КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
План развития семьи (ПРО). Структурные компоненты ПРС 2 страница
^Задание: = Предложите меры по преодолению объективных проблем семьи, имеющей в своей структуре психически больного. I Проанализируйте факторы, усиливающие или облегчающие переживание перечисленных объективных сложностей. = Определите, какая информация вам для этого понадобится. = Какие организации, структуры и институты, по вашему мнению, должны быть вовлечены в решение вышеперечисленных проблем? Какие функции должны выполнять эти структуры? Какие факторы тормозят их функционирование? = Какие ресурсы может иметь семья с психически больным? = Какой вы видите свою роль как социального работника в преодолении объективных проблем?
Семья вынуждена преодолевать стрессы в условиях недостаточного развития сети социально-психиатрических центров и учреждений вне- стационарной помощи психически больным. Учитывая, что сроки пребывания в стационарных учреждениях при психическом расстройстве относительно невелики, а система постстационарного обслуживания находится в зачаточном состоянии, именно семья оказывается центральным звеном реабилитационного процесса. Участие социального работника в данной ситуации может заключаться в содействии в разработке плана развития семьи, основной целью которого будет создание системы мероприятий по преодолению семейного стресса и тех его проявлений, которые были перечислены выше. Противостояние стрессу Психическая болезнь близкого родственника ставит перед семьей огромное количество вопросов, на которые нет ответа. Первоначальной реакцией на известие чаще всего являются шок, неверие в реальность происходящего, беспомощность и безнадежность. В сложившихся обстоятельствах семья нуждается в новых знаниях о болезни родственника, системе учреждений, в которые необходимо обратиться и найти новые источники поддержки. Социальному работнику в самом начале такой работы целесообразно создать своего рода семейную команду, состоящую из всех членов семьи, включая больного, чей вклад в собственное выздоровление будет заключаться в активной и информированной позиции относительно лечения и реабилитации. Младшее поколение семьи также должно чувствовать себя частью этой команды. Сферы ответственности членов семьи должны отражать их социальные роли в обычной жизни, учитывать их пол, возраст, отношения и другие обстоятельства. Например, взрослые члены семьи должны следить за тем, чтобы дети или внуки не перенимали черты «родительского» поведения - это не их прерогатива, они сами нуждаются в поддержке для собственного развития. В то же время младшие члены семьи должны знать, что они могут сделать для семьи и в чем теперь состоит ее особенность. Центральным элементом взаимодействия семейной команды и команды специалистов является лечение больного родственника. Цель врачей, медицинских работников, психологов, социальных работников I улучшение состояния здоровья больного, формирование у семьи адекватных ожиданий, навыков раннего распознавания приближающегося рецидива. Помимо этого, команда профессионалов научит семью преодолевать специфические проблемы, такие как профилактика I насильственного или аутодеструктивного поведения, формирования зависимостей, нарушение режима приема лекарств. Хотя кризис, вызванный болезнью родственника, требует незамедлительных и специфических мер, в долгосрочной перспективе семья должна стремиться к воспроизводству нормального образа жизни, восстановлению повседневной активности, сохранению баланса, в основе чего лежит учет интересов и потребностей всех членов. Создание атмосферы поддержки Вследствие изменений в головном мозгу и связанных с ними нарушений, психически больные чрезвычайно подвержены стрессовым воздействиям: события, на которые здоровый человек может даже не обратить внимания, могут быть травмирующими для больной психики. Следовательно, больной родственник может чувствовать себя намного комфортнее в спокойной обстановке, и периоды ремиссии будут более продолжительными. Психически больные чрезвычайно чувствительны к межличностным конфликтам и трениям. Следовательно, необходимо избегать излишнего критицизма, научиться использовать беэоценочные высказывания. Стоит научить семью использовать «Я-сообщения»: «Я не могу работать, когда музыка играет так громко» вместо привычных всем «Ты- сообщениям»: «Ты мне мешаешь, включая музыку так громко». Социальный работник должен объяснить членам семьи, что психическая болезнь затрудняет коммуникацию, делает ее неэффективной. Члены семьи должны научиться активному слушанию, эмпатии, их высказывания должны стать четкими, прямыми, свободными от манипуляций и подспудных мыслей. Обучение семьи навыкам эффективной коммуникации является одной из важнейших задач социального работника при работе с данным типом семей. Необходимо