Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы теоретического познания




 

Абстрагирование – метод научного исследования, связанный с отвлечением при изучении некоторого явления или процесса от их несущественных сторон и признаков; это позволяет упростить картину изучаемого явления и рассмотреть его «в чистом виде».

Идеализация является относительно самостоятельным приемом познания, хотя она и является разновидностью абстрагирования. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в содержание образуемых понятий признаков, нереализуемых в действительности. Образуется так называемый идеальный объект, которым может оперировать теоретическое мышление при познании реальных объектов («материальная точка» в механике, «идеальный газ» в физике и т.п.).

Формализация – совокупность познавательных операций, обеспечивающая отвлечение от значения понятий и смысла выражений научной теории с целью исследования ее логических особенностей, дедуктивных и выразительных возможностей. В формальной логике под формализацией понимают реконструкцию содержания научной теории в виде формализованного языка. Формализованная теория может рассматриваться как система матер. объектов опр. рода, т.е. символов, с которыми можно обращаться как с конкр. физическими объектами.

Аксиоматизация – один из способов дедуктивного построения научных теорий, при к-ром: 1) выбирается нек-рое множество принимаемых без доказательства предложений определенной теории (аксиом); 2) входящие в них понятия явно не определяются в рамках данной теории; 3) фиксируются правила определения и правила вывода данной теории, позволяющие вводить новые понятия в теорию и логически выводить одни предложения из других; 4) все остальные предложения данной теории (теоремы) выводятся из (1) на основе (3).

Мысленный эксперимент также является методом теоретического познания. Если в реальном эксперименте ученый для изоляции воспроизведения и изучения свойств опр. явления ставит его в разл. реальные физические условия и варьирует их, то в мысленном эксперименте эти условия являются воображаемыми, но воображение при этом строго регулируется хорошо известными законами науки и правилами логики. Ученый оперирует чувственными образами или теоретическими моделями. Последние тесно связаны с их теоретической интерпретацией, поэтому мысленный эксперимент относится скорее к теоретическим, чем к эмпирическим методам исследования. Экспери-ментом в собст. смысле его можно назвать лишь условно, т.к. способ рассуж-я в нем аналогичен порядку операций в реальном эксперименте.

Метод гипотезы, или гипотетико-дедуктивный. Он представлен сл. этапами: 1) обобщение полученных на эмпирическом уровне выводов и эмпирических законов в рабочей гипотезе, т.е. предположении о возможном закономерном характере изучаемых явлений и процессов, их постоянных и воспроизводящихся связей; 2) дедуцирование – выведение из полученной гипотезы эмпирически проверяемых следствий; 3) попытка применить в деятельности полученные выводы, целенаправленно видоизменить изучаемые явления. Если последний шаг удается, то это и есть практическое подтверждение истинности гипотезы.

Единство исторического и логического – историческое выражает структурные и функциональные процессы возникновения и формирования данного объекта, логическое – те соотношения, законы, взаимосвязи его сторон, которые существуют в развитом состоянии объекта. Историческое относится к логическому как процесс развития к его результату, в котором последовательно складывающиеся в ходе реальной истории связи достигли “полной зрелости, своей классической формы” (Энгельс).

 

57. Понятие научной теории. Функции научной теории: описание, объяснение, интерпретация.

 

Теорияв широком смысле комплекс идей, взглядов, представ­лений, направленных на истолкование и объяснение какого-либо явления; в узкоспециальном смысле – это высшая, наиболее сложная и развитая форма организации научного знания, дающая целостное представ-ление о закономерностях и су­щественных связях опр. «фрагмента» действительности – объекта данной теории. Гносеологически теория представляет собой целостную систему, элементами которой являются: 1) исходный эмпиричес­кий базис, который включает множество зафиксированных в данной области знания фактов, установленных в ходе наблю­дений и экспериментов и требующих теоретического объяс­нения; 2) исходная теоретическая основа – множество пер­вичных допущений, постулатов, аксиом, общих законов тео­рии, в совокупности описывающих идеализированный объект теории; 3) логика теории – множество допустимых в рамках теории правил логического вывода и доказательства; 4) сово­купность выведенных в теории утверждений с их доказатель­ствами, составляющая основной массив теорет. зна­ния.

Благодаря теоретическим знаниям человек может создавать то, что не существует в природной и социальной реальности, но возможно с точки зрения общей логики ее развития, представленной в теории. Будучи формой идеального освоения мира, теория опирается на внетеоретические виды знания. Теория выражает высшую ступень объективного знания, его независимость от человеческой субъективности и ограниченности. В сфере теории знания определяются только мерой постижения предмета, а сам субъект присутствует в ней лишь косвенно – через выявленные им качества и отношения предмета. Важнейшими функциями теории являются:

Описание – состоит в фиксировании данных эксперимента или наблюдения с помощью определенных систем обозначений, принятых в науке. Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т. д.). Описание подготавливает переход к теоретическому исследованию объекта, т.е. его объяснению. Описание и объяснение тесно связаны друг с другом. Без описания фактов невозможно их объяснение; с др. ст., описание без объяснения еще не составляет науки.

Объяснение – важнейшая функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта путем выявления и демонстрации законов, которым подчинятся данный объект. О. может быть атрибутивным, субстанциальным, генетическим (в частности, причинным), контрагенетическим (в частности, функциональным), структурным и т. д. По своему механизму объяснения делятся на О. через собственный закон и О. с помощью моделирования. Объяснение, как правило, основывается на описании и, в свою очередь, составляет базу для научного предвидения. Интерпретация – означает разъяснение, истолкование; приписывание значений (смыслов) элементам теории (выражениям, формулам, символам и т.д.). Это мысленная процедура установления содержания понятий или значения элементов теории посредством их аппликации на ту или иную предметную область, а также результат указанной процедуры. В естествознании интерпретация формальной научной теории фактически означает попытку соотнесения теории с онтологической реальностью, выступая, таким образом, существенным компонентом ее предметной верификации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.