КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План развития семьи (ПРО). Структурные компоненты ПРС 1 страница
Соблюдение прав человека, являющееся безусловным социальным завоеванием демократии, в данном случае оказывается палкой о двух концах: право на выбор - лечиться или не лечиться - не только не идет на пользу больному, но и чрезвычайно осложняет обстановку в семье. Гражданский, Семейный кодекс и Кодекс РФ об административных правонарушениях рассматривают психическую болезнь как препятствие для осуществления индивидом его гражданских прав. Также психическая болезнь обусловливает законодательно установленную необходимость заботы и всесторонней поддержки больного родственника членами его семьи при наличии соответствующих финансовых и прочих ресурсов. Более того, согласно Гражданскому кодексу, обязанность возместить вред, причиненный гражданином, не способным понимать значения своих действий, может быть возложена судом на проживающих совместно с этим лицом его трудоспособных супруга, родителей, совершеннолетних детей. Психически больные не подлежат административной и уголовной ответственности, что также повышает викгимностъ и социальную уязвимость семей, в которой они содержатся. Помимо скорби и печали, члены семьи испытывают потери, носящие символический характер: несбывшиеся надежды и ожидания, разбитые мечты и намерения, от которых вследствие болезни родственника приходится отказаться. Психический недуг ребенка, который до болезни был предметом гордости своих родителей, с которым связывались надежды на повышение социального статуса семьи, оборачивается крушением надежд и планов. Условно названные нами «обуза», «вина» и «воля судьбы».1 Как несложно догадаться, доминантным типом, присущим основной массе обследованных семей, была именно «вина». Определяющие факторы формирования такого типа - относительно молодой возраст родителей в момент рождения ребенка (до 23 лет), отсутствие у них высшего образования и связанный с этим низкий доход. Все эти факторы заметно ограничивают мобильность и адекватную адаптивную способность, а значит, и общую ресурсность семьи. В таких семьях особенно важно участие социального работника, позитивно влияющего на мировоззрение и самосознание родителей или опекающих ребенка. Это означает, что их выбор в качестве профессиональной деятельности не может быть спонтанным, продиктованным модой или рационально-меркантильными соображениями. В основе такого выбора лежат исключительно индивидуально-психологические склонности и личностные интересы. Мотивами выбора очень часто является желание человека ответить на мучающие или интересующие его вопросы, найти выход из трудных жизненных ситуаций, в которых оказались близкие люди, друзья или он сам. Выбирая эти профессии, индивид готов к развитию профессиональных рисков н синдромов, готов, подобно свече, сгорая, светить другим. Подобная самоотдача, скорее всего, не будет компенсирована высокой зарплатой или карьерным ростом, который в медицинских и социальных организациях сильно ограничен. Следовательно, удовлетворение от работы также носит внутриличностный характер. Социальный работник в своей деятельности также сталкивается с ситуациями, в которых приходится принимать решения, связанные с относительным характером нормы и патологии. Самый наглядный пример - интервенция. Практика вмешательства основана на оценке ситуации в семье, которая имеет право на собственное мнение о способе воспитания детей, решении внутренних проблем и др. Где граница между личностными особенностями, «пунктиками» и болезнью? Либерализация жизненных стилей и сценариев, разнообразившая шаблонные поведенческие паттерны, сделала сложными для ответа вопросы об объективности критериев нормальности и, следовательно, правомочности действий, учитывающих эти критерии социальных работников. Статья 38. Переходные и заключительные положения 1. Животные, не включенные в перечень групп и видов животных, разрешенных для содержания в домашних условиях, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, должны быть отчуждены в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации владельцами этих животных в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона. 2. Животные, подлежащие обязательной регистрации, зарегистрированные до вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат ежегодной перерегистрации в органах местного самоуправления по месту нахождения (проживания) владельца животного. 3. Животные, подлежащие обязательной регистрации, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, но не зарегистрированные, должны быть зарегистрированы в течение трех лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при этом отсутствие договора или иных документов, подтверждающих приобретение прав на животных, не может являться причиной для отказа в их регистрации. 4. Животные, обращение с которыми регулируется настоящим Федеральным законом, по решению владельца животных могут использоваться в культурно-зрелищных мероприятиях в целях участия в концертах, цирковых представлениях, конкурсах, спортивных соревнованиях и иных мероприятиях, а также экспонирования на выставках животных. При этом использование и защита таких животных осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Отношения по обращению с животными, используемыми в культурно-зрелищных мероприятиях и в служебных целях и не содержащимися в домашних условиях, регулируются иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. В случае передачи животного его владельцем на содержание организации, осуществляющей использование животных в культурно-зрелищных мероприятиях либо служебных целях, на отношения по обращению с таким животным действие настоящего Федерального закона не распространяется с момента передачи животного. Статья 39. Вступление в силу настоящего Федерального закона Ввести в действие настоящий Федеральный закон через 6 месяцев со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации В.Путин
Москва, Кремль 2014 года №
Обе специальности относятся к так называемый помогающим профессиям с присущей им альтруистической и гуманистической интенцией. И врачи-психиатры, и социальные работники сталкиваются с проблемой, которая в зарубежной практике обозначается как «двойной мандат». 1
См., напр., Boehnisch, L. Das Handlungsverstacndniss des Sozialarbeiters und seine institutionelle Determination / L. Boehnisch, H. Loesch // Gesellschaftliche Perspektiven der Sozialarbeit. 2. Haibband. Neuwied. - S. 21-40.
