Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетно-налоговая политика в России




Внешнеэкономическая политика России

Экспорт капиталов из России -

Итоги экономического развития России -

36. приватизация в России — переход от плановой к капиталистической экономики посредством передачи предприятий из государственной в частную собственность. Ваучерная приватизация проводилась в 1992—1994 гг. Ей предшествовали законодательные акты Верховного Совета РСФСР, принятые летом 1991 года, которые предусматривали выкуп государственных предприятий и их преобразование в акционерные общества. Залоговые аукционы были предприняты в 1995 году с целью пополнения государственной казны. Правительство планировало получить деньги, приватизировав часть государственных предприятий.

35. Денежно-кредитная политика России -

 

 

33. рынок земли и земельная рента - 1. Равновесие на рынке земли

Особенностью земли как экономического ресурса является ее ограниченность. В отличие капитала и труда земля неподвижна и является не мобильным, а специфическим фактором производства.

Мобильный фактор производства ресурс, который можно использовать в любом производстве вне зависимости от его направленности и его легко переместить из одного производства в другое.

Труд и капитал являются мобильными факторами производства, земля - специфический.

Понятие специфического фактора производства было изучено нами в теме «Производство (теория фирмы)»

Функционирование рынка земли характеризуется рядом принципиальных особенностей. Прежде всего, они связаны с тем, что общее предложение земли в каждый момент времени постоянно и не увеличивается (или не уменьшается) в зависимости от изменения уровня цен.

1.1. Предложение земли

Основными факторами, которые влияют на предложение земли, являются плодородие и географическое положение земли. Ограниченность земли как раз и заключается в том, что имеется в виду земля определенного качества, расположенная в определенном месте. Безусловно, количество земельных участков хорошего качества с удобным местоположением, как правило, ограничено вполне определенным количеством площадей. Это количество может быть несколько увеличено в случае приложения труда и капитала.

Итак, предложение земли не меняется при уменьшении или увеличении цен на землю, собственники данного фактора производства предлагают к продаже постоянное (фиксированное) количество земельных участков. Значит, эластичность предложения земли по цене равняется нулю и кривая предложения земли имеет вид вертикальной прямой (на рисунке линия SY)

Правда, в долгосрочной перспективе линия предложения может отклониться с отрицательным наклоном (пунктирная линия S'), но на очень короткий промежуток времени, после чего снова примет вертикальное положение. Такое временное изменение наклона кривой предложения может быть связано с предложением труда и участием капитала в улучшении качества земельных участков (то есть, фактически расширении земельных площадей удовлетворительного качества в удобном местоположении).

1.2. Спрос на землю

Спрос на землю не является однородным. Он включает в себя две основных составляющих: спрос сельскохозяйственных и несельскохозяйственных потребителей.

Сельскохозяйственные потребители все, j

кто использует плодородие почв для производства! сельскохозяйственной продукции любого типа.

Для сельскохозяйственных потребителей цена земли определяется ее плодородием и в меньшей мере ее местоположением, от которого зависят климатические условия и вопрос доставки ресурсов и готовой продукции. Линия сельскохозяйственного спроса имеет отрицательный наклон. Это связано с тем, что по мере вовлечения земли (увеличения сельскохозяйственных площадей) в производство ее пользователи будут постепенно переходить от более плодородных земель к менее, но и за меньшие расценки, соотве­тственно. Это явление называется законом уменьшающегося плодородия, который был сформулирован А. Тюрго (1727-1781) и Дж. Андерсоном (1739-1808), а распространение получил благодаря работам Д.Рикардо (1772-1823).

Несельскохозяйственные потребители - все, \ кому земля нужна для строительства зданий, промышленного производства или других целей, не I связанных с использованием плодородия почвы.

Для несельскохозяйственных потребителей существует два основных фактора формирования цены земли:

подготовленность земельного участка к использованию (наличие электричества, газопровода, телефона и т.п.)

местоположение земельного участка.

Соответственно, несельскохозяйственные потребители согласны приобретать удачно расположенные земельные участки с развитой инфраструктурой за большие деньги, чем удаленные земельные площади без дополнительных достоинств в виде телефонной линии или близкой электростанции. Мы охотнее приобретем квартиру в центре города, чем в деревне без горячей воды, света и т.п.

