Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План развития семьи (ПРО). Структурные компоненты ПРС 1 страница




Соблюдение прав человека, являющееся безусловным социальным за­воеванием демократии, в данном случае оказывается палкой о двух концах: право на выбор - лечиться или не лечиться - не только не идет на пользу больному, но и чрезвычайно осложняет обстановку в семье.

Гражданский, Семейный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях рассматривают психическую болезнь как препятствие для осуществления индивидом его гражданских прав. Также психиче­ская болезнь обусловливает законодательно установленную необходи­мость заботы и всесторонней поддержки больного родственника члена­ми его семьи при наличии соответствующих финансовых и прочих ре­сурсов. Более того, согласно Гражданскому кодексу, обязанность возме­стить вред, причиненный гражданином, не способным понимать значения своих действий, может быть возложена судом на проживающих совместно с этим лицом его трудоспособных супруга, родителей, совершеннолетних детей. Психически больные не подлежат административной и уголовной ответственности, что также повышает викгимностъ и социальную уязви­мость семей, в которой они содержатся.

Помимо скорби и печали, члены семьи испытывают потери, носящие символический характер: несбывшиеся надежды и ожидания, разбитые мечты и намерения, от которых вследствие болезни родственника при­ходится отказаться. Психический недуг ребенка, который до болезни был предметом гордости своих родителей, с которым связывались надежды на повышение социального статуса семьи, оборачивается кру­шением надежд и планов.

Условно названные нами «обуза», «вина» и «воля судьбы».1 Как не­сложно догадаться, доминантным типом, присущим основной массе обследованных семей, была именно «вина». Определяющие факторы формирования такого типа - относительно молодой возраст ро­дителей в момент рождения ребенка (до 23 лет), отсутствие у них высшего образования и связанный с этим низкий доход. Все эти фак­торы заметно ограничивают мобильность и адекватную адаптивную способность, а значит, и общую ресурсность семьи. В таких семьях особенно важно участие социального работника, позитивно влияю­щего на мировоззрение и самосознание родителей или опекающих ребенка.

Это означает, что их выбор в качестве профессиональной деятельно­сти не может быть спонтанным, продиктованным модой или рацио­нально-меркантильными соображениями. В основе такого выбора лежат исключительно индивидуально-психологические склонности и лич­ностные интересы. Мотивами выбора очень часто является желание че­ловека ответить на мучающие или интересующие его вопросы, найти выход из трудных жизненных ситуаций, в которых оказались близкие люди, друзья или он сам. Выбирая эти профессии, индивид готов к раз­витию профессиональных рисков н синдромов, готов, подобно свече, сгорая, светить другим. Подобная самоотдача, скорее всего, не будет компенсирована высокой зарплатой или карьерным ростом, который в медицинских и социальных организациях сильно ограничен. Следова­тельно, удовлетворение от работы также носит внутриличностный ха­рактер.

Социальный работник в своей деятельности также сталкивается с ситуациями, в которых приходится принимать решения, связанные с относительным характером нормы и патологии. Самый наглядный пример - интервенция. Практика вмешательства основана на оценке ситуации в семье, которая имеет право на собственное мнение о спо­собе воспитания детей, решении внутренних проблем и др. Где гра­ница между личностными особенностями, «пунктиками» и болез­нью? Либерализация жизненных стилей и сценариев, разнообразив­шая шаблонные поведенческие паттерны, сделала сложными для от­вета вопросы об объективности критериев нормальности и, следова­тельно, правомочности действий, учитывающих эти критерии соци­альных работников.

Статья 38. Переходные и заключительные положения

1. Животные, не включенные в перечень групп и видов животных, разрешенных для содержания в домашних условиях, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть отчуждены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации владельцами этих животных в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Животные, подлежащие обязательной регистрации, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат ежегодной перерегистрации в органах местного самоуправления по месту нахождения (проживания) владельца животного.

3. Животные, подлежащие обязательной регистрации, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, но не зарегистрированные, должны быть зарегистрированы в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при этом отсутствие договора или иных документов, подтверждающих приобретение прав на животных, не может являться причиной для отказа в их регистрации.