Двойной мандат - ситуация, характерная для представителей ряда профессий: социальных работников, врачей и др. Суть заключается в том, что эти специалисты выполняют не только помогающие, но и контролирующие функции. Их вмешательство носит в значительной степени нормализующий характер и имеет своей целью приведение индивида к социально приемлемому состоянию с точки зрения формально установленных критериев. М. Фуко писал: «Судьи нормальности окружают нас со всех сторон. Мы живем в обществе учителя-судьи, врача-судьи, воспитателя-судьи и социального работника-судьи; именно на них основывается повсеместное господство нормативного; каждый индивид, где бы он ни находился, подчиняет ему свое тело, жесты, поведение, поступки, способности и успехи. Карцерная сеть в ее компактных или рассеянных формах, с ее системами встраивания, распределения, надзора и наблюдения является в современном обществе великой опорой для нормализующей власти».1 Лечение, исправление, нормализация, интервенция предполагают предварительную диагностическую работу, результатом которой будет оценка, влекущая за собой соответствующие меры. Эффективность промежуточных этапов и конечный результат нормализующего воздействия оценивается по совокупности критериев, отражающих социально приемлемый уровень состояния клиента/пациента. Мониторинг степени социального благополучия, инспектирование неблагополучных семей, диспансерный учет психически больных, диспансеризация носят не только гуманистический, но и выраженный контролирующий характер. Подобный «двойной мандат» может являться источником ролевых внутриличностных конфликтов, оказывающих дополнительное разрушающее действие на личность специалиста. Обе дисциплины выработали и придерживаются определенных взглядов на проблему взаимодействия с клиентами/пациентами. Коммуникативная культура социальных работников и врачей-психиатров формирует особую, основанную на доверии форму общения, позволяющую, по возможности, делать клиентов полноправными участниками процесса и избегать возникновения объект-субъектных отношений. Другая сторона проблемы заключается в том, что сформированное доверие и привязанность клиента к социальному работнику или врачу может привести страдающего в зависимое состояние. В этом случае специалист может фактически превратиться в 1
Фуко, М. Надзирать и наказывать / М. Фуко. 1М., 1999. - С. 26.
Врач рассматривает психическую болезнь как страдание отдельного индивида в контексте внутренних факторов ее возникновения. С точки зрения врача-психиатра, обусловленные болезнью изменения приводят, прежде всего, к утрате личностных качеств, психическому дефекту, нарушению протекания психических процессов, утрате высших психических функций. Врач борется с болезнью вместе с пациентом, руководствуясь принципом «не навреди». Социальные работники рассматривают патологические измене d прежде всего как факторы или следствия социальной дезадапта{ Клиент — не просто нуждающаяся в помощи единица пространств целая система, в которую включены члены его семьи, коллеги по рЩ те, друзья. Особое внимание уделяется условиям жизни и обстоятельствам, которые способны вызвать хронизацию расстройства, формирование зависимого поведения.