помнить, что семейная ситуация может значительно улучшиться, если социальный работник обучит членов семьи навыкам решения проблем, их разработки и оценки, выбора наиболее подходящего алгоритма действий. Если принятое решение оказывается ошибочным, процесс нужно начинать заново. Если психическая болезнь вызвала спутанность сознания, дезорганизовала жизнедеятельность больного, его состояние может улучшиться в бильной, структурированной, четкой и благожелательной семейной сфере. Эго может быть достигнуто при помощи открытого обсуждения и тщательного планирования образа жизни семьи и пошаговой реализации его в соответствии с состоянием больного. Конструктивная атмосфера сотрудничества сама по себе может стать положительным фактором преодоления последствий психического расстройства. Эта атмосфера характеризуется открытыми и прямыми коммуникациями, взаимной толерантностью и уважением, заботой и привязанностью. Сохранение надежды и душевной атмосферы Социальный работник должен способствовать сохранению семьей надежды. Со временем большинство психически больных достигают неплохих результатов в лечении, поэтому в самые трудные периоды нужно видеть свет в конце тоннеля, приближению которого способствует повышение уровня осведомленности, обретение необходимых навыков, помощь специалистов. С развитием психофармакологии лечению или серьезной коррекции поддаются даже самые тяжелые психические нарушения. Адекватное лечение способно облегчить симптомы болезни, поможет научиться управлять болезнью и конструировать повседневную жизнь. Поиск оптимального сочетания медицинских и социально-реабилитационных мер может потребовать немало времени, терпения и стойкости. Выздоровление зависит от многих факторов. Описывая собственный опыт преодоления болезни, психически больные отмечают собственную решимость, способность к самоанализу, получение информации о своей болезни, наличие любимой работы, здоровый образ жизни, высокую духовность, поддержку друзей и семьи. Социальный работник должен поощрять использование семьей всех этих ресурсов. Необходимо поощрять ответственность психически больного за свое состояние. Как, например, в случае с диабетом, психически больные также должны быть в курсе происходящих с ними процессов, чтобы оперативно и адекватно реагировать на изменения состояния. Это важно и для мониторинга уровня психосоциальной напряженности больного и выявления факторов провоцирования рецидивов. Другие техники включают регистрацию симптомов, настроения, использование релаксации и приемов управления стрессом.
Психическая болезнь - травмирующий фактор для всей семьи, поэтому страх перед будущим - явление вполне объяснимое. Социальный работник, однако, должен дать понять семье, что ей не стоит застрелять надолго в кризисном состоянии, погружающем ее в страх и лишающем ее любых радостей. Необходимо научиться «ставить психическую болезнь на место», нельзя делать ее фактором, определяющим семейное благополучие. Помимо своей болезни родственник обладает и сильными сторонами, равно как и вся семья, до которой надо донести мысль о том, что жизнь после психической болезни все-таки существует. Научить членов семьи устанавливать границы Установление границ персонального пространства - важный элемент для всех членов семьи. Никто не должен жить в опасной или беспокойной обстановке. Социальный работник должен разъяснить семье, что некоторые формы поведения больного неприемлемы и должны пресекаться. Речь идет об аутодеструктивном, разрушительном или насильственном поведении, случаях порчи имущества и др. Семья должна решить, какое поведение неприемлемо, установить четкие правила и оговорить ответственность за их нарушение. Не менее важно определить, какие поведенческие особенности можно проигнорировать, чтобы не реагировать излишне на безобидную назойливость. Это нужно обсудить с больным родственником до кризиса, так как многие проблемы можно решить загодя, благодаря долгосрочному планированию. Можно рекомендовать семье составить список недопустимых проступков и тех действий, которые будут применены, если таковые случатся. Границы должны быть установлены в соответствии с теми ролями и ожиданиями, которые предъявляются к каждому члену семьи, с учетом их сильных и слабых сторон. Семью нужно научить устанавливать такие границы. Нельзя позволять психической болезни брать верх над потребностями и целями кого- либо из родственников. Сохраняя адекватный уровень вовлеченности в проблемы больного, члены семьи получат шанс полностью прожить свою собственную жизнь. Оценка степени выраженности страданий родственников, осуществляющих уход Важным этапом в работе с семьей является диагностика степени ны- [ражен^ди субъективных страданий родственников, осуществляющих уход за больным. Данная тема широко изучается в рамках клинической психологии и психодиагностики, накопивших