Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 5. Философия как самосознание культуры




Философия культуры (культурфилософия) - это раздел философского знания, который связан с анализом культуры, ее сущности и значения в жизни человека а общества В истории философии особую остроту проблемы культуры приобретали в эпохи социальных кризисов, крутых исторических переломов, когда существенные изменения в самом бытии человека в культуры начинали основательно тревожить сознание общества. К культурфилософской проблематике обращались представители разных наук философии, истории, искусствоведения, этнографии, лингвистики, психологии и т. д - внося свой вклад в философию культуры, придавая ей особое своеобразие и направленность.

Культура – совокупность проявлений жизни, творчества народа или группы народов.

  • Области и сферы:
  • Нравы и обычаи
  • Язык и письменность
  • Характер одежды, поселений,работы
  • Постановка воспитания
  • Экономика
  • Военное дело
  • Наука
  • Техника
  • Искусство
  • Религия.

Слово к. как научный термин стало употребляться в эпоху Просвещения (со второй половины 17 века).

В это время термин к. трактовал с двух сторон:

? Как способ возвышения человека, совершенствования духовной жизни и нравстенности людей, исправление пороков общества;

? Как действительно существующий и исторически изменяющийся образ жизни людей, котороый обусловлен достигнутым уровнем развития человеческого разума, науки, искусства, воспитания, образования.

Культура связана с цивилизацией. Цивилизация – это все человечество в широком проявлении символических богатств. Культура это достижение работы цивилизации. С точки зрения философии, культура это внутреннее духовное содержание цивилизации, тогда как цивилизация – лишь внешняя материальная оболочка культуры.

Культура является отличительной особенностью человеческого образа жизни от от животного. В философии под культурой понимается сфера информационного обеспечения общества. Культура является коллективным интеллектом, разумом, который хранит соц.информацию.

 

Билет 6. Возникновение философии.

История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука. Изучает реальный процесс возникновения, развития и смены философских идей.

Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру.

Философия – один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Возникновение философии хронологически относится к рубежу 8-2 вв. до н.э. В это время в разных частях света – на ближнем и дальнем востоке, античной греции – набрало силу идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

Философия зародилась в очагах цивилизации:

• -др.индии

• Др.китае

• Др.греции

• Др.риме

Родоначальниками философии можно считать:

• Лао-цзы

• Кун-цзы (китай)

• Шакьямуни (индия)

• Заратустра (персия)

• Иеремия (палестина)

• Аввакум (палестина)

• Даниил (палестина)

• Фалес (др.греция)

• Анаксимен (др.греция)

• Анаксимандр (др.греция)

Основные этапы:

• философия античного мира

• Философия Средневековья

• Философия эпохи Возрождения

• Философия нового времени

• Философия эпохи просвещения

• Философия конца 19- начала 20 вв

• Философия 20 века

Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:

? От мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика.

? С наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов.

В древноей философии присутствовали осмысление окружающего мира, понятия бытия человека в мире, поиск гармонии во взаимоотношениях мира и человека.

Важнейшие качества человека для древней философии были знания, справедливость, доброта. С самого начала в философии были заложены основ гуманизма – учение о человеке как наивысшей ценности и цели общественного развития.

Основный темой др.философии являлась тема основы мира. Главными идеями др.философии были: материализм, идеализм, синкретизм (слитность научных и ненаучных знаний)

 

Билет 7. Ранняя античная философия.

Античная философия — это последовательно развивающаяся мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца 7 в. До н.э. до 6 в. Н.э.

Античная философия развивалась неизолированно – на Дальнем Востоке (Ливия, Вавилон, Египет,Персия, Древний Китай, Древняя Индия.

Делится на 5 периодов

? Натуралистический период (основное внимание уделяется космосу и природе – милетцы, элеаты, пифагорийцы);

? Гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего этические проблемы, Сократ и софийцы)

? Классический период (системы Платона и Аристотеля)

? Период эллистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики)

? Неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о едином благе)

Характерные черты античной философии:

1. Слитность, большая нерасчлененность важнейших проблем

2. Охватывает весь космос вместе с миром человека

3. Исходит из космоса

4. Почти не знает законов

5. Имеет свою этику

6. Функциональна. Стремится помочь людям в их жизни.

Милетская школа (ионийская школа натурфилософии) — философская школа, основанная Фалесом в Милете, греческой колонии в Малой Азии (1-я пол. VI в. до н. э.). Представители — Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Философы Милетской школы стояли у истоков греческой науки: астрономии, географии, математики, метеорологии, физики. Представления о космогонии, космологии, теологии и физике, прежде в абстрактно-символическом виде распространённые по мифологии и традиции, милетцы перевели в плоскость научного интереса, сформировав группу неотвлечённых образов. Ввели первую научную терминологию, впервые стали писать свои сочинения прозой.

Исходя из принципа сохранения «из ничего не возникает нечто», милетцы полагали Единое — вечное, бесконечное, «божественное», материальное первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, за многообразием явлений они усмотрели некую отличную от этих явлений их сущность («первоначало», к которым относились: вода, воздух, огонь, земля); для Фалеса это — вода, для Анаксимандра — апейрон (неопределённое и беспредельное первовещество), для Анаксимена — воздух. («Воду» Фалеса и «воздух» Анаксимена следует, конечно, понимать условно-аллегорически, как символ комплекса абстрактных свойств такого первовещества.)

Милетская школа рассматривала мир как живое целое; не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим; признавала за неодушевлёнными предметами только меньшую степень одушевлённости (жизни). Сама одушевлённость («душа&#187 рассматривалась как «тонкий» и подвижный вид первовещества.

В конце 6 в. до н. э. центр зарождающейся европейской философии перемещается с Дальнего Востока Эгейского мира на его Дальний Запад из Ионии в «Великую Грецию» (так называли эту часть греческого мира римляне), или «Великую Элладу» (так называли ее сами эллины). Италийская философия (Аристотель) была дальнейшим шагом в становлении античной философии после философии ионийской. К италийской философии принадлежали Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл.

Пифагор (570-497 гг. до н.э.) создает собственную школу и обосновывает математический подход к познанию действительности, в объяснении которой идет не от природы, а от числа - математического начала. Космос он рассматривает как упорядоченное гармоничное целое, выраженное в числах. "Число владеет вещами", "число - основа сущего", "лучшее числовое отношение - гармония и порядок" - таковы главные суждения Пифагора и его учеников, изложивших учение о числовой структуре мироздания. С пифагорейцев философия силой разума преобразует миф в теоретические конструкции, а образы превращает в понятия. Намечается тенденция освобождения философии от мифологии и формирования рационально-понятийного миропонимания.

Еще больше в процессе перехода от образно-мифологического мировоззрения к философско-теоретическому преуспела элейская школа, представителями которой были Ксенофан (570-548 гг. до н.э.), Парменид (520-440 гг. до н.э.), Зенон (490-430 гг. до н.э.). Как и у их предшественников, предметом дискуссий явилась проблема сущности мира и способов его существования. Сила разума, по Пармениду, состояла в том, что с его помощью можно продвинуться от бесконечного множества фактов к некоей внутренней их основе, от изменчивости к устойчивости, подчиняясь определенным правилам, например, закону, запрещающему противоречия. Только на этом пути и можно выявить основу мира, отвлекаясь от его многообразия, выделить общее, что присуще ему и всем вещам, а за изменяющимся миром увидеть неизменное. Парменид полагает, что таковым является бытие. Следуя закону противоречия, он умозаключает: "Бытие есть, небытия вовсе нету". Бытие наделяется такими качествами, как: неделимость, неподвижность, совершенство, вневременность, вечность.

Заслуга Парменида и элейской школы огромна. Было выделено понятие бытия как основополагающей философской категории и тем самым положено начало важнейшей отрасли философии - онтологии. Также была обозначена проблема постоянного и изменяющегося в мире и отдано предпочтение устойчивым отношениям.

 

Билет 8. Древнегреческая философия — философия, одна из двух крупнейших ветвей античной философии, возникшая в Древней Греции в VI веке до н. э. и существовавшая до самого конца античности. К древнегреческой философии по идеям, методам и терминологии относится философия греческой (эллинизированной) части Римской империи, и вообще большая часть философских текстов, созданных в этот период на древнегреческом языке. Благодаря трём самым выдающимся представителям греческой философии — Сократу, Платону и Аристотелю — Афины примерно на 1000 лет стали центром греческой философии. Сократ впервые в истории ставит вопрос о личности с её решениями, диктуемыми совестью, и с её ценностями. Платон создаёт философию как законченную мировоззренчески-политическую и логико-этическую систему; Аристотель — науку как исследовательски-теоретическое изучение реального мира.

Начало классического периода греческой философии обычно связывают с деятельностью софистов, или платных учителей мудрости. Они учили прежде всего риторике – приемам доказательства и опровержения, искусству вести спор и побеждать в нем, умению при любых обстоятельствах воздействовать на слушателя и добиваться желаемого эффекта. Но для того чтобы во всех интеллектуальных ситуациях выходить победителем, надо иметь способности и доказывать, и опровергать все, что угодно. Платные учителя мудрости изобрели разнообразные софизмы – внешне правильные доказательства заведомо ложных положений. Например, софизм «Рогатый» звучит так: «У тебя есть то, что ты не терял; ты не терял рога, значит, ты рогат». Или софизм «Стоящий под покрывалом»: «Знаешь ли ты, кто стоит под этим покрывалом?» – «Не знаю». – «Это же твой отец. Выходит, ты не знаешь своего отца». Или вы спрашиваете кого-нибудь: «Знаешь ли ты, что я хочу тебя спросить?» – «Не знаю», – отвечает ваш собеседник. – «Неужели ты не знаешь, что солнце встает на востоке?» – «Знаю», – отвечает он. – «Ага, – торжествующе произносите вы, – выходит, ты знаешь, а сначала сказал, что не знаешь, получается – ты знаешь то, чего не знаешь». А вот более хитрый софизм: что лучше – вечное блаженство или бутерброд? Конечно же, вечное блаженство. А что может быть лучше вечного блаженства? Ничто! А бутерброд лучше, чем ничто, значит, он лучше, чем вечное блаженство.

Но одних софизмов недостаточно. Для того чтобы побеждать в любом споре, человек должен быть всегда прав. Однако, если истина едина для всех, а спорящий не на ее стороне, тогда он никак не может быть прав. Значит, единственное, что остается софисту, – предположить существование не одной истины, а многих. Сколько людей, столько и мнений, каждый человек – сам себе истина. Знаменитый софист Протагор Абдерский предложил формулу такого воззрения: «Человек есть мера всех вещей». То есть как кому кажется, то для каждого и есть истина, которая, таким образом, совершенно субъективна (зависит от субъекта – человека). Ничего общего и обязательного для всех нет, никаких единых принципов или законов не существует. Каждый из нас сам себе устанавливает правила и ориентиры, по которым должна протекать его жизнь. Любое воззрение настолько же истинно, насколько ложно. Все можно и доказать, и опровергнуть, противоположные суждения совершенно равносильны. Обо всем можно сказать: «Это и так, и не так одновременно». И все в данном случае зависит только от конкретного человека, который и выступает критерием правды и лжи. Такой взгляд называется субъективизмом (от лат. subjectum – человек). Но если нет ничего общепринятого, тогда никто не может быть ни абсолютно прав, ни абсолютно не прав, вернее, что кажется истинным одному, для другого – ложно, важное для кого-то оставляет иного совершенно равнодушным, смешное для одного кажется грустным другому, и если нечто представляется кому-то добром, другой вполне может расценить его как зло. Получается, что ни о чем нельзя сказать определенно и все в мире относительно. Таким образом, из субъективизма софистов вытекает релятивизм (от лат. relativus – относительный) – положение об относительности всего.

 

Билет 9. Поздняя античная философия. Эллинистически-римский период длился примерно три столетия: со времени победы Александра Македонского (356-323 до н. э.) над Персией и до завоевания римлянами Египта и объединения Средиземноморья. Доминирующим направлением в эту эпоху был индивидуализм и стремление к спокойствию духа. Падение города-государства (полиса) сделало теории ценностей, сосредоточенные на государстве, бесполезными, и в условиях все более нестабильной социальной обстановки греки стали делать упор на индивидуальный образ жизни. Одновременно возросло влияние космополитизма, перешагнувшего национальные границы. Философскую мысль эпохи представляли школы стоицизма, эпикуреизма и скептицизма.

Индивидуалистические тенденции вызвали у людей ощущение бессилия, поэтому для римского периода характерен поиск путей возвышения человека над существующими условиями, что со временем привело к развитию религиозных устремлений. Плодом такой тенденции стал неоплатонизм.

1. Школа с тоицизма. Логос (закон, разум) присутствует во всех элементах Вселенной, а движение Вселенной упорядочено и подчинено законам. Точно так же Логос живет и в людях. Следовательно, они не могут постичь закон Вселенной своим разумом и должны следовать "законам природы". Именно это положение составляло основу учения школы стоицизма.

Согласно учению школы стоицизма, человек испытывает страдания из-за своих страстей. Чтобы покончить со страданиями, он должен избавиться от страстей и достичь состояния апатии (бесстрастности), то есть полной свободы духа, который неподвластен каким бы то ни было соблазнам. Таким образом, стоики проповедовали аскетизм, в котором бесстрастие считалось высшей добродетелью.

Все люди, будь то греки или жители Востока, должны следовать закону Вселенной. Для школы стоицизма Бог есть Логос, а все люди, будучи детьми Божьими, являются братьями и сестрами. Так появился космополитизм. Основателем школы стоицизма был Зенон из Китиона (ок. 336-ок. 264 до н.э.).

2. Школа эпикуреизма. В противоположность стоицизму, проповедовавшему аскетизм, школа эпикуреизма, основанная Эпикуром (341-270 до н.э.), пропагандировала удовольствия как высшее олицетворение добра. Эпикур считал, что удовольствие находится в полном согласии с добродетелью. При этом он подразумевал не физическое удовольствие, а отсутствие страданий тела и состояние безмятежности души. Безмятежное состояние духа Эпикур называл атараксией, или состоянием освобождения от страданий, и считал его высшим состоянием бытия.

3. Школа скептицизма. Люди испытывают страдания потому, что так или иначе пытаются выносить суждения о вещах. Пиррон (ок. 356-ок. 275 до н.э.) призывал людей к отказу от каких-либо суждений как способу обретения безмятежности духа. Это называется "эпохе", или "воздержанием от суждения". Согласно учению скептицизма, воздерживаться от вынесения каких-либо суждений следует потому, что человек все равно не может постичь истину.

Таким образом, в учениях стоицизма об избавлении от страстей (апатии), эпикуреизма - о радостном состоянии духа (атараксии) и скептицизма - о воздержании от вынесения суждений (эпохе) выразились попытки открыть каждому путь к достижению безмятежности духа. Следовательно, все вышеперечисленные школы рассматривали вопрос об абсолютности ценности, который пытались разрешить Сократ и Платон.

4. Неоплатонизм. Кульминацией философии эллинистически-римского периода стал неоплатонизм, философские позиции которого наиболее ярко выразил Плотин (205-270 н.э.).

Плотин проповедовал "теорию эманации", согласно которой все субстанции бытия проистекают из Бога. Он, в частности, утверждал, что от Бога поэтапно проистекают нус (разум), являющийся субстанцией, наиболее близкой к Божьему совершенству, затем дух и, наконец, несовершенная материя. Прежде греческая философия придерживалась дуализма, рассматривая Бога и материю как противоречащие друг другу субстанции. В противоположность этому, Плотин отстаивал монизм, утверждая, что Бог есть все.

Человеческая душа вливается в чувственный материальный мир и одновременно стремится вернуться от разума к Богу. Следовательно, люди не должны находиться в плену физических вещей, а их души должны возвыситься до уровня постижения Бога, тем самым, соединяясь с Ним. Достижение этого уровня считается высшей добродетелью. Плотин утверждал, что полное слияние человека с Богом происходит в "экстазе", который есть высшее состояние духа.

 

Билет 10. Основные философские проблемы средневековой философии. Философия средних веков – это прежде всего философия феодального общества, характерным для которого является господство теологии и религии.

Через всю средневековую философию красной нитью проходит спор об универсалиях. Онтологический аспект проблемы универсалий формулируется в вопросе: "Существует ли общее в реальности?" В частности, существуют ли "человечность", "красота" и т.д. в действительности? Спор этот, как мы уже отмечали, был инициирован Боэцием, философом переходного периода от патристики к схоластике.

Основной частью феодальной культуры была религия. Духовенство являлось единственным образованным классом, поэтому юриспруденция, естествознание, философия были приведены в соответствие с учением церкви:

• В Китае учение о дао приспособили к потребностям религии: дао представляло не как естественный закон, а как божественная предопределенность;

• Буддистская философия стала разрабатывать проблемы иллюзорности бытия и истинности небытия, бессмертия души и ее перевоплощение на путях достижения вечного духовного мира через усовершенствованное сознание;

• Конфуцианство обратилось к идеалистическим и мистическим идеям буддизма и даосизма для оправдания феодального строя: люди должны покорно подчиняться судьбе, обуздывая все свои «злые» помыслы;

• В Европе господствующей была христианская религия, противопоставляющая многочисленным разрозненным феодальным господствам свою строгую централизованную систему контроля над умами и душами людей.

Источником философских размышлений были догматы священного писания. Для философии средневековья характерной чертой был теоцентризм – обращение к Богу, его сущности как первопричине и первооснове мира.

Схоластика (от.греч. школа) это средневековая христианская философия, которая господствовала в школьном преподавании и всецело зависела от теологии. Основная задача схоластики – обоснование, защита и систематизация незыблемых религиозных догматов абстрактным, логическим путем.

Основные темы средневековой философии:

1. Теоцентризм - принцип, исходя из которого Бог является центром средневековых философских и религиозных представлений.

2. Монотеизм – Бог един и уникален, в отличие от античных Богов;

3. Креационизм – учение, в котором говорится о сотворении Богом мира из ничего и дается ответ на еще а Античности поставленный вопрос о том, как из единого рождается множественное;

4. Символизм – принцип понимания земного как инобытия, мира Бога;

5. Средневековой антропоцентризм – согласно ему человек – созданное Богом привилегированное существо, повелитель всего созданного для него. Главная проблема философии, по мнению мудрецов Средневековья,- не космос,а человек. Величайший добродетель – не интеллект, не разум, а добрая воля, повиновение заповедям Бога. Чтобы быть человеком, надо надеяться, верить, любить и жить по этичексим правилам, изложенном Христом в Нагорной проповеди;

6. Средневековая герменевтика – искусство истолкования текстов.

 

 

Билет 11. С 15 века начинается переходная в истории Западной Европы эпоха – эпоха Возрождения, создавшая свою блестящую культуру. Важнейшим условием расцвета культуры в эпоху возрождения явился слом диктатуры церкви.

Философия эпохи Возрождения наполнена признанием ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей.

Новая культура появилась в Италии, затем охватила и ряд стран Европы: францию, германию и др.

Основные черты философии эпохи возрождения:

• Отрицание «книжной мудрости» и схоластических словопрений на основе исследований самой природы?

• Использование материалистических произведений философов античности (демокрита, эпикура)

• Тесная связь с естествознанием

• Исследование проблем человека, превращение философии в антропоцентрическую по своей направленности.

Антропоцентризм – учение, согласно которому человек является центром вселенной и целью всех совершающихся в мире событий.

Гуманизм – разновидность антропоцентризма, воззрения, признающие ценность человека как личности, его права на свободу и счастье.

Термин «гуманизм» происходит от латинского «humantias», что в переводе означает «человечность». Этот термин употреблял еще в I в. до н. э. Известный римский оратор Цицерон (106-43 до н.э.). Для него humantias - это воспитание и образование человека в первую очередь, способствующее его возвышению. В совершенствовании духовной природы человека основная роль отводилась комплексу дисциплин, состоящему из грамматики, риторики, поэзии, истории, этики. Именно эти дисциплины стали называться «гуманитарными» в эпоху Возрождения, и таковыми являются и по сегодняшний день.

Родоначальником гуманизма единодушно считается поэт и философ Франческо Петрарка. Первый гуманист считал, что содержанием подлинной философии должны стать науки о человеке, и во всем его творчестве звучит призыв переориентировать философию на этот достойный объект познания.

Гуманистическая мысль второй половины XV в. обогатилась новыми идеями, важнейшей из которых стала идея достоинства личности, указывающая на особые свойства человека по сравнению с другими существами и особое его положение в мире.

Огромное влияние на развитие идей гуманизма так же оказали: Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонаротти.

Натурфилософия

Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось огромных успехов, что не может быть оставлено без внимания.

Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи (1452-1519), Николая Коперника (1473-1543), Иоганна Кеплера (1571-1630), Галилео Галилея (1564-1642).

Дж. Бруно видел характерное для эпохи возрастание производительных сил, развитие новых экономических отношений. В его идеях о будущем общественном устройстве, изложенным в книге «О героическом энтузиасте», поэтому большое внимание уделяется развитию промышленности, научному познанию, использованию сил природы в промышленном процессе. Бруно резко выступал против засилья католической церкви, церковной инквизиции, индульгенций.

Джордано Бруно утверждал, что Вселенная - бесконечна, едина. Каждый мир имеет свою специфику, вместе с тем находится в единстве с остальными. Природа - неподвижна. Она не возникает и не уничтожается, не может быть разрушена, уменьшена, увеличена. Она - бесконечна, обнимает все противоположности в гармонии. Конечное и бесконечное - два главных понятия в философии. Он отказывался от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи, за что был сожжен на костре в Риме (противоречие церковным взглядам).

Галилео Галилей (1564-1642) - итальянский ученый, один из основателей точного естествознания. Боролся против схоластики считал основой познания опыт. опроверг ошибочные положения учения Аристотеля и заложил основы современной механики: выдвинул идею об относительности движения, установил законы инерции, свободного падения и движения тел по наклонной плоскости, п построил телескоп с 32-кратным увеличением и открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира за что был подвергнут суду инквизиции.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 6218; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.063 сек.