Семья с психически больным как система взаимодействия
Психические болезни представляют собой широкий спектр нарушений, по-разному ограничивающих социальную, психическую и физическую активность индивидов, работа с которыми ведется в различных типах медицинских и медико-социальных учреждений. Даже если спектр подобных организаций достаточно широк, основной груз ответственности за психически больного лежит на его ближайшем окружении — семье, которая вынуждена сталкиваться со сложными и даже парадоксальными ситуациями. Появление психически больного в семье делит ее существование на «до» и «после», радикальным образом меняет ее структуру, перераспределяет роли, формирует новый стиль жизни, заставляет отказываться от привыч ных контактов.
Последние десятилетия ознаменовались качественными изменениями системы западноевропейской и американской психиатрической практики, включающей следующие основные элементы: • Возрастание понимания роли биологических факторов в развитии психических расстройств по сравнению с бумом идей социального конструктивизма 50-70-х годов XX века; • Деинституциализация психиатрических больниц и перенесение основного акцента помощи во внестационарные звенья: семья, сообщества^ • Признание разрушающего воздействия психической болезни на семью; • Признание законных прав и потребностей членов семьи, осуществляющих уход; в Понимание роли семьи в лечении и выздоровлении больного родственника; в Смещение акцента со стоимости услуг на их качество; | Активизация местных инициатив, обязывающих вовлекать психически больных и членов их семей в создание социально-психиатрических служб и оценку их деятельности; & Появление движений в защиту прав потребителей, которые укрепили социальные позиции семей с психически больным и способствовали их информированности. Семья является основной социальной средой, в которой находится психически больной, и не может оставаться в стороне от событий, происходящих с их родственником. Степень такого участия может быть различной и варьироваться от полного равнодушия до гиперопеки. Какими бы ни были установки и поведение членов семьи относительно больного родственника, можно привести несколько аргументов для вовлечения их в процесс лечения и реабилитации. Во-первых, семья способна оказать положительное влияние на процесс лечения и последующего восстановления. Именно члены семьи в течение долгого времени наблюдают и оценивают состояние психически больного и могут сообщить самую необходимую информацию врачу. Именно на семье лежит основной груз заботы, члены семьи являются, по сути, основными кейс-менеджерами болезни. Во-вторых, семьи, вольно или невольно вовлеченные в процесс заботы и ухода, сами начинают испытывать трудности субъективного и обй ективного характера. Психическая болезнь - огромный стрессогенны й фагиф, последствия которого необходимо преодолевать профессионально.
Субъективные проблемы семей, имеющих психически больного родственника
Субъективные проблемы заключаются, прежде всего, в личных страданиях членов семьи при взаимодействии с больным родственником. Именно психологические переживания являются основной проблемой, оставляя далеко позади проблемы общения с друзьями или организации свободного времени. Психическая болезнь родственника омрачает воспоминания о прошлом, мешает радоваться настоящему и не оставляет надежд на будущее, которое кажется серым и туманным. Данные переживания особенно сильны, если заболевает ребенок: несбывшиеся надежды и утраченные мечты значительно усиливают чувство вины, безысходности и неопределенности. Скорбь и печаль Эти чувства проходят красной нитью через весь семейный опыт психической болезни. Члены семьи испытывают чувство тоски, ведь заболевает их близкий родственник, которого они помнят здоровым и активным, и сама необходимость менять отношение к нему является сильным стрессом. В результате формируется противоречивая картина: внешне семья может сохраниться в прежних границах, может остаться прежним и распределение внутрисемейных функций, но чувство радости, положительных ожиданий, присущие «здоровым» семьям, уходят навсегда. Вина Вина свойственна всем без исключения, но появление психически больного в семье необычайно обостряет чувство ответственности здоровых родственников за свое прошлое и настоящее поведение. Результатом этого становится гипертрофированное чувство вины, которое будет особенно сильным в случае болезни ребенка. По результатам нашего исследования, проведенного в 2007 году, были выявлены три основных типа семейной перцепции диагноза ребенка.