значительный опыт.1 Социальный работник должен уметь пользоваться существующими инструментами оценки состояния родственников и выявлять его основные факторы. Именно объективированная оценка будет отправной точкой для проведения реабилитационных мероприятий, определения форм вне- стационарной работы с больными родственниками, а также мер поддержки для осуществляющих уход при высокой степени их эмоциональных перегрузок. Примером методики, направленной на получение объективной информации о степени психических перегрузок родственников, является опросник, предложенный С. Зэрит. Результатом использования методики является итоговый балл, сравниваемый со шкалой, интервалы которой соответствуют различным степеням выраженности психических перегрузок - от легкой до тяжелой.2 Обращение с продуктивной симптоматикой Социальные работники должны обладать базовыми представлениями о психических нарушениях, их классификации, видах, основных симптомах и технологиях социально-медицинской работы с душевнобольными. Например, одно из самых распространенных психических нарушений - шизофрения - «одаривает» индивида совокупностью продуктивных и негативных симптомов. Наиболее яркие примеры продуктивной симптоматики - расстройства восприятия (галлюцинации), бред (т. е. ошибочные умозаключения, не поддающиеся разубеждению), различные случаи причудливого поведения и др. Необходимо дать понять семье, что галлюцинации, каким неправдоподобным бы ни было их содержание, переживаются больным словно наяву, хотя многие из них понимают, что это лишь продукт их расстроенного сознания. В этой ситуации совершенно бесполезно объяснять и разубеждать, это будет лишним стрессом для всех. Нельзя давать никаких оценок, осуждать, порицать или призывать больного взять себя в
руки. Наилучшей стратегией в данном случае будет сдержанная и уважительная реакция, не форсирующая развитие приступа. Например, можно допустить вероятность существования тех вещей, о которых говорит больной: «О, это очень интересно!» Или выразить косвенную поддержку: «Да, это кого угодно огорчит!». Продемонстрировать эмпатию: «Я бы тоже испугался, если бы услышал те голоса». Предложить помощь: «Могу ли я что-то сделать, чтобы тебе стало лучше?» или перевести разговор на другую тему, например, предложив пойти прогуляться. Социальный работник должен объяснить семье, что вещи, которые кажутся здоровому человеку скучными и непримечательными, могут ужасающе и шокирующе действовать на психически больного. Галлюцинации часто сопровождаются бредом, что еще больше осложняет коммуникацию. В этом случае ценность межпрофессионального взаимодействия чрезвычайно велика. Обращение с негативной симптоматикой Негативные симптомы — это снижение или утрата различных способностей — мыслительных, чувственных, коммуникативных. Эти симптомы могут включать также снижение мотивации, воли, неспособность радоваться приятным вещам, отношениям, выражать эмоции, чувства. Умение распознавать эти симптомы является важным элементом лечения болезни, предполагающим адекватные ожидания относительно психически нездорового члена семьи. Особую трудность может представлять наблюдение за тем, как болезнь ограничивает различные сферы его жизни, из-за чего существование больного кажется бессмысленным и малопродуктивным. Необходимо научить семью давать возможность больному родственнику говорить о своих потерях и обсуждать возможные стратегии вовлечения его в какую- либо деятельность. Реабилитационные мероприятия могут способствовать развитию навыков самообслуживания и, в конечном итоге, повысить удовлетворенность жизнью. Помощь в этом могут оказать и новейшие психофармакологические средства. Семья должна вовлекать больного в новые виды социальной активности. В этом процессе особая роль принадлежит различным формам работы на местах: инициативным группам, кружкам по интересам, советам общественного самоуправления и др. Помимо того что семья может получить передышку, пока больной занят какими-то делами, его общение с различными группами будет способствовать усвоению новых навыков, расширению границ индивидуального опыта, что будет носить социотерапевтический характер и частично компенсировать утраченные из-за недуга способности. Это особенно важно во время тяжелых периодов. Конечно же, советы врача-психиатра в данной ситуации необходимы. Социальный работник должен быть готов к организации подобного межпрофессионального взаимодействия. Работа в ситуации маниакально-депрессивного психоза Расстройства настроения зачастую трудно отличить от обычных эмоций. Семья должна принять факт подобного расстройства у родственника, чтобы распознавать признаки надвигающейся катастрофы и вовремя начать адекватное лечение. Фактор времени здесь играет ключевую роль: симптомы легче купировать в самом начале их возникновения, нежели иметь дело с