4. Животные, обращение с которыми регулируется настоящим Федеральным законом, по решению владельца животных могут использоваться в культурно-зрелищных мероприятиях в целях участия в концертах, цирковых представлениях, конкурсах, спортивных соревнованиях и иных мероприятиях, а также экспонирования на выставках животных. При этом использование и защита таких животных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Отношения по обращению с животными, используемыми в культурно-зрелищных мероприятиях и в служебных целях и не содержащимися в домашних условиях, регулируются иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В случае передачи животного его владельцем на содержание организации, осуществляющей использование животных в культурно-зрелищных мероприятиях либо служебных целях, на отношения по обращению с таким животным действие настоящего Федерального закона не распространяется с момента передачи животного.

Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Ввести в действие настоящий Федеральный закон через 6 месяцев со дня его официального опубликования.

 

 

Президент Российской Федерации В.Путин

 

Москва, Кремль

2014 года

 

 

Обе специальности относятся к так называемый помогающим профессиям с присущей им альтруистической и гуманистической ин­тенцией.

И врачи-психиатры, и социальные работники сталкиваются с про­блемой, которая в зарубежной практике обозначается как «двойной мандат». 1

 

См., напр., Boehnisch, L. Das Handlungsverstacndniss des Sozialarbeiters und seine institutionelle Determination / L. Boehnisch, H. Loesch // Gesellschaftliche Perspektiven der Sozialarbeit. 2. Haibband. Neuwied. - S. 21-40.

 

 

Двойной мандат - ситуация, характерная для представи­телей ряда профессий: социальных работников, врачей и др. Суть заключается в том, что эти специалисты выполняют не только помогающие, но и контролирующие функции.

Их вмешательство носит в значительной степени нормали­зующий характер и имеет своей целью приведение инди­вида к социально приемлемому состоянию с точки зрения формально установленных критериев.

М. Фуко писал: «Судьи нормальности окружают нас со всех сторон. Мы живем в обществе учителя-судьи, врача-судьи, воспитателя-судьи и социального работника-судьи; именно на них основывается повсемест­ное господство нормативного; каждый индивид, где бы он ни находил­ся, подчиняет ему свое тело, жесты, поведение, поступки, способности и успехи. Карцерная сеть в ее компактных или рассеянных формах, с ее системами встраивания, распределения, надзора и наблюдения является в современном обществе великой опорой для нормализующей власти».1 Лечение, исправление, нормализация, интервенция предполагают пред­варительную диагностическую работу, результатом которой будет оценка, влекущая за собой соответствующие меры. Эффективность промежуточных этапов и конечный результат нормализующего воздей­ствия оценивается по совокупности критериев, отражающих социально приемлемый уровень состояния клиента/пациента. Мониторинг степени социального благополучия, инспектирование неблагополучных семей, диспансерный учет психически больных, диспансеризация носят не только гуманистический, но и выраженный контролирующий характер. Подобный «двойной мандат» может являться источником ролевых внутриличностных конфликтов, оказывающих дополнительное разру­шающее действие на личность специалиста.

Обе дисциплины выработали и придерживаются определенных взгля­дов на проблему взаимодействия с клиентами/пациентами. Коммуника­тивная культура социальных работников и врачей-психиатров формирует особую, основанную на доверии форму общения, позволяющую, по возмож­ности, делать клиентов полноправными участниками процесса и избегать возникновения объект-субъектных отношений. Другая сторона проблемы заключается в том, что сформированное доверие и привязанность клиента к социальному работнику или врачу может привести страдающего в зависи­мое состояние. В этом случае специалист может фактически превратиться в 1

 

Фуко, М. Надзирать и наказывать / М. Фуко. 1М., 1999. - С. 26.

 

 

Врач рассматривает психическую болезнь как страдание отдельного индивида в контексте внутренних факторов ее возникновения. С точки зрения врача-психиатра, обусловленные болезнью изменения приводят, прежде всего, к утрате личностных качеств, психическому дефекту, нарушению протекания психических процессов, утрате высших психи­ческих функций. Врач борется с болезнью вместе с пациентом, руко­водствуясь принципом «не навреди».

Социальные работники рассматривают патологические измене d прежде всего как факторы или следствия социальной дезадапта{ Клиент — не просто нуждающаяся в помощи единица пространств целая система, в которую включены члены его семьи, коллеги по рЩ те, друзья. Особое внимание уделяется условиям жизни и обстоятель­ствам, которые способны вызвать хронизацию расстройства, форми­рование зависимого поведения.

