Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие субъекта и объекта познания




Проблема свободы и творчества в русской философии

Владимир Сергеевич Соловьев родился в 1853 г. Отец философа - знаменитый историк Сергей Михайлович Соловьев. Соловьев гордился тем, что его семья со стороны отца происходила из духовного сословия. Одно из главных своих произведений – «Оправдание добра» - Соловьев посвятил памяти отца и деда, священника. Как и славянофилы, Соловьев считал, что в основе пути, пройденного западной философской мыслью лежит «раздвоение между личным мышлением» философов и общенародною верою, которое должно быть преодолено. Соловье обосновывал и развивал многие свои философские и богословские идеи. Например, совершенно четко выраженное, продолжающее традицию христианской религиозно-философской антропологии учение о человеке как естественном посреднике между Богом и материальным бытием. Соловьев выдвигал идеи о «свободной вселенской теократии», которая мыслилась философои как идеальная форма организации общественной и государственной жизни человечества и должна была представлять собой гармоническое единство власти церковной (первосвященник), основанной на вере и благочестии, государственной (монарх), хранящее закон и справедливость, и пророческой, гарантирующей неоскуднение духовных сил общества, его верность началам свободы и любви.

Николай Александрович Бердяев родился в 1874 г. в Киеве в дворянской семье. Две книги Бердяева – «Философия свободы» и «Смысл творчества» обозначают духовный выбор философа. Ключевая роль этих идей – свободы и творчества – в философском мировоззрении Бердяева определилась в России в предреволюционные годы. Философ выделял следующие важные понятия-символы: дух, противостоит царству природы; объективация – драматизм судьбы человека, не способного на путях истории и культуры выйти из пределов царства природы; трансцендирование – творческий порыв, преодоление рабских оков природно-исторического бытия, экзистенциальное время – духовный опыт личной и исторической жизни. Бердяев сам себя называл философом свободы. Свобода – это то, что в конечном счете определяет содержание царства духа, смысл его противостояния царству природы.

 

Познание - сложный процесс, исследуемый рядом наук и представляющий собой взаимодействие объекта и субъекта.

Сказать, что объектом познания является природа - значит сказать и мало и много. Мало, поскольку объектом познания является не только природа, но и общество, больше того, сам человек и его сознание. Но это и много, так как в каждую историческую эпоху объект познания конкретен, он включает лишь определенные фрагменты природных и социальных процессов. Так, растения и животные всегда состояли из клеток, а объектом познания клетка стала лишь в XIX веке. С одной стороны, объектом познания становятся те природные и социальные явления, которые так или иначе вовлечены в круг практической деятельности общества и в силу этого стали предметом его познавательного интереса. Также в формировании объекта познания велика роль не только социальной практики, но и достигнутого уровня знаний о мире.

В конкретном познавательном акте объектом познания будет тот или иной фрагмент действительности. Если же вести речь об объекте познания общества в определенную эпоху, то его границы заданы практическими потребностями времени и достигнутым уровнем знаний о мире.

В качестве субъекта познания человек выступает как общественное, социальное существо. Он становится субъектом познания, лишь освоив в обществе язык, овладев ранее добытыми знаниями, будучи включенным в практическую деятельность, усвоив существующие в данное время средства и методы познания.

Можно сказать, что подлинным субъектом познания в каждую эпоху является человечество, а отдельный человек выступает в роли субъекта познания как его представитель. Кроме того, субъект познания исторически конкретен и в том отношении, что он обладает определенным объемом знаний, или, иначе говоря, интеллектуальным потенциалом, в силу чего конкретный характер носят его познавательные возможности.

За последние сто лет серьезные изменения претерпели и объект, и субъект познания, существенно вырос интеллектуальный потенциал человечества, а значит, и его познавательные возможности. Развитие познания определяется потребностями общества в целом, общим уровнем интеллектуального потенциала общества. При этом реализация этих потребностей создает базу для новых потребностей и дальнейшего наращивания знаний о мире, а значит, и для продвижения познания вперед. В основе движения познания лежат противоречия между достигнутым уровнем знаний и уровнем общественных потребностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.