Символические потери Хронизация грусти Хотя члены семьи психически больного переживают грусть, они не проходят те психологические стадии, которые должны были бы привести их к принятию ситуации, как это происходит в случае с переживанием смерти близкого человека. Чаще случается наоборот: чувство грусти то усиливается, то уменьшается в зависимости от течения болезни члена семьи или событий собственной биографии. В исследовании американских ученых, в ходе которого опрашивались матери психически больных детей всех возрастов, было выяснено, что 75% респонденток невольно проводят параллели между психической болезнью и биологической смертью. Типичные ответы: «создается ощущение, что умер кто-то из близких, но время не приносит облегчения. Это никогда не кончится».'
Подобное отождествление не случайно. Семьи психически больных чаще рискуют столкнуться со смертью. Психически больные в среднем живут на 19 лет меньше, чем здоровые. Главная причина - суицид, риск которого в 10-15 раз выше, нежели в среднем по совокупности. Психически больные страдают от алкоголизма, курения, нарушений пищевого поведения и других факторов, приводящих к уменьшению продолжительности жизни. В случае смерти психически больного родственники остаются с болью, не проходящей в течение всей жизни, усугубляющейся мыслями о том, что они не все сделали для того, чтобы избежать такого исхода. Эмоциональные встряски Эмоциональные переживания членов семьи многие авторы сравнивают с американскими горками: периоды ремиссии чередуются с обострениями, которые разрушают надежду на нормальную жизнь, приносят разочарование и вносят хаос во вроде бы устоявшийся жизненный уклад. Боль сопереживания С течением времени семьям все же удается в значительной мере решить трудности, связанные с психической болезнью родственника. Они учатся «инвестировать» психические ресурсы в другие сферы жизни, но боль сопереживания остается и продолжает вносить свой вклад в умножение семейных страданий.
/^Задания: 1. Предложите меры преодоления субъективных проблем семьи, имеющей психически больного. 2. Проанализируйте факторы, усиливающие или облегчающие переживание перечисленных субъективных страданий.
3. Определите, какая информация вам для этого понадобится, как и откуда вы будете ее получать. 4. Какова роль социального работника в преодолении субъективных проблем? Чьи ресурсы может использовать социальный работник?
Объективные проблемы семей, имеющих психически больного родственника
Субъективные проблемы дополняются объективными трудностями, связанными с несовершенством законодательной базы, неумением семьи обращаться с больным, стигматизацией психиатрических пациентов и их окружения, разрушением семьи, отсутствием институциональных форм ухода за психиатрическими пациентами и их реабилитации. Рассмотрим их подробнее. Бесправие членов семьи То, что семьи не рассматриваются с точки зрения их прав, очевидно и отмечается многими исследователями за рубежом.1 Анализ российского законодательства также позволяет выявить схожую ситуацию. Статья 29 вышеупомянутого Закона РФ «О психиатрической помощи...» устанавливает случаи, в которых возможна недобровольная госпитализация больного по решению врачей-психиатров. Эго случаи, обусловливающие: а) непосредственную опасность больного для себя или окружающих, б) его беспомощность, то есть неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности, в) существенный вред его здоровью вследствие ухудшения психического состояния, если больной будет оставлен без психиатрической помощи. Однако даже в этих случаях принудительное лечение не гарантировано, так как постановление суда теоретически может отменить решение врачебной комиссии. В этом случае больной будет подлежать немедленной выписке. Уголовный кодекс, в свою очередь, устанавливает ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар.
Следующая цитата красноречиво характеризует эту ситуацию. «Доброжелатели от закона встают на защиту людей, которые в большинстве своем не нуждаются в юридической помощи, им нужна защита от их собственного больного рассудка. Однако те, кто предлагают на обсуждение теорию о том, что личность должна быть свободна в своих поступках, в том, чтобы болеть, забывают об одной очень важной свободе - в тех случаях, когда способность человека рассуждать здраво нарушена каким-то процессом, находящимся вне сферы его/её контроля, он имеет право ожидать, что общество придет ему на помощь и будет заботиться о нем до тех пор, пока он сможет рассуждать самостоятельно». адание: Пример из практики... Ребята, помогите советом! Пару недель назад в квартиру этажом ниже въехала мать с взрослым сыном. Сын - психически больной. Каждый день он кричит четыре матерные фразы и рычит, звук такой, как будто над ухом. Терпеть это но, такими звуками в американском кино сопровождаются сеансы изгнания дьявола. Невозможно ничего делать, музыку громко включаю - не спасает. Подскажите, пожалуйста, что делать! Буду признателен и благодарен за советы. = Проанализируйте ситуацию. = Определите организации и конкретных лиц, так или иначе ответственных за сложившуюся ситуацию и способных помочь. = Разъясните автору письма его права и права его психически больного соседа. = Разработайте план действий с учетом ресурсов семьи больного, врачей-психиатров, внестационарных реабилитационных учреждений, действующих в вашем районе. Симптоматическое поведение Симптомы психической болезни почти всегда вызывают у членов семьи глубокие фрустрации. В зависимости от конкретного диагноза члены семьи психически больного вынуждены мириться со следующими комплексами его поведенческих особенностей: • продуктивная (психотическая) симптоматика: галлюцинации, бред, расстройства сознания и речи, причудливое поведение; • негативная симптоматика, то есть снижение мыслительных способностей, мотивации, эмоций; • нарушения настроения: различные формы депрессий или маний; • различные формы аутодеструктивного поведения; • асоциальное, агрессивное поведение. Кроме того, психическая болезнь чревата потерей трудоспособности, что в большинстве случаев ведет к хронической бедности всей семьи. Психически больной, вследствие ментальной регрессии, зачастую может не понимать случившейся с ним беды. Этим он отличается от своих здоровых родственников, которые вынуждены подстраиваться под особенности поведения больного. Например, дети больного шизофренией не могут пригласить домой своих друзей, так как отцу постог янно кажется, что те могут его отравить. При этом близкие люди, не
имея возможности радикально изменить ситуацию, вынуждены оставаться пассивно страдающими наблюдателями. Более того, психически больной может быть источником серьезных опасностей как для себя, так и для окружающих. Большинство исследований показывают, что лишь 2—3% психически больных представляют угрозу для других. Однако даже этот небольшой процент может быть серьезной проблемой. Случаи насилия, совершаемого психически больными, как правило, более жестоки, направлены чаше на матерей, наиболее беззащитных, и проводящих с ними большую часть времени родственников. В случае совершения преступления такие больные не несут уголовной ответственности, и максимум, что может им грозить, это принудительное лечение. ^^Задание: Пример из практики... 4 ноября 2010 года в квартире дома по ул. Комсомола в городе В. был обнаружен завернутый в ковер труп 59-летней жительницы с признаками насильственной смерти. В момент, когда сотрудники МЧС вскрывали дверь, 23-летний сын погибшей выпрыгнул в окно и скрылся. В результате оперативно-розыскных мероприятий подозреваемый был задержан. Установлено, что он состоит на учете у психиатра, с 2004 по 2005 год проходил принудительное лечение в психиатрической больнице специализированного типа. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ (убийство). = Проанализируйте ситуацию. Какая информация и из каких источников вам еще может понадобиться для комплексного понимания ситуации? 1
= Определите, что не было сделано для предотвращения трагической ситуации? = Определите организации и конкретных лиц, в чьей сфере ответственности находится превенция подобных трагедий. = Предложите рекомендации. Необходимость заботиться Члены семьи, заботясь о своих близких, вынуждены делать то, чему они не обучены, к чему не готовы, и мириться с новыми требованиями жизни. Повседневной практикой становится сидение в очередях у кабинетов в органах социальной защиты, больницах, родственникам приходится сталкиваться с милицией и судебными органами. Зарубежные исследования показывают, что 40% психически больных минимум один раз были арестованы за какие-либо правонарушения, обусловленные их болезненным состоянием.1 Стресс и разрушение семьи Хотя большинство семей, осуществляющих заботу, привыкают к своему статусу, выживают под грузом свалившихся на них забот, ни одна из них не приходит к этому без стрессов, опустошения и угроз разрушения. Проблемы возникают практически во всех сферах и могут включать в себя бытовую неустроенность, финансовые затруднения, безработицу, напряженность в семейных отношениях, ухудшение физического и/или психического здоровья, ограничение социальной активности. С этим, пусть время от времени, но сталкиваются все семьи. Некоторые семьи вынуждены жить в таких условиях постоянно, что рано или поздно приведет к эмоциональному и физическому выгоранию. Система психиатрического обслуживания