 

Семья с психически больным как система взаимодействия

 

Психические болезни представляют собой широкий спектр нару­шений, по-разному ограничивающих социальную, психическую и физическую активность индивидов, работа с которыми ведется в различных типах медицинских и медико-социальных учреждений. Даже если спектр подобных организаций достаточно широк, основ­ной груз ответственности за психически больного лежит на его бли­жайшем окружении — семье, которая вынуждена сталкиваться со сложными и даже парадоксальными ситуациями. Появление психи­чески больного в семье делит ее существование на «до» и «после», радикальным образом меняет ее структуру, перераспределяет роли, формирует новый стиль жизни, заставляет отказываться от привыч­

ных контактов.

 

Последние десятилетия ознаменовались качественными изменения­ми системы западноевропейской и американской психиатрической практики, включающей следующие основные элементы:

• Возрастание понимания роли биологических факторов в развитии психических расстройств по сравнению с бумом идей социального кон­структивизма 50-70-х годов XX века;

• Деинституциализация психиатрических больниц и перенесение основного акцента помощи во внестационарные звенья: семья, сообще­ства^

• Признание разрушающего воздействия психической болезни на семью;

• Признание законных прав и потребностей членов семьи, осу­ществляющих уход;

в Понимание роли семьи в лечении и выздоровлении больного родственника;

в Смещение акцента со стоимости услуг на их качество;

| Активизация местных инициатив, обязывающих вовлекать пси­хически больных и членов их семей в создание социально-психиатри­ческих служб и оценку их деятельности;

& Появление движений в защиту прав потребителей, которые укре­пили социальные позиции семей с психически больным и способствова­ли их информированности.

Семья является основной социальной средой, в которой находится психически больной, и не может оставаться в стороне от событий, про­исходящих с их родственником. Степень такого участия может быть различной и варьироваться от полного равнодушия до гиперопеки. Ка­кими бы ни были установки и поведение членов семьи относительно больного родственника, можно привести несколько аргументов для во­влечения их в процесс лечения и реабилитации.

Во-первых, семья способна оказать положительное влияние на про­цесс лечения и последующего восстановления. Именно члены семьи в течение долгого времени наблюдают и оценивают состояние психиче­ски больного и могут сообщить самую необходимую информацию вра­чу. Именно на семье лежит основной груз заботы, члены семьи являют­ся, по сути, основными кейс-менеджерами болезни.

Во-вторых, семьи, вольно или невольно вовлеченные в процесс забо­ты и ухода, сами начинают испытывать трудности субъективного и обй ективного характера. Психическая болезнь - огромный стрессогенны й фагиф, последствия которого необходимо преодолевать профессио­нально.

 

 

Субъективные проблемы семей, имеющих психически больного родственника

 

Субъективные проблемы заключаются, прежде всего, в личных страданиях членов семьи при взаимодействии с больным родствен­ником. Именно психологические переживания являются основной проблемой, оставляя далеко позади проблемы общения с друзьями или организации свободного времени. Психическая болезнь род­ственника омрачает воспоминания о прошлом, мешает радоваться настоящему и не оставляет надежд на будущее, которое кажется серым и туманным. Данные переживания особенно сильны, если заболевает ребенок: несбывшиеся надежды и утраченные мечты значительно усиливают чувство вины, безысходности и неопреде­ленности.

Скорбь и печаль

Эти чувства проходят красной нитью через весь семейный опыт пси­хической болезни. Члены семьи испытывают чувство тоски, ведь забо­левает их близкий родственник, которого они помнят здоровым и ак­тивным, и сама необходимость менять отношение к нему является сильным стрессом. В результате формируется противоречивая картина: внешне семья может сохраниться в прежних границах, может остаться прежним и распределение внутрисемейных функций, но чувство радо­сти, положительных ожиданий, присущие «здоровым» семьям, уходят навсегда.

Вина

Вина свойственна всем без исключения, но появление психически больного в семье необычайно обостряет чувство ответственности здоровых родственников за свое прошлое и настоящее поведение. Результатом этого становится гипертрофированное чувство вины, которое будет особенно сильным в случае болезни ребенка. По ре­зультатам нашего исследования, проведенного в 2007 году, были вы­явлены три основных типа семейной перцепции диагноза ребенка.

 

Символические потери

Хронизация грусти

Хотя члены семьи психически больного переживают грусть, они не проходят те психологические стадии, которые должны были бы приве­сти их к принятию ситуации, как это происходит в случае с пережива­нием смерти близкого человека. Чаще случается наоборот: чувство гру­сти то усиливается, то уменьшается в зависимости от течения болезни члена семьи или событий собственной биографии. В исследовании аме­риканских ученых, в ходе которого опрашивались матери психически больных детей всех возрастов, было выяснено, что 75% респонденток невольно проводят параллели между психической болезнью и биологи­ческой смертью. Типичные ответы: «создается ощущение, что умер кто-то

из близких, но время не приносит облегчения. Это никогда не кон­чится».'

 

Подобное отождествление не случайно. Семьи психически больных

чаще рискуют столкнуться со смертью. Психически больные в среднем живут на 19 лет меньше, чем здоровые. Главная причина - суицид, риск которого в 10-15 раз выше, нежели в среднем по совокупности. Психи­чески больные страдают от алкоголизма, курения, нарушений пищевого поведения и других факторов, приводящих к уменьшению продолжи­тельности жизни.

В случае смерти психически больного родственники остаются с бо­лью, не проходящей в течение всей жизни, усугубляющейся мыслями о том, что они не все сделали для того, чтобы избежать такого исхода.

Эмоциональные встряски

Эмоциональные переживания членов семьи многие авторы сравни­вают с американскими горками: периоды ремиссии чередуются с обострениями, которые разрушают надежду на нормальную жизнь, приносят разочарование и вносят хаос во вроде бы устоявшийся жиз­ненный уклад.

Боль сопереживания

С течением времени семьям все же удается в значительной мере ре­шить трудности, связанные с психической болезнью родственника. Они учатся «инвестировать» психические ресурсы в другие сферы жизни, но боль сопереживания остается и продолжает вносить свой вклад в умно­жение семейных страданий.

 

/^Задания:

1. Предложите меры преодоления субъективных проблем се­мьи, имеющей психически больного.

2. Проанализируйте факторы, усиливающие или облегчаю­щие переживание перечисленных субъективных страданий.

 

3. Определите, какая информация вам для этого понадобит­ся, как и откуда вы будете ее получать.

4. Какова роль социального работника в преодолении субъ­ективных проблем?

Чьи ресурсы может использовать социальный работник?

 

Объективные проблемы семей, имеющих психически больного родственника

 

Субъективные проблемы дополняются объективными трудностями, связанными с несовершенством законодательной базы, неумением се­мьи обращаться с больным, стигматизацией психиатрических пациентов и их окружения, разрушением семьи, отсутствием институциональных форм ухода за психиатрическими пациентами и их реабилитации. Рас­смотрим их подробнее.

Бесправие членов семьи

То, что семьи не рассматриваются с точки зрения их прав, очевидно и отмечается многими исследователями за рубежом.1 Анализ россий­ского законодательства также позволяет выявить схожую ситуацию. Статья 29 вышеупомянутого Закона РФ «О психиатрической помо­щи...» устанавливает случаи, в которых возможна недобровольная гос­питализация больного по решению врачей-психиатров. Эго случаи, обу­словливающие: а) непосредственную опасность больного для себя или окружающих, б) его беспомощность, то есть неспособность самостоя­тельно удовлетворять основные жизненные потребности, в) существен­ный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если больной будет оставлен без психиатрической помощи. Однако да­же в этих случаях принудительное лечение не гарантировано, так как постановление суда теоретически может отменить решение врачебной комиссии. В этом случае больной будет подлежать немедленной выпис­ке. Уголовный кодекс, в свою очередь, устанавливает ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар.

 

Следующая цитата красноречиво характеризует эту ситуацию. «Доброжелатели от закона встают на защиту людей, которые в большинстве своем не нуждаются в юридической помощи, им нужна защита от их собственного больного рассудка. Однако те, кто пред­лагают на обсуждение теорию о том, что личность должна быть сво­бодна в своих поступках, в том, чтобы болеть, забывают об одной очень важной свободе - в тех случаях, когда способность человека рассуждать здраво нарушена каким-то процессом, находящимся вне сферы его/её контроля, он имеет право ожидать, что общество при­дет ему на помощь и будет заботиться о нем до тех пор, пока он сможет рассуждать самостоятельно».

адание:

Пример из практики...

Ребята, помогите советом! Пару недель назад в квартиру эта­жом ниже въехала мать с взрослым сыном. Сын - психически больной. Каждый день он кричит четыре матерные фразы и рычит, звук такой, как будто над ухом. Терпеть это но, такими звуками в американском кино сопровождаются сеансы изгнания дьявола. Невозможно ничего делать, музыку громко включаю - не спасает. Подскажите, пожалуйста, что делать! Буду признателен и благодарен за советы.

