Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Билет 39 Понятия «субъект» и «объект» познания. Формы познавательной деятельности




Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир, есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире. Функцию ориентации человека выполняет знание.

Знание - это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помощью сознания. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называется гносеологией, или теорией познания. Знание и вера не противоречат друг другу. Вера - это познание вещей без доказательств. Вера - это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи еще не видимые и таинственные для человека. Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к истине может не каждый, а лишь мудрец.

В средние века основные усилия гносеологии были направлены на доказательство существование Бога, как высшей причины всех вещей. Разум - ниже веры. В эпоху Возрождения познание рассматривалось, как бесконечный процесс. В философии Нового времени интерес к проблемам гносеологии возрос. Это было обусловлено промышленной революцией, а немецкая философия обозначила проблему познавательных способностей и возможностей человека. Это сделал Кант. Он считал, что человеком может быть постигнут только мир явлений, а мир сущностей непознаваем. Познание возможно только при опоре на так называемый интеллектуальный фонд, под которым подразумеваются совокупные знания человечества, методы познания и т.д. Важно опираться на уже достигнутое. Познавательный процесс возможен лишь при помощи языка, как инструмента общения. На познание активно влияет чувственность, весь эмоциональный мир человека. Большую роль в познании играет интуиция, как тип мышления и практика.

Познание развивается, т.к. у общества появляются новые потребности. Первая ступень познания представляет собой чувственное познание (эмпирическое). Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Вторая ступень познания - рациональное или теоретическое познание. Формы логического познания - понятие, суждение, умозаключение. Обе ситуации познания тесно связаны между собой. Процессу познания присущи некоторые противоречия: 1. Противоречие между субъектом и объектом. Оно представляет собой несоответствие между потребностями человека в практическом преобразовании мира и недостаточном знаний о нем. 2. Иногда познанию присуще противоречие между данными органов чувств и мысленным отражением внешнего мира. 3. Противоречие между сложившейся теорией и сложившимися новыми научными фактами. 4. Противоречия между течениями в науке, между теориями.

Билет 40 Знание и его характеристики. Методы постижения истины. Классическая и неклассические концепции истины. Проблема истины в философии

Истина – цель познавательной деятельности человека и одновременно ее ценность. Проблема истины: 1) онтологический аспект (истина – свойство бытия, само бытие, религиозно-философское учение, Платон, Соловьев) 2) гносеологический 3) логико-методолгический (истина связывается с понятием нравственность, понятие истины характеризует содержание человеческого знания, понятие правльность – форму наших мыслей, мышление называется правильным если осуществляется по законам логики) 4) экзистенциальный( истина связана с другими смысложизнеными ценностями – свобода и тд ) Гносеологический аспект Платон + Аристотель классическая концепция истины: истина – соответствие наших знаний действительности, фактам, но не разрешим парадокс лжеца. Неклассическая концепция истины: 1) когерентная истина – свойство самосогласованности человеческих знаний (ограничена миром знаний, невыходя в реальный) 2)прагматическая истина – эффективность наших знаний 3) конвенциональная истина- соглашение достигнутое экспериментально.

Билет 44 Наука и техника. Основные противоречия и тенденции научно-технического развития.

В современной цивилизации наука играет особую роль. Технологический прогресс 20 века, приведший в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни, основан на применении научных достижений.. Наука не только революционизирует сферу производства, но и оказывает влияние на многие другие сферы человеческой деятельности, начиная регулировать их, перестраивая их средства и методы. Проблемы будущего современной цивилизации не могут обсуждаться вне анализа современных тенденций развития науки и ее перспектив. Хотя в современном обществе существуют и антинаучные движения, в целом наука воспринимается как одна из высших ценностей цивилизации и культуры. Проблема НТР в наст время ставится особо остро. Все дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. Это обнаружилось во второй половине 20 в. в связи с возникновением глобальных кризисов. Выделяют три главных проблемы .Первая из них – это выживание в условиях непрерывного совершенствования оружия массового поражения. В ядерный век человечество впервые за всю свою историю стало смертным, и этот печальный итог был “побочным эффектом” НТР, открывающего все новые возможности развития военной техники. Второй проблемой современности становится нарастание экологического кризиса в глобальных масштабах. Третья проблема – это проблема сохранения человеческой личности человека как биосоциальной структуры в условиях растущих и всесторонних процессов отчуждения. Эту глобальную проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждыми его природе.

Билет 45 Общественное бытие человека. Социальное время и социальное пространство. Предметом социальной философии являются наиболее общие, прежде всего мировоззренческие и методологические принципы жизни и развития человеческого общества. Социальная философия опирается на социологические исследования и осуществляет свои собственно философские обобщения. Проблема социальной философии заключается в том, чтобы философски осмыслить, что такое общество, какое значение оно имеет в жизни человека. Социальная философия изучает общие принципы жизни и развития общества, закономерности всемирной истории человечества. К числу важнейших социальных формирований относится общественное сознание людей. Его значение настолько велико, что основной вопрос философии по отношению к обществу формулируется как вопрос о соотношении общественного бытия и общественного сознания. Структура общественного сознания определяется общественным бытием, в нем же следует искать источник развития и критерий истинности общественного сознания. Структура общественного сознания сложна по составу, но в нем выделяют два уровня: обыденное сознание, ядром которого является так называемая общественная психология и теоретическое сознание, в основе которого лежит общественная идеология. Оба уровня общественного сознания взаимосвязаны между собой, они дополняют друг друга, но в то же время имеют отличия. Обыденное сознание анонимно, его формирует весь народ, между тем как теоретическое сознание - разрабатывается учеными, специалистами в соответствующих областях знаний. ОС возникает стихийно, а ТС создается сознательно. ОС не систематизировано, ТС, наоборот. В процессе отражения общественного бытия в общественном сознании формируется представление о таких ценностях, как добро и зло, истина и ложь, прекрасное и безобразное, а также формулируются правила поведения в обществе. Все эти представления в значительной мере меняются вместе с изменением общественного бытия.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.