развившимся маниакальным или депрессивным эпизодом. Социальный работник должен научить семью отличать симптомы болезни от обычных проявлений эмоций, что поможет отделить болезнь от человека и избежать излишней патологизации поведения. Это также будет способствовать снижению сверхбдительности семьи, если ее члены реагируют на болезнь родственника с избыточной настороженностью. При своевременном и адекватном лечении маниакально-депрессивный психоз переходит в стадию долгосрочной ремиссии, во время которой клиенты могут вести нормальный и ответственный образ жизни. Степень выраженности различного рода нарушений при маниакально-депрессивном психозе ниже, чем при шизофрении, что делает прогноз значительно более благоприятным. С развитием психотического эпизода семья должна стремиться вернуться к нормальному жизненному укладу. Для членов семьи важно обсуждать болезнь родственника, беречь его чувства, понимать потери и верить в лучшее. Социальный работник должен предупредить семью, жет стать объектом манипуляций или враждебности что она больного и единственный при этом выход — помнить о том. что это — симптомы болезни, и не принимать все на свой счет. В то же время членам семьи необходимо помнить и о своих потребностях, перераспределять ответственность между членами семьи, выкраивать время и для себя. Поведение в маниакальных эпизодах Мания - это состояние бурной, бьющей через крой радости, сопровождающейся неадекватным повышением жизненной активности.? Д Ш Я Со временем семья должна научиться отличать нормальные эмоции от начинающегося маниакального эпизода — бессонницы, путающихся мыслей или несвязной речи, а также выявлять факторы, провоцирующие его, например, семейные стрессы или конфликты. Одним из важнейших факторов работы с маниакально-депрессивным психозом является здоровый образ жизни. Например, маниакальный эпизод может быть спровоцирован нарушением цикла сна и бодрствования, в то время как сбалансированный режим питания, физические нагрузки могут значительно минимизировать риск обострения. Особого внимания заслуживает проблема выбора адекватного лечения. Социальный работник должен предостеречь семью от самостоятельного выбора лекарственных препаратов, попыток самолечения, увлечения «народной медициной» и прочими околонаучными парамеди- цинскими практиками. Игнорирование лечения также недопустимо и опасно, ведет к сокращению периодов ремиссии, учащению и удлинению периодов обострения. Отношения внутри семьи могут осложняться такими симптомами маниакального возбуждения больного, как гиперактивность, гиперсексуальность, склонность к принятию рискованных решений. После нормализации состояния больного члены семьи чаще всего испытывают злость, ярость и недовольство, которые могут спровоцировать повторный эпизод. Важно сохранить позитивные взаимоотношения в семье — это поможет предупредить многие будущие проблемы. Во время периодов затишья семья должна установить границы допу. стимого поведения. Например, установить ограничения или запрет на использование денежных средств, право семейного вето на решения принимаемые больным. После нормализации состояния больного социальный работник должен помочь семье научиться избегать обострений конфликта, выявлять факторы, провоцирующие маниакальные эпизоды. Работа с депрессивными эпизодами Один из симптомов депрессии - отсутствие воли. Объясните семье, что бесполезно убеждать больного родственника в необходимости взять себя в руки или побуждать к какой-либо активности. Жизнь людей, находящихся в тяжелой депрессии, зачастую напоминает каждодневное героическое сражение - им непросто заставить себя даже встать с постели. Необходимо отмечать мужество больного, стремящегося преодолевать свое состояние, положительно оценивать его активность. Научите семью упрощать жизнь больного, справляться с делами, которые могут казаться ему слишком сложными. Лучший подход в данной ситуации — просто спросить, что мы можем для него сделать. Сам больной может дать понять, что нужно ему в данную минуту 1 простого объятия и разговора может быть вполне достаточно для облегчения состояния. Депрессия заразительна. Родственники больного легко перенимают чувство безнадежности и беспомощности. Не позволяйте себе проявлять нетерпение, злость - все это может усилить у больного чувство собственной ненужности и отторжения. Как и в случае с манией, необходимо различать депрессивные приступы и нормальные перепады настроения. Необходимо научить семью распознавать признаки приближающегося депрессивного эпизода: усталость, замкнутость, невозможность подняться по утрам и др. В то же время люди, страдающие депрессией, имеют право на обычные человеческие эмоции: быть несчастными, обессиленными, что не должно вызывать ужаса у родственников. Защитную функцию могут выполнять периоды уединения - не нужно сразу связывать это с депрессией. Управление кризисами Обучите семью распознавать признаки надвигающейся катастрофы. Основные симптомы — внезапные смены настроения, галлюцинации и бред, спутанность речи и мышления, угрозы, манерность поведения, изменения пищевых предпочтений, нарушение сна и т.д. Нужно помнить, что больные могут иметь и свои «собственные» симптомы: например, одна женщина рассказывала, что признаком приближающегося обострения у ее сына было то, что он начинал называть ее по имени. Будьте готовы к тому, что кризис случится. Психические болезни - недуги хронические, и иного развития событий быть не может. Социальный работник должен помочь семье подготовить развернутый и четкий план действий в ситуации обострения, составить список телефонов, по которым можно получить помощь. Сюда же нужно включить перечень лиц, чье содействие может оказаться кстати: помимо других членов семьи это могут быть друзья, соседи, непосредственно социальные работники, члены групп самопомощи или участковый милиционер. Целесообразно заранее обсудить этот план с больным. Во время кризиса необходимо оставаться спокойным и дать больному возможность успокоиться: именно уравновешенное поведение родственников способно оказать самое благотворное воздействие в период обострения. Недопустимы угрозы, критика, склоки с другими членами семьи. Попросите сесть всех находящихся в комнате — это снижает чувство угрозы, старайтесь избегать телесного и прямого зрительного контакта с больным - и то и другое усиливает стресс. Социальный работник должен внушить семье, что нужно переживать кризис в атмосфере взаимного уважения, любви, открытости и честности. Необходимо удовлетворять адекватные потребности больного и контролировать окружающую обстановку. Ключевым элементом работы с семьей в кризисные моменты является соблюдение режима приема лекарств. Эго может представлять сложность в силу того, что больные могут отказываться от них по разным причинам. Среди таковых - тяжесть побочных эффектов, непризнание болезни, наличие каких-либо симптомов, препятствующих лечению. Существуют автоматические системы контроля приема препаратов, позволяющие отслеживать процесс лечения: обучение правилами их использования - одна из важнейших задач социального работника на данном этапе. Управление случаями аутодеструктивного поведения Социальный работник должен объяснить семье, что попыткам суицида предшествуют определенные признаки: разговоры о безнадежности, беспомощности и желании умереть, нарушения режима питания и сна, изменения настроения, отказ от привычной активности, наказы родственникам на случай смерти, составление завещания, суицидальные угрозы и планы. Эти признаки игнорировать нельзя: члены семьи должны оставаться спокойными, демонстрировать эмпатию и готовность к диалогу. Как правило, члены семьи потенциального суицидента боятся поднимать в разговорах тему самоубийства, опасаясь «подбросить» эту мысль больному. Этого не нужно бояться; напротив, семье нужно объяснить необходимость такого разговора, в процессе которого можно определить образ мыслей больного родственника, предупредить возможность совершения суицида и составить план действий в случае беды. Семья в этом случае должна иметь доступ к помощи различных специалистов, координатором для которых и будет выступать социальный работник. За рубежом существует практика составления «завещания о жизни», т. е. выбора предпочтительных мер лечения или жизнеобеспечения в случае дожития до последней стадии неизлечимого заболевания, когда индивид утрачивает способность принимать осмысленные решения. Составление такого плана необходимо, если в прошлом были суицидальные попытки. Если нет иных возможностей получить помощь, а суицидальные попытки предпринимаются регулярно, необходимо ставить вопрос о недобровольной госпитализации. Если человек решил умереть, помешать ему невероятно сложно. Социальный работник должен объяснить членам семьи, что невозможно быть постоянно начеку, не все зависит от них и в случае трагедии они не должны возлагать на себя весь груз ответственности. Последствия суицида близкого родственника действуют на человека разрушающе: социальный работник должен располагать информацией о профессиональных консультациях, группах поддержки, специализирующихся на помощи лицам, пережившим тяжелую утрату. Управление случаями насильственного поведения Социальный работник должен рассказать семье, каковы признаки приближающейся волны насильственного поведения. В качестве основных симптомов назовем нарастающую враждебность, угрозы, наличие плана насильственных действий в отношении членов семьи, провоцирующие насилие галлюцинации, параноидальный бред с фабулой преследования, слежки или нападения. Самый важный признак — случаи насилия в анамнезе, повышающие риск рецидива при наличии остальных симптомов. Как и во всех других случаях, эти