= Проанализируйте ситуацию.

= Определите организации и конкретных лиц, так или иначе ответственных за сложившуюся ситуацию и способных по­мочь.

= Разъясните автору письма его права и права его психически больного соседа.

= Разработайте план действий с учетом ресурсов семьи боль­ного, врачей-психиатров, внестационарных реабилитацион­ных учреждений, действующих в вашем районе.

Симптоматическое поведение

Симптомы психической болезни почти всегда вызывают у членов семьи глубокие фрустрации. В зависимости от конкретного диагноза члены семьи психически больного вынуждены мириться со следующи­ми комплексами его поведенческих особенностей:

• продуктивная (психотическая) симптоматика: галлюцинации, бред, расстройства сознания и речи, причудливое поведение;

• негативная симптоматика, то есть снижение мыслительных спо­собностей, мотивации, эмоций;

• нарушения настроения: различные формы депрессий или маний;

• различные формы аутодеструктивного поведения;

• асоциальное, агрессивное поведение.

Кроме того, психическая болезнь чревата потерей трудоспособно­сти, что в большинстве случаев ведет к хронической бедности всей семьи.

Психически больной, вследствие ментальной регрессии, зачастую может не понимать случившейся с ним беды. Этим он отличается от своих здоровых родственников, которые вынуждены подстраиваться под особенности поведения больного. Например, дети больного шизо­френией не могут пригласить домой своих друзей, так как отцу постог янно кажется, что те могут его отравить. При этом близкие люди, не

 

имея возможности радикально изменить ситуацию, вынуждены оста­ваться пассивно страдающими наблюдателями.

Более того, психически больной может быть источником серьезных опасностей как для себя, так и для окружающих. Большинство исследо­ваний показывают, что лишь 2—3% психически больных представляют угрозу для других. Однако даже этот небольшой процент может быть серьезной проблемой. Случаи насилия, совершаемого психически боль­ными, как правило, более жестоки, направлены чаше на матерей, наибо­лее беззащитных, и проводящих с ними большую часть времени род­ственников. В случае совершения преступления такие больные не несут уголовной ответственности, и максимум, что может им грозить, это принудительное лечение.

^^Задание:

Пример из практики...

4 ноября 2010 года в квартире дома по ул. Комсомола в го­роде В. был обнаружен завернутый в ковер труп 59-летней жительницы с признаками насильственной смерти. В момент, когда сотрудники МЧС вскрывали дверь, 23-летний сын по­гибшей выпрыгнул в окно и скрылся.

В результате оперативно-розыскных мероприятий подозрева­емый был задержан. Установлено, что он состоит на учете у психиатра, с 2004 по 2005 год проходил принудительное ле­чение в психиатрической больнице специализированного типа.

Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство).

= Проанализируйте ситуацию. Какая информация и из каких источников вам еще может понадобиться для комплексного понимания ситуации? 1

= Определите, что не было сделано для предотвращения тра­гической ситуации?

= Определите организации и конкретных лиц, в чьей сфере от­ветственности находится превенция подобных трагедий.

= Предложите рекомендации.

Необходимость заботиться

Члены семьи, заботясь о своих близких, вынуждены делать то, чему они не обучены, к чему не готовы, и мириться с новыми требованиями жизни. Повседневной практикой становится сидение в очередях у каби­нетов в органах социальной защиты, больницах, родственникам прихо­дится сталкиваться с милицией и судебными органами. Зарубежные исследования показывают, что 40% психически больных минимум один раз были арестованы за какие-либо правонарушения, обусловленные их болезненным состоянием.1

Стресс и разрушение семьи

Хотя большинство семей, осуществляющих заботу, привыкают к сво­ему статусу, выживают под грузом свалившихся на них забот, ни одна из них не приходит к этому без стрессов, опустошения и угроз разрушения. Проблемы возникают практически во всех сферах и могут включать в себя бытовую неустроенность, финансовые затруднения, безработицу, напряженность в семейных отношениях, ухудшение физического и/или психического здоровья, ограничение социальной активности. С этим, пусть время от времени, но сталкиваются все семьи. Некоторые семьи вынуждены жить в таких условиях постоянно, что рано или поздно при­ведет к эмоциональному и физическому выгоранию.

Система психиатрического обслуживания

 

В процессе выздоровления возникает потребность в услугах широ­кого спектра организаций, занимающихся восстановлением психическо­го и физического здоровья, социальной реабилитацией, трудоустрой­ством. В современной российской практике наблюдается острый недостаток организаций, осуществляющих социальную реабилитацию и •не­стационарную работу с психиатрическими пациентами и членами их семей. В итоге последние вынуждены платить за это немалую иену, о чем мы уже говорили. Однако даже в странах с развитой системой со­циально-психиатрической помощи на всех этапах родственники боль­ных отмечают бездушно-отвлеченный характер оказания помощи, не совместимый ни с их ожиданиями, ни с их потребностями. В качестве основных высказываются претензии по поводу:

= отсутствия программ и учреждений по работе с семьей больного;

= невнимания к ресурсам семьи при планировании курса реабилита­ции;

= неудовлетворительной системы коммуникаций и трудиодоступно- сти некоторых специалистов.

Таким образом, в периоды сильных эмоциональных перегрузок си­стема психиатрического обслуживания может не только не облегчить страданий семьи, но и сама по себе стать источником дополнительных стрессов.

Пример из практики...

«Наш сын (больной шизофренией) своего диагноза не знает, препараты уговорить принять получается не всегда. Какие ве­сомые аргументы ему привести, уже и не зноем, как лечить его - тоже... Каким будет наше с ним будущее, даже не мо­жем представить. Не знаете, может, в Москве есть группы, ку­да люди приходят просто общаться, знакомиться, проводят какие-то мероприятия совместно с детьми, ну или что-то в этом роде?...»

= Проанализируйте ситуацию.

- Определите характер и источники дополнительной инфор­мации по приведенной ситуации.

= Составьте список организаций в вашем городе, районе, мик­рорайоне, проводящих мероприятия с психически больными и их семьями.

= Что вы как социальный работник сможете предложить дан- й семье?

 

Для преодоления подобной ситуации социальный работник при пла­нировании структуры и функций социально-психиатрических служб должен вовлекать в эту работу родственников психически больного. Именно они находятся на переднем крае борьбы с болезнью, и им луч­ше знать, что должно быть в этих службах.

Стигма

Социальный работник должен иметь в виду, что именно стигма - это самый тягостный компонент объективных трудностей как для членов семьи, так и для пациентов. Психическая болезнь, в отличие от сомати­ческой, порождает у большинства не сопереживание и желание помочь, а чувство отторжения, неприятия или даже отвращения. Перед силой стигмы нередко оказываются бессильными многолетняя дружба, дело­вые взаимоотношения и даже любовь. Известие о психической болезни родственника заставляет семью не только менять внутреннюю структу­ру, но и искать новые связи, чаще всего, среди озабоченных такими же проблемами.

Каковы же истоки подобного отношения? Причин немало. Действи­тельно, нередко становясь непредсказуемыми, психически больные те­ряют способность оправдывать ожидания других участников взаимо­действия, у них бывают приступы агрессии и они чаще других предпри­нимают попытки самоубийства. Но эти особенности присущи и многим другим социальным группам, отношение к которым в обществе харак­теризуется куда большей терпимостью. Причина, на самом деле, кроет­ся в культивируемых в обществе стереотипах, связанных именно с пси­хической болезнью. Анализ американского медиапространства показал частоту и интенсивность их популяризации в обществе. Так, психиче­ская болезнь является самой распространенной патологией, демонстри­руемой в кино и на телевидении, публикуемой в книгах и печатных СМИ. Сюжетная линия 10% кинофильмов строится вокруг психической патологии, половина сериалов, идущих в дневное время, имеют в основе своей фабулы психически больного.2 Понятно, что его не наделяют хоть сколько-нибудь положительными чертами. Эти образы передаются из поколения в поколение и оказывают сильное влияние на аудиторию,

прежде всего, молодежную. Интересны результаты исследований ка­надских ученых, обнаруживших частые негативные упоминания о пси­хической болезни в мультфильмах студии У. Диснея.* 1 Согласно выво­дам авторов, просмотр наиболее известных мультфильмов и мультсери­алов способствует выработке и закреплению в будущем отрицательных представлений и стереотипов относительно психических болезней.

Для членов семьи стигматизация будет означать также снижение са­мооценки, чувство изоляции и стыда, все отчетливей будет проступать ощущение, как будто что-то не так с ними.

Итак, чтобы справиться со всем комплексом проблем, сопровожда­ющих психическую болезнь, необходима система мер, направленная на повышение уровня осведомленности семьи и ее компетенции.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 320; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.