Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общество как целостная и саморазвивающаяся система




Человек – существо, взыскующее смысл.

Проблему человека изучает философская антропология, которая занимается мировоззренческим учением о человеке, общей теорией человека, системой частных наук о человеке.

В античной философии мысль человека рассматривали как часть космоса, он полностью подчинен судьбе. Философия христианства рассматривала человека как состоящего из двух противоречивых начал – души и тела. Христианство считало главным признаком человека не разум, а любовь к Богу. Христианство утверждало веру в бессмертие души.

Философия нового времени поставила на первое место в человеке его духовную сущность, освободившись от диктата церкви. Естествознание исследовало природу человека, что привело к признанию приоритета человеческого разума в познании собственной сути.

Религиозная версия смысла жизни говорит о бессмысленности эмпирической жизни. Все, за что страдает человек, преходяще. Только в душе присутствуют идеи вечности, добра, справедливости и идея Бога как источник всех начал. С теологической точки зрения, смысл бытия – в очищении от скверны земного бытия, соблюдение основных заповедей в процессе приготовления к потусторонней жизни. В буддизме цель жизни – в отрешении от соблазнов бытия, погашению страстей и движению, к спокойному, умиротворенному существованию. Протестантство основной жизненной целью ставит преуспевание на основе трудовой деятельности.

Атеистически-нигилистическая версия смысла жизни говорит о бессмысленности эмпирической жизни; человек должен чувственно переживать каждый момент своей жизни, готовясь к смерти.

Гуманистическая версия жизни психоаналитика Э. Фрома утверждает смысл конечной человеческой жизни в самореализации, в актуализации всех заложенных в человеке способностей. Человек не может победить смерть, но он сам может придать смысл жизни.

 

Общество – это системное целостное образование, которое интегрирует множество взаимодействующих разнокачественных элементов. Идею системности общественной жизни разрабатывали такие мыслители XIX-XX в.в., как О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Э. Дюркгейм, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс, Ю. Хабермас и др.

Специфику социальной системе придает ее основной элемент - человек, который обладает способностью познавать общественные процессы, выбирать формы деятельности, участвовать в изменении общества на основе социального опыта и знаний.

Общество – это открытая система, которая существует и развивается во взаимодействии с природой, преобразуя ее и постоянно изменяя условия своего существования. Общество – саморазвивающаяся система, которая исторически меняется за счет внутренних источников. Постоянно усложняющаяся организация общества воспроизводит себя как целостность, демонстрируя самодостаточность социального организма. Обществу присущи также такие системные характеристики, как рефлексивность, вариативность, нелинейность развития.

Наиболее значительную роль в жизнедеятельности общества играют такие его подсистемы, как социальная, экономическая, политическая.

Французский социолог XIX в. О. Конт выдвинул идею о том, что основой жизни общества является совместная деятельность людей и социальные отношения между ними. Деятельностью называют один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира и самого человека. Социальные отношения – это отношения и связи между большими социальными группами, а также внутри них, возникающие в процессе совместной деятельности и общения. Идея О. Конта была развита К. Марксом, М. Вебером, П. Сорокиным, Т. Парсоном и др. Наиболее влиятельны подходы К. Маркса, М. Вебера.

К. Маркс исследовал общество как систему социальных отношений в контексте деятельностного подхода. Он считал, что общество – это продукт совместной материально-преобразующей деятельности людей – практики.

М. Вебер считал основой жизни общества социальные действия людей. Сущность социального действия составляют требования осмысленности действия со стороны субъектов и их направленность на других людей. М. Вебер выделил четыре основных типа социального действия, которые характерны для различных исторических эпох: целерациональные действия, присущие индустриальной эпохе; ценностно-рациональные действия, характерные для перехода от доиндустриальной к индустриальной эпохе; традиционные и аффективные действия; присущие доиндустриальному, традиционному обществу. М. Вебер акцентировал нормативно-ценностную основу деятельности.

Анализ общества с точки зрения его динамики включает такие основные проблемы, как источники и факторы развития, направленность общественных изменений, формы динамики. Этот анализ предполагает использование таких понятий, как «факторы и источники развития», «эволюция», «революция», «прогресс», «регресс» и др.

Основными формами социальной динамики являются эволюционные постепенные изменения и революционные коренные преобразования в обществе. Эволюционные или реформаторские социальные движения действуют в рамках социального порядка, опираются на совершенствование законодательства. Реформаторские социальные движения могут приводить к глубоким социальным изменениям.

Революционные движения охватывают широкие массы, общественные классы. Причиной революций чаще всего выступают глубокие социально-экономические противоречия, разрешение которых осуществляется путем ниспровержения общественного строя с помощью силы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.