Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Поворот древнегреческой философии к проблемам человека и общества. Софисты, Сократ




Древнегреческая натурфилософия.

Она охватывает период с 7 по 5 век до новой эры.

Философы создали единую картину природы.

 

Милетская школа. Основателем был Фалес, именно он был самым старым мудрецом, его позиция состояла в том, что в природе есть первоначало, это есть некоторое первосущество (субстрат) – вода. Вода есть всё и всё есть вода. Аргументация: ребёнок рождается в лоне окружённый водой, тело разлагается, выделяя воду. Его последователи пытались найти другие объяснения.

Анаксимандр объявил субстратом апейрон.

Анаксимен выбрал субстратом воздух.

Гераклит объяснял субстрат текучестью и избрал огонь. Это такое вещество, которое обладает уникальными свойствами, он умеет карать и судить и поучать. Мир – это процесс, он текуч.

Пифагорейцы. Основателем был Пифагор. Он развивает концепцию, что всё порождается числом. Число – это идеальная сущность.

В городе Элея образовалась новая школа Элеата. Раз мир текуч, подвижен, то всё текучее и подвижное - это не субстрат. Они разделили мир на два слоя: на мир мнения и на вечное неизменное бытие. В бытие можно только мыслить. А весь остальной мир – это призрак. Мышление тождественное бытию и существует только то, что можно мыслить. Именно Парменид пытался отделить сущность от явления. Сущность – это неизменная часть бытия, а явление это то, что дано чувством, в страстях. Зенон попытался сделать из этого скандальное мнение. Он был первый кто пришёл к выводу, движение мыслить невозможно. Простое движение существует, но движение нельзя мыслить. Человечество, вплоть до 19 века, решало проблему, как мыслить движение.

Философы афинской школы. Среди них выделяется Демокрит. Именно он создаёт философскую систему, которая даёт нам целостную картину природы. Бытие представляет собой атомы + пустота. Атом – это особый субстрат, он недоступен для органов чувств, он умопостигаем. Но у него есть второе свойство, он материален. Атомы не только движутся, но и соединяются. Откуда берётся порядок? Космос устроен так, что атомы движутся по заданным траекториям, нет случайностей. Демокрит впервые ввёл понятие причины, но он не отличал закономерную причину от случайной. Демокрит был первым, кто объяснил человеческое сознание. Все вещи постоянно испускают из себя оболочки, эти оболочки, излучаясь, летят в пустоте и попадают на различные предметы, попадая на глаза, оно показывает нам природу. Сознание – это отражение реального мира. Эта конструкция была настолько прочной, что существовала до 20 века.

 

На рубеже 6-5 вв. до н.э.

Вместо тирании устанавливается демократия, она принесла 2 изобретения: народное собрание, публичный суд.

Образовывается школа софистов. «София» - мудрость. Софисты были замечены в очень неприличных вещах, они сомневались в существовании богов. Протагор – наш разум в каждом из нас есть бог. Софисты заявили, что всё в мире подвижно и текуче, ибо бытие это слово. Слово – основа бытия. Как возникают вещи вокруг нас, человек произносит слово, раб слышит слово и делает это. Тот, кто знает и использует слово, тот и властен. Вывод: раз есть мир из слов, а слова относительны, то всё в мире относительно, человек есть мера всех вещей: существующих что они существуют, и несуществующих, что они не существуют. Человеческий мир относителен. 2 вывод: касается того, чем же заниматься философу. Деление на 2 уровня: бытие от природы (фюзис), бытие от установления. Цель философа - изучать бытие от установления (законы, правила, государственный порядок, армию, искусство). Главная проблема философии – это не проблема бытия, а ответ на вопрос как жить в обществе. Главная проблема – проблема смысла жизни, цели в жизни и так далее.

 

Сократ говорил: бытие это не слово, это смысл слова. Он пытался найти смысл в словах. Прежде всего свободный гражданин должен искать смысл нравственной добродетели и объяснить это всем и каждому. Помимо разума на поведение влияют другие мотивы: традиция, чувство, авторитет, общественное мнение, которые внушают совсем другое. Сократическая беседа: познание это диалог, оно начинается с иронии (люди всегда считают себя умными, поэтому его надо позлить, Сократ насмехается над собеседником), вторая часть - это искусство задавать вопросы, которые приведут собеседника к выводу, собеседник сам рождает истину, философ занимается трудом, каким занимается акушер, третья часть – это определение добродетели, что такое мужество, мудрость, красота. Сократ хочет обнаружить инвариант смысла, который сохраняется во всех проявлениях, это и есть идеальное. Философия создаёт идеальные модели вещей, она занимается идеальным моделированием реальности.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2742; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.