и ресурсов; 4. Институты родства, связанные с браком, семьей, социализацией молодежи; 5. Институты культуры, связанные с образовательной, научной и религиозной деятельностью.
Явные функции социальных институтов:
1. Функция закрепления и воспроизводства общественных отношений. Каждый институт обладает системой правил и норм поведения, закрепляющих, стандартизирующих поведение своих членов и делающих это поведение предсказуемым. Соответствующий социальный контроль обеспечивает порядок и рамки, в которых должна протекать деятельность каждого члена института. Тем самым институт обеспечивает устойчивость социальной структуры общества. 2. Регулятивная функция состоит в том, что функционирование социальных институтов обеспечивает регулирование взаимоотношений между членами общества путем выработки шаблонов поведения. 3. Интегративная функция. Эта функция включает в себя процессы сплочения, взаимозависимости и взаимоответственности членов социальных групп, происходящие под воздействием институционализированных норм, правил, санкций и систем ролей. 4. Транслирующая функция. Каждый институт для своего нормального функционирования нуждается в приходе новых людей. Это может происходить как путем расширения социальных границ института, так и путем смены поколений. 5. Коммуникативная функция. Информация, произведенная в институте, должна распространяться как внутри института с целью управления и контроля за соблюдением норм, так и во взаимодействиях между институтами. Институционализация - это замена спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое поведение, которое ожидается, моделируется, регулируется, т.е. институциализация - это превращение спонтанного поведения людей в организованное ("борьбы без правил" в "игру по правилам"). Институциализируются практически все сферы и формы общественных отношений, даже конфликты.
Процесс институционализации, т.е. образования социального института, состоит из нескольких последовательных этапов: 1. возникновение потребности, удовлетворение которой требует совместных организованных действий; 2. формирование общих целей; 3. появление социальных норм и правил в ходе стихийного социального взаимодействия, осуществляемого методом проб и ошибок; 4. появление процедур, связанных с нормами и правилами; 5. институционализация норм и правил, процедур, т.е. их принятие, практическое применение; 6. установление системы санкций для поддержания норм и правил, дифференцированность их применения в отдельных случаях; 7. создание системы статусов и ролей, охватывающих всех без исключения членов института.
Институты, являются символами порядка и организованности в обществе. 37. Типы и функции социальных институтов Соц. институты – исторически сложившиеся устойчивые формы совместной деятельности людей, призванная обеспечить надежность, регулярность удовлетворения потребностей личности, соц. групп и общества в целом.
Типы и функции СИ
Также СИ делятся на формальные и неформальные, а функции на явные и латентные
38. Семья как СИ Главная функция семьи – продолжение рода. Некоторые ученые считают, что институт семьи переживает кризис, другие считают, что изменяется форма семьи Во многих обществах под семьей понимаются не супруги и дети, а группа людей, объединенных родственными связями. Социологи считают семьей соц. группу, члены которой связаны узами родства, брака или усыновления и живут совместно, сотрудничая экономически и заботясь о детях Типы семьи: – по составу – по типу наследования – по месту проживания – по принципу распределения власти Состав семьи: соц. взаимоотношения между взрослыми мужчинами и женщинами могут быть организованы по принципу супружеских или родственных связей.
Современная семья – нуклеарная (состоит из одной брачной пары с детьми), эголитарная (основана на равенстве супругов)
Типы брака: – моногамный – полигиния (у одного мужчины несколько жен) – полиандрия (у одной женщины много мужей)
39. Виды соц. исследований и особенности их проведения Исследования разделяются: по целям: – разведывательные – описательные (характеристика всего объекта, включая все его аспекты) – аналитические (объяснение ситуации и поиск причины ее изменения)
по способу формирования массива информации – сплошное (изучению подвергаются все элементы системы) – выборочное (изучению подвергаются часть элементов системы) – монографическое (выбирается 1 типичный элемент системы)
по периодичности – разовое – повторное (делится на трендовое, панельное (одни и те же люди), кагортное (напр. один и тот же год рождения)) – ло(н?)гетюдное (непрерывное) – проводится в течение длительного периода времени
по методам сбора – количественные – качественные – комплексные
Порядок проведения СИ 1) составить программу исследования 2) пробное исследование, корректировка методики и инструментария 3) большое исследование – тиражение (?) инструментария – подготовка интервьера 4) полевое исследование – сбор инфы – контроль за сбором инфы 5) подготовка данных для обработки 6) обработка, анализ и интерпретация данных 7) отчет 40. Выборочное исследование: правила и приемы подбора респондентов.
Способы извлечения выборки – это совокупность правил, по которым объекты репрезентации (единица отбора), входящие в состав генеральной совокупности, включаются или не включаются в выборочную совокупность.
1. Случайный отбор (вероятностный) - все объекты имеют равные вероятности быть выбранными. 2. Систематический отбор - использование списков и картотек. 3. Районированный отбор (стратифицированный) – извлечение объектов репрезентации из заранее выделенных в генеральной совокупности групп подобных объектов. 4. Гнездовой отбор – группировка разнородных объектов в однородные, похожие между собой. 5. Направленный отбор – условие случайности не соблюдается, проводятся для разведывательного исследования. 6. Квотный отбор – наличие надежных статистических данных по ряду важных характеристик генеральной совокупности. 7. Стихийный отбор – прессовые исследования, изучение первого встречного. 8. Отбор себе подобных – метод снежного кома.
41. Математические основы выборочного исследования. Расчет выборки
Для бесповторной случайной выборки: - выборочная совокупность N – генеральная совокупность - предельная ошибка репрезентативности, достоверности =0.01; 0.05; 0.1 z – коэффициент доверия определяется по таблице критических точек стандартного нормального распределения при уровне значимости =2.5% z=1.96 p, q – вероятность событий в результате разведывательных исследований p+q=1 Если не знаем, то p=0.5, q=0.5 Пример: Генеральная совокупность населения Волгограда
Определяем долю различных половозрастных групп. Общая численность населения за 100% Проценты:
Рассчитаем объем выборки: Зная объем выборки 384, определяем структуру респондентов Выборка:
Способы извлечения выборки – совокупность правил, по которым объекты репрезентации или единицы отбора, входящие в состав генеральной совокупности включаются или не включаются в выборочную совокупность. 1. Случайный отбор (вероятностный) – все объекты имеют равные вероятности быть выбранными 2. Систематический отбор предполагает использование списков и картотек 3. Районированный (стратифицированный) отбор предполагает извлечение объектов репрезентации из заранее выделенных групп подобных объектам 4. Гнездовой отбор – группировка разнородных объектов в однородные похожие между собой группами – гнездами. (семья, отдел, бригада) 5. Направленный отбор для разведывательного исследования, случайность не соблюдается 6. Многоступенчатый отбор 7. Квотный отбор – наличие надежных статистических данных по ряду важных характеристик генеральной совокупности 8. Стихийный отбор осуществляется, насколько доступен респондент (пресса, первый встречный…) 9. Отбор себе подобных (метод снежного кома)
42. Понятие измерения в социологии. Виды шкал Измерительные процедуры предполагают измерение шкал Виды шкал: 1) Шкалы наименования (номинальные шкалы) описывают объект. Объекты делятся на взаимоисключающие категории (по полу: мужской – женский) 2) Ранговые (порядковые) шкалы позволяют провести ранжирование ответов и упорядочить каждую пару шкалы относительно друг друга Пример: Образование: 1 –начальное 2 – школьное среднее 3 – среднее полное 4 – среднее специальное 5 – неполное высшее 6 - высшее 3) интервальная шкала позволяет не только ранжировать и определять количественные показатели отличий Результаты, представленные в шкале, позволяют указывать, на сколько один показатель больше другого. Пример: 1987, 1985 гг. 4) Шкала отношений позволяет проводить количественные сравнения полученных результатов, а значения позволяют показать во сколько раз различаются показатели. 43. Методы эмпирического исследования 1. Наблюдение – целенаправленное планомерное и фиксируемое восприятие изучаемого объекта: признаки, свойства, факторы деятельности, поведение наблюдаемого объекта, их повторяемость и типичность Разновидности: 1) включенное – невключенное 2) явное - скрытое 3) формализованное – неформализованное 4) случайное – систематическое 2. Эксперимент – информация об изменении показателей деятельности в результате воздействия на него заданных и контролируемых факторов Задача: установить причинно-следственные связи Выделяется 2 группы: контрольная и экспериментальная (на нее оказывает воздействие экспериментальный фактор) Виды: -«полевой» - в естественных условиях -лабораторный 3. Анализ документов Документ – специально созданный автором материальный предмет, предназначен для фиксации, хранения информации. Документы бывают по характеру источника: -официальные -неофициальные (письма, дневники) По способу фиксации документы бывают: -письменные -иконографические -фонетические Предмет анализа документов – признаки, свойства документов, которые могут характеризовать содержание изучаемого явления с точки зрения целей и задачей исследования. Виды: а) традиционный анализ: - внутренний – содержание, оценка, выводы - внешний – обстоятельства появления документа б) контент-анализ – выявление некоторых количественных статистических характеристик текста, нахождение таких свойств и признаков, которые отражали бы его существенные стороны. Данный метод применяется для анализа больших массивов документов. Из СМИ – изучение газет, телевизионных программ 4. Опрос – основан на устном или письменном обращении к исследованию совокупности людей с вопросами, содержание которых представляют проблему исследования Виды: а) устный (интервью): -формализованный -неформализованный -полуформализованный б) письменный (анкетирование) По способу организации: - групповые - индивидуальные По способу общения: -лицом к лицу -телефонный -почтовый. Важное преимущество почтового опроса - простота организации. -прессовый Опросы бывают: -экспертный – оценка ситуации знающими людьми -тестирование -социометрия - это один из социально-психологических методов, разработанных профессиональным врачем-психиатром Якобом Леви Морено (США) для оценки межличностных эмоциональных связей в группе (1934 г.). По результатам социометрического обследования коллектива можно выделить неформальных лидеров, составить рейтинг сотрудников, определить тех, кто оказался в социальной изоляции.
Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 383; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |