Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Модели равновесия Вальраса и Маршалла, их характеристика




В неоклассической экономической теории существуют две модели рыночного равновесия: Вальраса и Маршалла.

Вальрас анализировал установление равновесия между спросом и предложением, проистекающие в краткосрочном периоде. Согласно его модели при повышении цены объем спроса сократится, а объем предложения станет выше равновесного, что характерно для рынка покупателя. Конкурирующие производители станут сбывать все излишки, накопленные на складах, с целью получить большую прибыль от повышенной цены. Под напором избыточного предложения цена на товар понизится. В результате величина спроса на данный товар начнет возрастать до тех пор, пока производители не реализуют такой объем выпуска, который совпадет с объемом спроса.

И наоборот, если цена окажется ниже равновесной, то объем спроса будет превосходить объем предложения, что характеризует рынок продавца: товар временно будет в дефиците. Избыточный спрос будет способствовать росту цены товара. Производители станут расширять предложение до тех пор, пока спрос не будет полностью насыщен. Условие равновесия по Вальрасу сводится к тому, что равновесие устанавливается под влиянием давления избыточного объема спроса или избыточного объема предложения на цену товара.

Основные принципы модели Вальраса заключаются в следующем:

основным регулятором в теории рыночного равновесия является структура цен равновесия; совокупный спрос в народном хозяйстве всегда равен совокупной сумме предложения; продавец товара или услуги, получая за их реализацию деньги, покупает на них другие товары и услуги; предложение порождает собственный спрос, и они автоматически уравновешиваются. Следует отметить, что закон Вальраса имеет ряд существенных недостатков:

чрезмерно абстрактный и гипотетический характер;

модель не отвечает реальной действительности, она пригодна лишь как эффективное вспомогательное средство математического анализа;

модель не учитывает фактор времени, присутствует неопределенность.

А. Маршалл считал, что силой, движущей рынок к равновесию, является цена. Если цена спроса превосходит цену предложения, то такое различие цен принудит производителей увеличить предложение и покупатели смогут расширить свой спрос, пока цена не установится на другом уровне. Наоборот, если цена спроса окажется ниже цены предложения то производители станут уменьшать предложение товара, а потребители сократят спрос до объема, соответствующего равновесной цене. Таким образом, условие равновесия, по Маршаллу, выглядит как равенство цены спроса цене предложения.

В соответствии с подходом Маршалла равновесие устанавливается автоматически под давлением разницы цен спроса и цен предложения, т.е. в результате ценовой подстройки, что справедливо для более долгосрочного периода.

  1. Понятие «капитал» в различных экономических школах.

Капитал является очередным фактором производства и рассматривается как совокупность средств труда, которые используются в производстве товаров и услуг.

Формирование концепции человеческого капитала осуществлялось в процессе преодоления традиционных воззрений на капитал как некое однородное явление, то есть пошло по пути синтезирования достижений различных школ. Это нашло отражение в расширительной трактовке национального богатства и капитала, которая восходит к идеям американского экономиста начала XX века И. Фишера и развивается с конца 50-х годов XX века в западной экономической науке. Он предложил считать капиталом все то, что отвечает следующему критерию: генерирование потока доходов в течение определенного времени, причем любой доход всегда есть продукт какой-либо разновидности капитала [5]. Тогда капиталом является любой запас благ, которые могут накапливаться, производительное использование которых представляет собой не единичный акт, а продолжается в течение достаточно длительного периода времени и приносит доход. Исходя из этого, человеческие способности, знания, навыки следует признать особой формой капитала на основании того, что они являются неотъемлемым личным достоянием каждого индивида; обеспечивают своему обладателю получение более высокого дохода в будущем за счет отказа от части текущего потребления (причем не только денежного, но и психологического выигрыша); требуют для своего формирования как от самого индивида, так и от всего общества в целом весьма значительных затрат; имеют свойство накапливаться и представлять собой определенный запас.

В рамках концепции всеобъемлющего капитала различаются четыре его основные разновидности:

– частный вещественный капитал;

– индивидуальный человеческий капитал;

– коллективный (общественный) капитал в различных формах государственной, муниципальной или коллективной собственности;

– общественный интеллектуальный капитал (знания, информация, равнодоступные всем членам общества).

Сторонником расширительной концепции является и американский экономист Дж. Кендрик, определяющий понятие богатства и капитала как «способность на протяжении определенного времени создавать продукт и доход, включая нерыночные формы дохода» [5, С. 8].

На основе такой расширительной трактовки все элементы общественного богатства, которые накапливаются, используются в производстве и приносят доход, рассматриваются как капитал. Это, в свою очередь, по мнению Т. Шульца, «позволяет приступить к последовательному делению целого на две части, а именно: на человеческий капитал и нечеловеческий капитал» [6].

Сторонники теории человеческого капитала (Г. Беккер, Т. Шульц, Л. Туроу) считают «капиталом» как ту часть живых производительных сил отдельного человека и всего населения, которая выносится на рынок в качестве особого товара и покупается предпринимателями, так и ту, которая остается за пределами капиталистического рынка и капиталистического производства [3, С. 90].

Под «человеческим капиталом» они понимают комплекс таких приобретенных и унаследованных качеств, как «образование, знания, полученные на рабочем месте, здоровье и другие». «Образование, – поясняет Т. Шульц, – это одна из форм человеческого капитала. Она является человеческой потому, что становится частью человека, и она капитал, поскольку представляет собой источник будущих удовлетворений или будущих заработков либо того и другого вместе». Более общую формулировку дает Л. Туроу: «Человеческий капитал – это производительные способности, дарования и знания индивидуума» [3, С. 90].

Поскольку теория человеческого капитала призвана осветить очень сложное и многогранное явление, закономерно существование множества различных подходов к определению его сущности, которые можно условно разделить на две основные группы.

Для одной из этих групп характерно мнение о том, что человеческий капитал – это совокупность всех производительных качеств работника. Так, Л. Туроу определяет человеческий капитал как «способность индивидуума к производству товаров и услуг», «его производительные способности и знания» [3, С. 1, 15]. У. Боуэн развивает это определение: человеческий капитал «состоит из приобретенных знаний, навыков, мотивации и энергии, которыми наделены человеческие существа и которые могут использоваться в течение определенного периода времени в целях производства товаров и услуг» [3, С. 362].

Резюмирует этот подход к сущности человеческого капитала определение, данное в учебнике «Экономикс» С. Фишера, Р. Дорнбуша, К. Шмалензи: «человеческий капитал есть мера воплощенной в человеке способности приносить доход» [6, С. 303].

Другая группа объединяет так называемые «инвестиционные определения» человеческого капитала. Наиболее лаконичное «инвестиционное» определение дает М. Блауг: «Человеческий капитал есть приведенная стоимость прошлых инвестиций в навыки людей, а не ценность людей самих по себе» [3, С. 19]. Этот подход Ф. Махлуп поясняет следующим образом: «неусовершенствованный труд нужно отличать от усовершенствованного, ставшего более производительным благодаря вложениям, которые увеличивают физическую и умственную способность человека. Подобные усовершенствования и составляют человеческий капитал» [1, С. 419]. Г. Беккер дает наиболее полную дефиницию: «человеческий капитал формируется за счет инвестиций в человека, среди которых можно назвать обучение, подготовку на производстве, расходы на здравоохранение, миграцию и поиск информации о ценах и доходах» [4, С. 1].

Более серьезное восприятие российскими учеными теории человеческого капитала пришло в ходе рыночной трансформации экономики. Будучи новичками в исследовании этой теории, российские ученые, обобщив опыт своих западных коллег, разработали собственные подходы к изучению феномена человеческого капитала. В России даже появились новые, не основанные на западных разработках, трактовки теории человеческого капитала.

Примером «нетрадиционного» определения человеческого капитала может служить трактовка отечественного экономиста М.М. Критского: «Человеческий капитал исходно выступает как всеобщая конкретная форма жизнедеятельности, ассимилирующая предшествующие формы, …и осуществляющаяся как итог исторического движения человеческого общества к его современному состоянию» [6, С. 5, 17].

Теоретически с этим определением можно согласиться, так как оно глобально раскрывает понятие человеческого капитала, но с практической стороны оно не дает никакого понятия о формировании, накоплении и цели использования человеческого капитала.

С позиций марксистской политэкономии определяет человеческий капитал И. Ильинский. По его мнению, он «представляет собой совокупность экономических отношений, возникающих в общественном производстве между его субъектами по поводу формирования, развития и совершенствования способностей человека» [4, С. 28]. Здесь же им признается формирование человеческого капитала результатом инвестиций в человека, а в качестве их элементов выделяется капитал образования, капитал здоровья и капитал культуры. Таким образом, И. Ильинский раскрывает категорию «человеческий капитал» с неоклассической точки зрения.

Не обремененные попытками совместить марксистскую политэкономию с теорией человеческого капитала российские ученые С.А. Дятлов и С.А. Курганский попытались на основе анализа предшествующих исследований в области человеческого капитала представить свои, обобщающие определения этой категории. С.А. Дятлов и С.А. Курганский пришли к весьма идентичным выводам.

С.А. Дятлов определяет человеческий капитал как «сформированный в результате инвестиций и накопленный человеком определенный запас здоровья, навыков, способностей, мотиваций, которые целесообразно используются в той или иной сфере общественного воспроизводства, содействуют росту производительности труда и производства и тем самым влияют на рост доходов (заработков) данного человека» [4, С. 83].

С.А. Курганский несколько изменяет формулировку С.А. Дятлова, отмечая возможность исчисления: «человеческий капитал – это мера сформированных в результате инвестиций и накопленных человеком способностей и качеств, которые при целесообразном использовании приводят к росту производительности труда и доходов» [2, С. 97].

Определения С.А. Дятлова и С.А. Курганского не противоречат, а скорее дополняют друг друга. Расшифровка «способностей и качеств» человека, составляющих человеческий капитал, данная С.А. Дятловым, позволяет наполнить категорию человеческий капитал реальным содержанием. С.А. Курганский справедливо закладывает в определение человеческого капитала посыл о возможности его физического (денежного) измерения, возможности измерения эффективности его использования.

 

  1. Издержки производства и прибыль.

Издержки производства -это затраты на приобретение факторов производства (ресурсов - земли, труда, капитала).

Каждая производственная единица (предприятие) любого общества стремится к получению возможно большого дохода от своей деятельности. Любое предприятие старается не только продать свой товар по выгодной высокой цене, но и сократить свои затраты на производство и реализацию продукции. Если первый источник увеличения доходов предприятия во многом зависит от внешних условий деятельности предприятия, то второй – практически исключительно от самого предприятия, точнее, от степени эффективности организации процесса производства и последующей реализации производственных товаров.

Существует две принципиальные категории издержек – издержки производства и издержки обращения. Под издержками производства понимаются затраты на зарплату, сырье и материалы, сюда же входят амортизация средств труда и т.д. Издержки производства представляют собой расходы на производство, которые должны понести организаторы предприятия с целью создания товаров и последующего получения прибыли. В стоимости единицы товара, издержки производства составляют одну из двух ее частей. Издержки производства меньше стоимости товара на величину прибыли.

Категория издержки обращения связана с процессом реализации товаров. Дополнительными издержками обращения являются издержки на упаковку, сортировку, транспортировку и хранение товаров. Этот вид издержек обращения близок к издержкам производства и, входя в стоимость товара, увеличивает последнюю.

В центре современной классификации издержек – взаимосвязь между объемом производства и издержками, ценой на данный вид товаров. Издержки делятся на не зависящие и зависящие от объема производимой продукции.

Постоянные издержки не зависят от величины производства, существуют и при левом объеме производства. Это предшествующие обязательства предприятия (проценты по займам и др.), налоги, амортизационные отчисления, оплата охраны, арендная плата, расходы на обслуживание оборудования при нулевом объеме производства, зарплата управленческого персонала и т.д. Переменные издержки зависят от количества производимой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, зарплату рабочим и т.д. Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые издержки -сумму денежных расходов на производство определенного вида продукции. Для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних, средних постоянных и средних переменных издержек. Средние издержки равны частному от деления валовых издержек на количество произведенной продукции. Средние постоянные издержки определяются делением постоянных издержек на количество произведенной продукции. Средние переменные издержки образуются делением переменных издержек на количество произведенной продукции.

В зависимости от времени совершения затрат себестоимости издержки делятся на текущие и единовременные. К текущим издержкам относятся затраты на приобретение сырья, материалов, топлива, расходы на эксплуатацию машин, выплата заработной платы с отчислениями во внебюджетные фонды и др. К единовременным издержкам относятся оплата отпусков, премии, вознаграждения по итогам работы.

По признаку целесообразности издержки делятся на производственные – сумма всех затраченных средств на производство продукции и непроизводственные – потери при производстве продукции.

Себестоимость продукции.
Хозяйственно – производственная деятельность на любом предприятии связана с потреблением сырья, материалов, топлива, энергии, с выплатой заработной платы и т.п. Для подсчета суммы всех расходов предприятия их приводят к единому показателю, представляя для этого в денежном выражении. Таким показателем является себестоимость.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на ее производство и реализацию.

По объему учитываемых затрат различаются три вида себестоимости:

·
цеховая себестоимость, включающая в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию и эксплуатация цехового оборудования, общецеховые расходы;

·
производственная себестоимость (себестоимость готовой продукции), кроме цеховой себестоимости включает в себя общезаводские расходы (административно-управленческие и общехозяйственные затраты) и затраты вспомогательного производства;

·
полная себестоимость реализованной (отгруженной) продукции, - показатель, объединяющий производственную себестоимость продукции (работ, услуг) и расходы по ее реализации (коммерческие затраты, внепроизводственные затраты).


Кроме того, различают плановую и фактическую себестоимость. Плановая себестоимость определяется в начале планируемого года исходя из плановых норм расходов и иных показателей на этот период. Фактическая себестоимость определяется в конце отчетного периода на основании данных бухгалтерского учета о фактических затратах на производство. Плановая и фактическая себестоимость определяются по одной методике и по одним и тем же калькуляционным статьям, что необходимо для сравнения и анализа показателей себестоимости.

Классификация затрат по элементам.
Классификация затрат по элементам применяется при формировании себестоимости на предприятии в целом и включает в себя пять основных групп расходов:

- материальные затраты;

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Материальные затраты.
Один из элементов, отражающий стоимость приобретаемых со стороны сырья и материалов, которые входят в состав вырабатываемой продукции.

Отражает себестоимость:

·
сырья, материалов, необходимых для изготовления продукции;

·
покупных материалов, используемых для обеспечения нормального технологического процесса и для упаковки продукции;

·
топлива и энергии, расходуемых для технологических целей и хозяйственных нужд;

·
покупных и комплектующих изделий и полуфабрикатов;

·
затрат на запчасти для ремонта машин и оборудования;

·
производственных услуг сторонних организаций;

·
износа МБП;

·
потери от браков и простоев;

·
потерь от недостачи в пределах нормы естественной убыли;

·
платы за воду и древесину, отпускаемую на корню и рекультивацию земель.


При формировании данного элемента себестоимости важное значение имеет правильность стоимостной оценки приобретенных материальных ценностей и порядок списания их в производство. По общему правилу стоимость материальных ресурсов, отражаемая по элементу «Материальные затраты» формируется исходя из цен их приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, таможенных пошлин, стоимости услуг брокерами, платы за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 2523; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.