В процессе выздоровления возникает потребность в услугах широкого спектра организаций, занимающихся восстановлением психического и физического здоровья, социальной реабилитацией, трудоустройством. В современной российской практике наблюдается острый недостаток организаций, осуществляющих социальную реабилитацию и •нестационарную работу с психиатрическими пациентами и членами их семей. В итоге последние вынуждены платить за это немалую иену, о чем мы уже говорили. Однако даже в странах с развитой системой социально-психиатрической помощи на всех этапах родственники больных отмечают бездушно-отвлеченный характер оказания помощи, не совместимый ни с их ожиданиями, ни с их потребностями. В качестве основных высказываются претензии по поводу: = отсутствия программ и учреждений по работе с семьей больного; = невнимания к ресурсам семьи при планировании курса реабилитации; = неудовлетворительной системы коммуникаций и трудиодоступно- сти некоторых специалистов. Таким образом, в периоды сильных эмоциональных перегрузок система психиатрического обслуживания может не только не облегчить страданий семьи, но и сама по себе стать источником дополнительных стрессов. Пример из практики... «Наш сын (больной шизофренией) своего диагноза не знает, препараты уговорить принять получается не всегда. Какие весомые аргументы ему привести, уже и не зноем, как лечить его - тоже... Каким будет наше с ним будущее, даже не можем представить. Не знаете, может, в Москве есть группы, куда люди приходят просто общаться, знакомиться, проводят какие-то мероприятия совместно с детьми, ну или что-то в этом роде?...» = Проанализируйте ситуацию. - Определите характер и источники дополнительной информации по приведенной ситуации. = Составьте список организаций в вашем городе, районе, микрорайоне, проводящих мероприятия с психически больными и их семьями. = Что вы как социальный работник сможете предложить дан- й семье?
Для преодоления подобной ситуации социальный работник при планировании структуры и функций социально-психиатрических служб должен вовлекать в эту работу родственников психически больного. Именно они находятся на переднем крае борьбы с болезнью, и им лучше знать, что должно быть в этих службах. Стигма Социальный работник должен иметь в виду, что именно стигма - это самый тягостный компонент объективных трудностей как для членов семьи, так и для пациентов. Психическая болезнь, в отличие от соматической, порождает у большинства не сопереживание и желание помочь, а чувство отторжения, неприятия или даже отвращения. Перед силой стигмы нередко оказываются бессильными многолетняя дружба, деловые взаимоотношения и даже любовь. Известие о психической болезни родственника заставляет семью не только менять внутреннюю структуру, но и искать новые связи, чаще всего, среди озабоченных такими же проблемами. Каковы же истоки подобного отношения? Причин немало. Действительно, нередко становясь непредсказуемыми, психически больные теряют способность оправдывать ожидания других участников взаимодействия, у них бывают приступы агрессии и они чаще других предпринимают попытки самоубийства. Но эти особенности присущи и многим другим социальным группам, отношение к которым в обществе характеризуется куда большей терпимостью. Причина, на самом деле, кроется в культивируемых в обществе стереотипах, связанных именно с психической болезнью. Анализ американского медиапространства показал частоту и интенсивность их популяризации в обществе. Так, психическая болезнь является самой распространенной патологией, демонстрируемой в кино и на телевидении, публикуемой в книгах и печатных СМИ. Сюжетная линия 10% кинофильмов строится вокруг психической патологии, половина сериалов, идущих в дневное время, имеют в основе своей фабулы психически больного.2 Понятно, что его не наделяют хоть сколько-нибудь положительными чертами. Эти образы передаются из поколения в поколение и оказывают сильное влияние на аудиторию, прежде всего, молодежную. Интересны результаты исследований канадских ученых, обнаруживших частые негативные упоминания о психической болезни в мультфильмах студии У. Диснея.* 1 Согласно выводам авторов, просмотр наиболее известных мультфильмов и мультсериалов способствует выработке и закреплению в будущем отрицательных представлений и стереотипов относительно психических болезней. Для членов семьи стигматизация будет означать также снижение самооценки, чувство изоляции и стыда, все отчетливей будет проступать ощущение, как будто что-то не так с ними. Итак, чтобы справиться со всем комплексом проблем, сопровождающих психическую болезнь, необходима система мер, направленная на повышение уровня осведомленности семьи и ее компетенции.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 342; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |