Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социальные идеи новоевропейской философии




Новоевропейская философия XYII-XYIII вв. была построена на метафизических гносеологических основах, заложенных Р. Декартом, Ф. Бэконом, но превратилась в “гражданскую” (социальную) философию трудами Гоббса, Б. Спинозы, Дж. Локка, В. Лейбница. Ядром этой философии в XYII веке явилось “юридическое мировоззрение”, поскольку в правовых теориях объяснялась вся общественная реальность, общество трактовалось как правопорядок, человек видится только в качестве “правосубъекта”, “социального атома”. Основу содержания новой “социальной” философии составило соединение теорий “ естественного права” и “общественного договора”. Право является не одной из сторон общественной жизни, а главным и чуть ли не универсальным предметом, а социальная философия предстает как “юридическая”. Наиболее ярко эти претензии представлены в гражданской философии Т.Гоббса, целостной и классической форме “юридического мировоззрения”, безусловно господствовавшего в социальной философии XYII века. В XYIII веке ситуация существенно меняется: 1) социальная философия включает в свой предмет помимо правовых и “внеправовые”, морально - этические и экономические социальные явления. Тем самым право утрачивает свои претензии на универсальность; 2) право обнаруживает “несамостоятельность” и “несамодостаточность”. Философы Просвещения существенно преобразовали содержание и принципы юридического мировоззрения. Однако это не привело к отказу от юридического мировоззрения, поскольку понимание общества как правового порядка сохраняло свое значение. Дальнейшая эволюция юридического мировоззрения в XYIII веке шла в синтезе по меньшей мере трех главнейших разнонаправленных тенденций в социально-философской мысли, а именно: “морализующей”, “историзирующей” и “нормативной”. Тенденции к “морализации” социальной философии явно обнаруживаются в моральной философии английского Просвещения в учениях Шефтсбери, Ф. Хатчесона, Д. Юма, А. Смита. Однако моральная философия, критикуя теории естественного права и общественного договора, только трактовала мораль и право в качестве самостоятельных социальных механизмов, оказалась в отношениях дополнительности с гражданско-правовой философией. Тенденция к “историзации” юридического мировоззрения проявилась в учениях Ш. Монтескье, Вико, Ж.Ж. Руссо. У Руссо на роль объяснительной теории общества (социальной философии) выдвигается теоретическая наука об истории. Руссо исследует право как “сущее”, а ставит задачей философии обоснование оптимального политико-правового порядка в форме “должного”, а это и есть для него философия права, которая превратилась в философское обоснование нормативной концепции, в теоретическую основу и инструмент реализации целей политики. Таким образом все указанные тенденции находились еще в рамках юридического мировоззрения. Целостной и универсальной социальной философии к XIX веку не было выработано.

Такая задача встала перед великим немецким философом И. Кантом. Предметом анализа стали социальная философия и философия истории И. Канта. Социальная философия, выведенная из априорных принципов практического разума и способности суждения, возможна у Канта в форме философии права, которая сама есть применение моральной философии ко всему внешнему, природному. Правовой формализм Канта доведен до крайности: единственным критерием необходимости закона является его всеобщая универсальная применимость с полным отвлечением от всяких особенностей субъекта и предмета регулирования. В философии права Канта концепции юридического мировоззрения подверглись существенным преобразованиям. У Канта идеи естественного права, естественного закона, естественного состояния и общественного договора получили статус априорно выведенных регулятивных идей чистого практического разума как принципов долженствования, чья истинность не может быть опровергнута или подтверждена никаким опытом. Истины философии обладают не познавательно-теоретической, а только регулятивной достоверностью. Т.о. Кант завершил трактовку права и философии права как нормативной системы долженствований. Кант выстроил философию права на фундаменте моральной философии. Подобно Руссо, философия права и само право было понято Кантом как нормативное философское знание должного, как теоретическое обоснование политики, а сама политика рассматривалась как прикладное правоведение. Т.о. две тенденции: моралистическая и нормативно-долженствующая были реализованы в философии права Канта на принципах трансцендентальной философии с небывалой систематичностью и философской аргументированностью. В кантовской философии истории телеология природы интерпретирована им в правовом измерении, как процесс создания мирового правового порядка. Правовой порядок как последняя цель природы и всемирной истории предстал пунктом, в котором соединились в системе критической философии Канта: философия права, выведенная из принципов практического разума и философия истории в контексте телеологической способности суждения. Трансцендентальная философия Канта не могла познать и объяснить реальную общественную жизнь, но явилась высшим достижением и завершением эволюции юридического мировоззрения в новоевропейской социальной философии. Кант завершил морализаторскую и нормативно-должен-ствующую тенденции, а в телеологической философии истории продолжил тенденцию “историзации” юридического мировоззрения. Все принципы и понятия юридического мировоззрения обрели статус всего лишь нормативных (в философии права) или целевых (в философии истории) конструктов. Юридическое мировоззрение утратило в философии Канта претензии на универсальную применимость в объяснении общества и иллюзии автономии и самодостаточности права. “Завершение“ юридического мировоззрения стало максимальным, хотя и односторонним развитием и осуществлением его принципов и возможностей. Одновременно оно стало его границей, фиксировавшей начало перехода к новой эпохе истории западноевропейской философии.

 

Билет 16. Европейская философия 19 века. Основные философские течение 19 века:

Иррационализм — направление в философии, настаивающее на ограниченности человеческого ума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п. Таким образом, иррационализм утверждает иррациональный характер действительности.

Позитивизм - (франц. positivisme, от лат. positivus — положительный), философское направление, исходящее из тезиса о том, что всё подлинное, "положительное" (позитивное) знание может быть получено лишь как результат отдельных специальных наук или их синтетического объединения и что философия как особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, не имеет права на существование.

Философия жизни - иррациональная философия с претензией понять жизнь из самой жизни.

Неотомизм - теологическая доктрина католицизма с претензией примирить догматы веры с требованиями мыслящего разума.

Марксизм - философия действия, ориентированного на создание "человеческого общества и общественного человека".

Новое время сменяет эпоху Возрождения как переходный период от феодализма к капитализму. Становление капиталистического способа производства еще подпитывает иллюзии Свободы, Равенства и Братства. Место альянса "религия-философия" занимает тандем "философия-наука". Философия переживает свой звездный час, поднимая онтологические и гносеологические, мировоззренческие и методологические проблемы. Но ставка на разум и научно-технический прогресс привела к тому, что гуманистический антропоцентризм Ренессанса уступает место философскому антропоцентризму сциентистского характера. В новом качестве антропоцентризм обосновал необходимость индустриальных методов освоения природы. Эксплуатация природы обернулась эксплуатацией человека, его отчуждением от всего, от всех и от самого себя. В условиях, когда ставка делается на науку и развитие техники, человек превращается в средство сомнительных целей. "В результате, - как тонко подметил Ф. Ницше, - умер Бог". "Но и человек не стал Богом", - добавил Ф. М. Достоевский. Более того, человек потерял себя, превратился в общественную функцию. В XX в. рабство капитала сменяется рабством абсурда. "Вторая природа" как система посредников вышла из-под контроля и обострила глобальные проблемы. Наука стала заложником политики. Она все больше становится прикладной, выполняя заказ текущего момента. Бал правит цивилизованное варварство, разрушая культуру и превращая народ в население, в объект манипулирования.

В этих условиях традиционное противостояние материализма и идеализма в философии сменяется философским плюрализмом. Оформляются такие направления, как сциентистское, деятельностное, антропологическое, философско-теологическое и социально-критическое.

? Философские школы сциентистского направления разрабатывают философские проблемы науки, формируя мировоззрение научно-технической интеллигенции и тех слоев общества, которые рассматривают научно-технический прогресс как единственное средство решения глобальных проблем современности.

? Философские школы деятелъностного направления разрабатывают социально-политические проблемы развития общества, формируя мировоззрение широких масс населения, связывающих свою судьбу с успешным решением означенных проблем.

? Философские школы антропологического направления охватывают философские проблемы отдельного человека и его отношения к миру, формируя мировоззрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех слоев, которые наиболее остро испытывают или переживают результаты отчуждения человека.

? Философские школы религиозного (теологического) направления связаны с кругом вопросов, нацеленных на обоснование целесообразности религии. Они формируют мировоззрение верующих, а также всех, кто уповает найти в религии спасения от социальных и духовных невзгод.

? Философские школы социально-критического направления ориентированы на анализ сущего и проектирование должного. Они формируют мировоззрение тех широких кругов общественности, которые наиболее остро переживают глобальные проблемы современности и готовы внести свой посильный вклад в их решение.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 1314; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.