Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности подготовки и методика обучения юных горнолыжников




катание горнолыжный подготовка ребенок

Проблема возраста, с которого целесообразно начинать занятия по горнолыжному спорту с детьми, остается открытой. По этому вопросу нет еще исследований, но накопился большой опыт работы с детьми самого различного возраста в детских спортивных школах.

Согласно типовому Положению о ДЮСШ, в эти начальные спортивные учебные заведения принимают детей с 8-летнего возраста. Сейчас многие тренеры в поисках талантов идут в начальные классы общеобразовательных школ и даже в дошкольные учреждения.

По мнению французских специалистов, начинать обучение детей горным лыжам можно в возрасте 4-х лет. Многие тренеры из Красноярска считают, что малыши 4–6 лет, самый благоприятный возраст для тренера. Отсутствие устойчивых отрицательных навыков, свежесть восприятия детей этого возраста дают тренеру больше возможностей при обучении их горнолыжной технике.

Некоторые тренеры считают, что на горных лыжах дети могут кататься уже с 3х лет. И все же большинство специалистов считают оптимальным возрастом для начала обучения 8–9 лет. По их мнению, всякий ребенок хорошего спортивного типа, может уже к 12 летнему возрасту достичь такого спортивного уровня, который позволит выступать на соревнованиях национального масштаба. Но в 17 лет уже не отличается от своих сверстников, начавших заниматься с 10–12 лет.

Так, например, Владимира Макеева в 11 лет в ДЮСШ не брали и называли «старичком». Только упорство Макеева и мудрость тренера Геннадия Черданцева, пожалевшего мальчика, сломали искусственный барьер и «старичок» Владимир Макеев признан во всем мире.

У каждого человека свое время расцвета. Поэтому нельзя спешить. Нельзя поддаваться субъективным мнениям и раньше времени отбирать таланты, тем более выбраковывать ребят «неперспективный». Терпение и создание благоприятных условий для технически и физически одаренных ребят, благоприятная, естественная, объективная атмосфера и широкая сеть соревнований позволит молодым людям не сегодня-завтра проявить себя.

Следует обращать внимание на индивидуальные физиологические особенности организма спортсмена. Обучение в раннем возрасте угрожает перетренированностью и остановкой роста при интенсивных нагрузках, таким образом, позже спортсмен не приобретет всестороннего физического развития и не сможет овладеть арсеналом всех горнолыжных технических приемов. Не столь важно, когда начинать, куда важнее – как начинать и как тренировать. Если рассматривать раннюю специализацию, как изолированный процесс, то такое обучение не вызывает негативных реакций. Но если в дидактическом плане, то дети 6–9 лет переживают три важных психических свойствах: воображение, способность к подражанию, склонность к борьбе. Следует учесть, что вплоть до этого возраста занятия спортом должны восприниматься, как игра и не более. Всякое стремление к острому соперничеству следует систематически подавлять. В связи с неординарностью физиологического развития каждому ребенку нужен индивидуальный план обучения. Наряду с практическими занятиями, следует проводить и теоретические, т.к. по ходу приобретения двигательных умений и навыков, необходимо чтобы основы теории этих движений отложились в голове и могли в дальнейшем применяться для оценки того или иного нового движения или целой ситуации, причем не обязательно в спорте.

Тренировки с малышами и начинающими следует планировать так, чтобы пик подготовки не совпадал с пиком учебной деятельности и не осложнял восприятий обоих предметов обучения.

Для горнолыжника в возрасте до 7 лет самое простое – это прямой спуск по ровному, пологому склону. Очень важно подобрать склон. Он должен быть пологим с постепенным увеличением крутизны кверху и пологим выполаживанием внизу, без значительных ям и бугров.

На первоначальном этапе обучение должно носить характер игры. Ребенок 4–6 лет не всегда понимает, что от него хотят, быстро устает. И неудивительно, если он заявит: «Снимите с меня свои лыжи!» В этом возрасте активный урок должен длиться не более получаса. Ребенок будет нормально заниматься, пока ему интересно, до первых признаков утомления.

Здесь не должно быть теоретических объяснений, скучных упражнений, которые дети часто выполняют, испытывая страх. Тренер должен предложить конкретное задание и создать обстановку, которая естественно наталкивает ученика на правильное выполнение элемента. Например, при традиционном обучении, когда хотят, чтобы ученик пришел в более высокую стойку, его просят согнуть ноги пониже. А нужно на склоне поставить маленькие арки, образующие туннель. Проходя на лыжах туннель, ребенок инстинктивно сгибается. При обучении самых маленьких, движения необходимо лишь показывать. Малыш, не задумываясь, будет их копировать. Само собой разумеется, обучающий должен ясно представлять и уметь это делать. Сначала надо дать ребенку привыкнуть к лыжам, затем научить поворотам на месте, переступаниям, хождению по ровной площадке, подъему в гору «елочкой» и «лесенкой». Затем обратить внимание на рисунок на снегу, и ему обязательно захочется самому нарисовать эти фигуры.

Далее можно перейти к спуску с пологих, имеющих хороший выкат склонов. Следует взять за правило, что прежде, чем разрешить спускаться с горы ребенку, надо самому проверить склон, нет ли невидимых ям и бугров. Если ребенок упал при спуске, не надо посылать его снова вверх – нужно спуститься к подножию и начать с одной четверти горы, откуда ему съехать совершенно не опасно и не страшно. Потом с половины… Так, забираясь с каждым разом все выше и выше, в конце концов, обраться до вершины.

Для раскрепощения движений детям рекомендуется предлагать игры, такие как «Изобрази животное, а я угадаю». Можно поочередно угадывать, то тренер, то ученик. Дети катаются лучше и эффективнее, когда они не беспокоятся о том, как катаются, и не сосредотачиваются на том, что делают лыжи. И для этой задачи подходит природное воображение ребенка и предложение ему изобразить какое-либо животное.

Когда ребенку исполняется 7–8 лет, он уже в состоянии следовать простейшим формам обучения, т.к. с ростом его психика претерпевает глубокие преобразования. Он уже может контролировать свои действия и способен в течение нескольких часов в день быть внимательным и сосредоточенным.

Обучение должно ограничиваться самыми элементарными движениями. У ребенка 7–8 лет начинают развиваться некоторые двигательные качества, но не всегда они могут проявляться в сложных упражнениях, которые не под силу еще хрупкому костно-мышечному аппарату ребенка.

Главный недостаток у детей 7–8 лет – неразвитое чувство равновесия. Тренер должен улучшать это качество с помощью соответственно подобранных упражнений, чтобы малыш осваивался с заданиями.

В 7–8 летнем возрасте уже должна быть принята на вооружение программа физ. воспитания, нацеленная на улучшение функциональных качеств детского организма. Здесь можно начать обучение простейшим поворотам и широкому ведению лыж. Для этого, сначала, нужно уметь тормозить плугом. Когда торможение плугом будет хорошо освоено, встать на ходу в плуг и повалиться на правую ногу туловищем (перенести на нее вес), носки лыж держать вместе. Не давать носку правой лыжи выходить вперед. Пойдет поворот плугом влево. Надавить на левую ногу – пойдет поворот вправо. Для облегчения обучения можно опять применить игровой метод. Ребенок берет в каждую руку по кубику, едет плугом, кладет кубик левой рукой, надавливая на правую лыжу. Чтобы чрезмерной нагрузкой не отбить у детей охоты к занятиям, надо проводить их игровыми методами. Все игры – упражнения можно разделить на 3 категории:

1. Изучение правильного поведения на склоне.

2. Совершенствование привычных, но малоустойчивых положений.

3. Развитие координации движений на различных склонах.

К числу первой категории относится, например, обучение траверсированию. Для этого рельеф склона специально подготавливается, таким образом, чтобы по длине были бугры. Тренер, взяв учеников за руки, скользит по гребню и помогает детям скользить с каждой стороны гребня.

Для развития равновесия используется игра «Погоня за мячом», которая заставляет ребенка забыть, что у него на ногах лыжи. Сгруппировавшись во время погони за мячом, он не испытывает никаких затруднений при сохранении равновесия и в тоже время, обучается лучшему восприятию рельефа склона.

Понятие «загружение внешней лыжи» является фундаментальным, но нелегко усваивается детьми и взрослыми. Дети играючи овладевают им на склоне, представляющем трассу слалома, проложенную по вытянутым в длину буграм. На такой трассе внешняя нога загружается обязательно, и дети осваивают это интенсивно.

Приобретение навыка независимой работы ног у ребенка начинается с освоения попеременного давления, то на одну, то на другую лыжу. Склон для упражнения подготавливается заблаговременно. На нем попеременно, то справа, то слева по линии ската создают искусственные бугры. Такой рельеф заставляет ребенка поднимать сначала одну лыжу, перенося вес на опорную, а затем другую. Очень скоро он начинает различать независимую работу ног. Упражнение «маленький поезд» помогает отрабатывать почти все препятствия. По специально подготовленному склону (беспорядочно разбросанные бугры) дети спускаются, буксируя друг друга при помощи двух палок. Цель упражнения – научить прямому спуску, поворотам, прохождению бугров, равновесию и т.п. и все без малейшего страха. Для исправления плохой работы рук, которые уходят часто слишком далеко за туловище, ребенку предлагается кататься, держа в руках большой мяч. Кроме того, это упражнение способствует отработке правильной техники (в частности положение плеч в длину).

Ряд авторов и наше исследование относят этот возраст к периоду расцвета двигательных качеств ребенка. 10-летний ребенок уже довольно хорошо знает себя и свои возможности, может контролировать свои движения и, главное, способен подолгу удерживать внимание при объяснении, так же как и взрослые, поскольку он уже привык к жизни в коллективе школы.

Таким образом, ребенок отныне в состоянии усваивать обучение элементам горнолыжной техники, ибо его общая двигательная координация значительно улучшилась, а мышцы готовы довольно точно рассчитывать на управляющие нервные импульсы.

Однако ребенок в этом возрасте не обладает хорошим мышечным тонусом, т.е. не в состоянии сохранять в течение определенного периода ту или иную позу. Лучшие его физические качества: легкость, подвижность в суставах, мышечная эластичность, ловкость и сноровка – позволяют быстро овладеть навыками движений и облегчают обучение приемам горнолыжной техники. Причем техническое обучение должно вестись с учетом особенностей детского организма и, вместе с тем быть, всецело направлено на развитие физических качеств подопечных соответственно их возрасту.

Для обучения предпочтительны простые, некрутые склоны, легкий или хорошо утоптанный снег, но ни в коем случае не ледянистый, если ребенок не способен еще переносить большие нагрузки упражнений на крутых склонах, несомненно пойдет в ущерб суставной подвижности ребенка, а так же приведет к мышечной закрепощенности, что в значительной мере ухудшит плавность ведения лыж и чувство их восприятия. И поскольку в этот период еще не окрепли мышцы, следует всемерно развивать их главное качество – пластичность.

Упражнения:

Косой спуск с широким ведением лыж применяется для увеличения площади опоры. Юный горнолыжник должен привыкнуть к нему и выбрать правильное положение туловища и бедер. Спуск по линии наибольшей крутизны (линии ската) способствует развитию у ребенка точного распределения веса по продольной оси лыжи. Иногда следует предлагать спуски с наклоном вперед или в задней стойке, чтобы дать ребенку самому почувствовать изменение и найти целесообразное наиболее эффективное положение. Это упражнение особенно рекомендуется для улучшения двигательной чувствительности. Повороты разной кривизны с широким ведением лыж и нанесением уколов палками развивают координацию движений горнолыжника, у которого в 9–10 летнем возрасте проявляются способности к этому.

Из сказанного видно, что, в соответствии с особенностями данного периода, тренер должен обучать именно этим движениям и развивать у ребенка рациональное распределение действий. В силу своей натуры и чрезмерной подвижности ребенок легко может приучиться к неправильной технике.

Совершенно очевидно что, из-за недостаточного мышечного тонуса ребенка, завершающая часть дуги поворота, будет выполняться им с небольшой закантовкой, но с неплохим угловым положением.

Почему мы постоянно говорим о широком ведении лыж? Да потому, что у ребенка слабо развито чувство равновесия, и ему нельзя предлагать движения, которые могут сделать его технику менее надежной. Чтобы овладеть техникой простейших спусков на лыжах следует держать лыжи разведенными в стороны для повышения устойчивости. Какими еще методами развивать равновесие юного горнолыжника? Прежде всего, давать ему подолгу кататься на простых трассах волнообразного профиля. Только в таких условиях он может улучшить чувство восприятия движений и совершенствовать технику скольжения.

При обучении детей 9–10 лет не следует злоупотреблять чистой работой над техникой. Тренер должен знать физические возможности детей и, в соответствии с этим, выбирать такие упражнения, которые наиболее эффективны на том или ином этапе роста юного горнолыжника. Спортивная практика в этом возрасте не должна носить соревновательный характер, предпочтительны игровые формы тренировки.

На каждом этапе обучения юного горнолыжника важно правильно определить уровень устойчивости усвоения навыка. Не следует проводить занятия в слишком быстром темпе: незакрепленные, плохо усвоенные навыки, впоследствии, станут препятствием в обучении, а возвращение к азам техники, ребята могут воспринять болезненно или, по меньшей мере, не охотно. Вредно и всяческое затягивание обучения. Когда тренер стремится довести исполнение каждого приема до совершенства и тратит на это много времени, у ребят часто пропадает интерес к занятиям, т.к. их заветная цель кажется ребятам очень далекой. Но самую главную радость ребятам, независимо от возраста, доставляют сами спуски. Поэтому даже на начальном этапе обучения нужно чаще планировать групповые спуски «за лидером». Роль лидера много значит, если её передавать лучшему ученику, а тренер сопровождает группу в середине или в конце, делая на ходу замечания.

Комплекс упражнений для освоения технической подготовки в начальных группах.

В основу методики положена система создания у детей, с помощью комплекса упражнений в бесснежном периоде, предпосылок к обучению двигательным действиям. Комплекс упражнений способствует разностороннему развитию детей и воспитанию таких координационных способностей, как чувство ритма движений, быстрота двигательных реакций, динамическое равновесие, двигательная память и способность представлений о движении. Упражнения были разделены на 12 групп по направленности на развитие отдельных способностей и их употребляемостью в разных условиях тренировок.

1. Упражнения для развития естественных движений.

2. Упражнения на развитие сенсорной системы: многократные «встречи» и «провожания» глазами быстродвижущихся объектов (птицы, автомобили, спортивные и подвижные игры с многократным запоминанием расположения и положений объектов).

3. Упражнения на развитие ритма движений.

4. Упражнения на развитие гибкости.

5. Акробатические упражнения.

6. Упражнения на батуте.

7. Упражнения на снарядах.

8. Упражнения, направленные на совершенствование комплексных горнолыжных чувств.

9. Координационные упражнения.

10. Эстафеты, препятственные дорожки.

11. Имитационные упражнения.

12. Использование идеомоторных тренировок и аудиовизуальных методов анализа технического мастерства.

Предполагалось, что использование этих упражнений будет способствовать созданию такой двигательной подготовки детей, на основе которой можно будет формировать технику на снегу.

Для рационального разучивания основных технических приемов на снегу предназначен «комплекс упражнений на снегу». Элементы техники разделены на три группы:

1. Элементы, необходимые для развития чувства сохранения равновесия и устойчивости поз.

2. Элементы, развивающие чувство плоского ведения лыж, скольжение на плоских лыжах и чувство переднее – заднего равновесия.

3. Элементы, развивающие чувство резаного скольжения лыж на кантах и чувство бокового равновесия.

Для эффективности применения этой системы к предлагаемым упражнениям следует применять следующие «Правила обучения новому движению»:

1. Назвать движение, прокомментировать его.

2. Продемонстрировать прием. Показ для детей имеет большее значение, чем объяснения, т.к. дети склонны к подражанию и менее к теоретическому анализу.

3. Кратко проанализировать технику отдельных движений приема, обращая внимание на новые элементы.

4. Приступить к отработке отдельных фаз или элементов движения, используя, при необходимости, специальные подготовительные упражнения.

5. Перейти к выполнению движения в целом.

6. Улучшать технику приема и совершенствовать приемы на спортивных трассах.

В начальном обучении следует соблюдать три принципа для того, чтобы тренировочный процесс показался ребенку привлекательным:

1. Катание на лыжах всегда должно оставаться для ребенка игрой, забавой.

2. Ребенок должен обучаться с минимальным принуждением.

3. Учебная обстановка (дружелюбие, общество юных товарищей, благожелательное отношение тренера) должна обеспечить простор и разнообразие игровых упражнений.

 

 


Выводы

 

На основании исследования и собранного материала по избранной теме, можно сделать следующие выводы:

1. Обучение – есть активный творческий процесс передачи знаний, в котором тренер играет ведущую, творческую роль. Тренер должен уметь распознать индивидуальные особенности юных горнолыжников. Следовательно, подобрать программный материал, рассчитанный на У1 этапов и комбинацию элементов. Программный материал представлен в главах 3.2 и 3.4.

2. Оптимальный возраст для начальной подготовки 7–8 лет. Занятия в более раннем возрасте возможны и желательны, но в ограниченных пределах и под руководством родителей и инструкторов.

3. Для горнолыжника очень важны такие качества, как ловкость,

координация, равновесие, причем они же и наименее тренируемые, если сравнивать с силой и выносливостью.

Таким образом, именно эти качества являются залогом успешного освоения техники. Для оценки этих качеств, разработаны тесты и двигательные задания, представленные в главе 3.1.


Список литературы

 

1. Аграновская Л.Г. «Камчатский опыт» / Лыжный спорт, 1977 г., вып. 2, с. 35–37

2. Жубер Ж. «Горные лыжи». Техника и мастерство. / Москва, Физкультура и спорт, 1983 г., с. 76–79

3. Зырянов В.А. «Подготовка горнолыжника» /Москва, Физкультура и спорт, 1970 г., с. 21–25

4. Иванов Г.И., Кожокин В.Ф. «Умей спускаться с гор» /Лениздат, 1988 г., с. 17–21

5. «Лыжный спорт». Учебник для институтов физкультуры / Москва, Физкультура и спорт, 1983 г., с. 15–16

6. Машинцев М.В. «К вопросу о ранней специализации в горнолыжном спорте» / Лыжный спорт, 1980 г., вып. 2, с. 45

7. Мартин Лунд «Системы обучения в горнолыжных школах США» / Лыжный спорт, 1978 г., вып. 1, с. 12

8. Николаенко С.Ф. «Начальное обучение горнолыжников» / Лыжный спорт, 1982 г., вып. 2, с. 68–73

9. Преображенский В. «Лиха беда начало!» /Москва, Физкультура и спорт, 1980 г., с. 14 – 18

10.Ю. Ремизов М.П. «Методика обучения приемам горнолыжной техники» / Лыжный спорт, 1979 г., вып. 2, с. 31–33

11.Ростовцев Д.Е. «Зеркало скорости»/ Москва, Физкультура и спорт, 1984 г., с. 42–45

12.Салманов Г.Д. «Горнолыжный спорт за рубежом» / Москва, Физкультура и спорт, 1983 г., с. 12–13

13.Старцев В.Г. «И все-таки когда начинать?» / Лыжный спорт 1979 г., вып. 2, с. 24–27

14.«Теория и методика физического воспитания» Учебник для институтов физической культуры / Москва, «Просвещение», 1988 г., с. 76–79

15.Фомин С.К., Соколов М.В. «Обучение и тренировка вгорнолыжном спорте», Киев, 1989 г., с. 51–53

16.Франко Ш., Мора М. «Лыжи Франции» / Москва, Физкультура и спорт, 1980 г., с. 41–44

17.Франко и Марио Котелли «Лыжи будущего»/ Москва, Физкультура и спорт, 1979 г., с. 15–17

18.Ценин Ю.К. «На лыжах с гор»/ Москва, Физкультура и спорт, 1984 г., с. 21–22

19.Чередова В.П. «Обучение и тренировка юных горнолыжников», с. 124–126

20.Шершаков Н. «Горы, лыжи и дети»/ Москва, Физкультура и спорт, 1985 г., с. 32–34

21.Вошулик И. «Методика технической подготовки юных горнолыжников 6–9 лет» Автореферат дис, 1989 г., с. 22–23

22.Лисовская Н.И., Лисовский А.Ф. «Двигательные качества горнолыжника и методика их оценки» / Чайковский, 1988 г., с. 21

23.Ю. Барков, А.Ф. Лисовский «Об информативности тестов отбора в детском горнолыжном спорте»/ Москва, Физкультура и

спорт, 1989 г., с. 65–66

24.Бубэ X., Фэк Г. «Тесты в спортивной практике» / Москва, Физкультура и спорт, 1968 г., с. 54–55

25. Волков В.М., Филин В.П. «Спортивный отбор» / Москва, Физкультура и спорт, 1983 г., с. 21–24

26. В.Н. Монжосов «Принципы подготовки лыжника – гонщика» / Теория и практика физической культуры 1992 г., №1, с. 32–34

27.И.С. Галкина «Горные лыжи» /» Вече», 2003 г., с. 55 – 58

28. В.В. Бабич, В.Г. Федцов «Начальная подготовка горнолыжника»/ Москва, «Советский спорт», 2003, с. 29–33

29. Лисовский А. С, Барков Ю.Ф., Лисовская Н.И. «Начальное обучение в горнолыжном спорте»/ Чайковский, 2003, с. 120–122

30. И.М. Бутин «Лыжный спорт»/ Москва, «Академия», 2000, с. 53–55

 

Размещено на Allbest.ru




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 1202; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.