предвестники игнорировать нельзя. Подобная позиция может стать пусковым механизмом насилия, привести к его дальнейшей эскалации и повысить виктимность членов семьи или окружающих. Какие бы чувства ни испытывали члены семьи, необходимо помочь им выработать конструктивные реакции на попытки насилия. Социальный работник должен предложить меры, способствующие нормализации ситуации, например, объяснить больному, что его поведение пугает всех членов семьи. Иногда это помогает снизить риски. Не нужно читать нотаций, критиковать, угрожать, задевать больного - подобные воспитательные меры способны лишь расстроить больного и вызвать насильственные реакции. В случае агрессии необходимо немедленно покинуть помещение по заранее подготовленным маршрутам и вызвать скорую психиатрическую помощь. Опасность для окружающих как основание для принудительной госпитализации никто не отменял. Управление случаями алкогольной или наркотической зависимости Алкоголизм и наркомания встречаются у психически больных нередко. Эти зависимости развиваются у половины больных шизофренией, почти у трети страдающих маниакально-депрессивным психозом и другими нарушения настроения. Эта ситуация называется двойным диагнозом и сталкивает семью с комплексом специфических проблем 1 Зависимость всегда приводит к проблемам со здоровьем, отражается,на работе и взаимоотношениях. Накладываясь на психическую болезнь, зависимость является сверхмощным фактором рецидива и долгосрочного лечения, даже если больной принимает антиалкогольные препараты. Двойной диагноз - явление, часто встречающееся в психиатрической практике, заключающееся в «наложении» на уже развившееся психическое расстройство алкоголизма и/или наркомании. Чаще всего алкоголизация и наркотизация сопровождают депрессию, тревожность, шизофрению, рас стройства Социальному работнику придется повысить семейную компетентность и в данном вопросе. Нужно помнить, что существует несколько причин развития алкоголизма и наркомании у психически больных. Во- первых, алкоголь может выступать средством самолечения для временного облегчения состояния или снятия побочных эффектов принимаемых лекарств. Во-вторых, прием алкоголя или наркотиков помогает на время избавиться от чувства изоляции, улучшить представления больного о собственной жизни. В-третьих, алкоголь и наркотики являются источником приятных переживаний, вытесняющих неприятные, связанные с психической болезнью потери и ощущения. Алкоголизация и наркотизация связана с сильными положительными подкреплениями, что формирует быструю зависимость. Каким бы ни был мотив злоупотребления, необходимо сохранять контакт с больным родственником. Если он не находится в состоянии обострения, целесообразно спокойное обсуждение данной проблемы с описанием всех минусов и плюсов алкоголя и наркотиков. Высказывая свою позицию, необходимо понять точку зрения больного и ее аргументацию. В долгосрочной перспективе нужно пытаться убедить больного в опасности такого поведения, показать необходимость лечения и конструктивные пути удовлетворения его/ее потребностей. Один из выходов — вовлечение в различного рода деятельность, посещение групп самопомощи, например «анонимные алкоголики», или обратиться за помощью к врачам. Нужно помнить, однако, что все меры будут эффективны лишь в том случае, если решение об этом будет принято самим больным. Социальный работник в этой ситуации может помочь разработать план действий, в котором будут отражены потребности всех членов семьи. Например, выработать новые правила ведения домашнего хозяйства, предусматривающие запрет на хранение дома алкоголя, установить формы ответственности за их нарушение. Планирование будущего Психическая болезнь обусловливает множественные ограничения, касающиеся практически всех сфер функционирования. Люди, страдающие психическими расстройствами, зачастую нуждаются в долгосрочном лечении, поддержке, разнообразных реабилитационных мероприятиях, к планированию которых необходимо подойти ответственно. В этом контексте важен открытый и постоянный диалог с соответствующими специалистами, прежде всего с социальными работниками. По возможности активную роль в обсуждении собственного будущего должен играть и сам больной. Напомните семье, что психически больные имеют право на различные преференции со стороны государства. Членам семьи необходимо четко разъяснить, на что они могут претендовать, имея психически больного родственника. |Ш|| Задания-. = Какие объективные и субъективные сложности вы видите при составлении плана развития семьи? = На что и на кого вы как социальный работник можете опереться в этой работе? = Проанализируйте возможную специфику плана развития семьи в случаях болезни одного из родителей, ребенка, брата, сестры.
Дата добавления: 2015-03-29; Просмотров: 755; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |