Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Теория познания, практическая философия и педагогика И. Канта




Учение о диалектике в немецкой классической философии

Слово диалектика пришло из античной философии. Трансцендентальная диалектика Канта говорит о следующем. Человеческое познание ограничено горизонтом опыта. Его попытки выйти за пределы опыта естественны, так как они отвечают духовным запросам человека. Оказавшись за горизонтом опыта, человеческий дух неизбежно попадает в ловушку иллюзий. Можно защититься от иллюзий, но нельзя избавиться от них насовсем. Неизбежность иллюзии – в ее укорененности в субъект - объектной природе познания. Следовательно, нужна естественная и необходимая диалектика чистого разума. В последней части «Критики чистого разума» Кант перечисляет, сколько и какие именно иллюзии характерны для человеческого духа, пока он не войдет в пространство порядка. Критическое изучение таких ошибок и есть, по Канту, диалектика.

Диалектика у Гегеля представляет собой систему научного метода. Основой диалектики становится движение. Причина этого в том, что движение – это сама природа Духа, движение – удержание от распада, жизненная сила бытия. Таким образом, у Гегеля, диалектика как реальность вообще, а значит, как истинное представляет собой неустанное круговое движение.

Гегель выделяет три стороны, или три момента диалектического движения. Эти три момента принято обозначать в упрощенной форме терминами: 1) тезис; 2) антитезис; 3) синтез. Гегель пользуется ими в редких случаях и отдает предпочтение более сложному языку. Первый момент назван Гегелем «абстрактной или рассудочной стороной»; второй определен как «диалектическая или негативно разумная сторона»; третий обозначен как «спекулятивная или позитивно разумная, сторона» Рассмотрим эти три пункта. 1) Рассудок – способность, которая абстрагирует определенные понятия. Он различает, разграничивает, останавливаясь на определениях, которые находит в какой-то степени окончательными. 2) Выход за границы рассудка есть особое свойство разума, имеющее как отрицательный, таки положительный момент. Отрицательный момент, называемый Гегелем диалектическим в узком смысле (диалектика в широком смысле охватывает все три описываемых момента), состоит в расшатывании рассудка и его продуктов. 3) Спекулятивный или положительно-разумный момент есть постижение единства противоположных определений, или положительное, возникающее в результате разрешения противоположностей (синтез противоположностей).

 

Иммануил Кант родился в Кенигсберге (ныне Калининград) в Восточной Пруссии в 1724 г. Труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»

Кант говорил, что научное познание интересуют суждения всеобщие и необходимые, дающие прирост знания. Так у него возникает теория суждений. Аналитическое суждение формируется априорно, нет необходимости прибегать к опыту. Оно универсально, но не прибавляет нового знания. Именно поэтому наука широко использует эти суждения для объяснения, но никогда не для обоснования своих положений. Синтетическое суждение, напротив, наращивает знание постольку, поскольку о субъекте сообщается нечто новое. Основываясь на опыте, мы чаще всего прибегаем к синтетическим суждениям, например, в экспериментальных науках.

Наше познание, как отмечали философы, имеет две ветви – чувства и рассудок. Они разнятся не по степени от смутного до ясного, а по самой природе. Возможно, говорит Кант, корень у них был общий, но нам он неизвестен. Посредством чувственности объекты попадают в зону нашего внимания, рассудок позволяет нам обдумывать их. Кант дает следующие терминологические разъяснения. Ощущение – результат действия предмета на нашу способность воспринимать и представлять. Чувственность (восприимчивость) - это способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас. Интуиция есть непосредственное проникновение в суть предметов. ПО Канту есть лишь одна интуиция – чувственная. Человеческий рассудок не способен к мгновенному и непосредственному усвоению сути того или иного явления, но, когда он анализирует, не может не сверяться с чувственными данными. Предмет чувственной интуиции называется феноменом. В самом феномене (т.е. вещи представленной в чувственном виде) Кант различает форму и материю.

Помимо чувственных интуиций, у человека есть еще и способность анализировать. Сначала предметы действуют на чувства, затем мы обдумываем результат. Рассудок не постигает суть, а чувственная интуиция не анализирует, истина рождается в их союзе. Именно поэтому мы особо выделяем эстетику как науку о законах чувственности. Правила работы интеллекта изучает логика, логика делится на общую и трансцендентальную.

Разум человеческий не только способен к теоретическому познанию, но способен и к моральному действию. Эту последнюю способность изучает «Критика практического разума». Цель практического разума показать волю в действии, направленном на контакт с реальностью. «Практическими принципами» Кант называет общие детерминации воли, в подчинении которых есть множество частных практических правил. Кант делит практические принципы на максимы и императивы. Максима есть субъективный принцип, относящийся к отдельным индивидам, а не ко всем вместе. Императивы, напротив – объективные практические принципы, значимые для всех.

Постулаты практического разума: 1. Свобода есть условие императива. 2. Существование Бога возведено к постулатам следующим образом. Добродетель – конечно, благо, но еще не благо во все его полноте. Моральный закон повелевает быть виртуозным, чистым и честным, что делает человека достойным счастья, и отсюда постулат о Боге и ином мире, где реализуется все разумное, невозможное в этом мире. 3. Бессмертие души становится постулатом. Идея блага требует подчинить волю моральному закону, но это уже идеал святости. А поскольку это категорическое требование, которого никто из нас грешных не может выполнить, Томы относим его к бесконечному. Однако бесконечный прогресс по Канту возможен, если допустить существование некой разумной личности, бесконечно расширяющейся и бессмертной по имени душа.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.