Линия несельскохозяйственного спроса также имеет отрицательный наклон, так как потребители используют земельные площади не только в центре, но и на окраинах крупных городов и индустриальных центров, но уже по более низким ценам.

Совокупный (общий) спрос на землю определяется суммированием сельскохозяйственного и несельскохозяйственного спроса:

Равновесие на рынке земли определяется в точке пересечения линий спроса и предложения и равновесная цена на землю зависит, прежде всего, от уровня спроса на землю.

Цена на землю тесно связана с понятием ренты, которая определяет доход собственника данного фактора производства и уровень платы потребителя за его использование.

1.3. Рента

Экономическая рента - это общее название доходов владельцев земли и всех тех ресурсов, количество которых ограничено, а величина предложения фиксирована.!

Экономическую ренту могут получать обладатели уникальных талантов и способностей (певцы, спортсмены, художники и т.п.). Та экономическая рента, которую получают землевладельцы, называется земельной рентой, о ней и пойдет дальше речь.

Вне зависимости от качества земли и ее местоположения, ее собственник все равно получит доход от ее реализации. Этот вариант земельной ренты называется чистой или абсолютной рентой.

Абсолютная (чистая) рента

Рассмотрим основные предпосылки теории абсолютной ренты:

Отсутствие производства для собственных целей (полное подчинение сельскохозяйственного производства условиям рынка).

Производство основного продукта питания (например, Россия специализируется на ржи, Китай на производстве риса и т.п.)

Все земли арендуются (сдаются внаем) при условиях совершенной конкуренции.

Качество земельных участков не принимается во внимание.

Предложение земли неэластично и представляет собой вертикальную линию. Совокупный спрос на землю представляет собой линию с отрицательным наклоном. Точка их пересечения определяет размер ренты: цены за аренду или приобретение земельного участка для потребителя (покупателя, арендатора) и доход землевладельца (продавца, арендодателя).

 

Земельные участки бывают разного качества и местоположения. Значит владелец участка может рассчитывать на больший доход от более плодородной земли или земельных участков, которые удобнее расположены. Этот доход определяется при помощи дифференциальной ренты.

Дифференциальная рента

Если же учесть неоднородность качества и местоположения земли, то избыток ренты над рентой с худшего из всех используемых участков называют дифференциальной рентой.

Дифференциальная рента это дополнительный доход, который получает владелец более качественных земельных участков.

Вопрос о дифференциальной ренте был разработан Д.Рикардо. Исходя из данной теории, земельные участки по качеству и местоположению могут быть:

Худшими,

Средними,

Лучшими.

Дифференциальная рента вычисляется как превышение дохода землевладельца (арендодателя) от реализации земли среднего и лучшего качества над доходом собственника худшего земельного участка: На худшем участке дифференциальная рента отсутствует, на среднем и лучшем участках она имеет место, и ее источник - более высокая производительность этих участков по сравнению с худшим. При заключении арендного Договора (договора о сдаче земли во временное пользование) собственник земли стремится обратить всю земель-

долю продукта, достаточную для поддержания капитала, из которого он обеспечивает себе условия сельскохозяйственного производства: семена, оплату труда и содержание скота и другого сельскохозяйственного инвентаря, а также обычную в данной местности прибыль на вложенный в сельское хозяйство капитал.

Всю ту часть продукта (часть цены), которая остается сверх этой доли, землевладелец, стремится удержать для себя в качестве земельной ренты, которая представляет собой наивысшую сумму, какую только арендатор и может платить при данном качестве земли. При этом Смит утверждает, что рента входит в состав цены продукта совсем по-другому, нежели заработная плата и прибыль. Высокая или низкая заработная плата и прибыль на капитал являются причиной высокой или низкой цены; больший или меньший размер ренты результат установившейся цены. Смит обращает внимание и на то, что рента с земли изменяется не только в зависимости от ее плодородия, но и в зависимости от расположения.

 

32. Потребительский выбор -Мы предполагаем, что потребители делают такой выбор рациональным путем. Под этим мы подразумеваем, что они выбирают товары так, чтобы достичь максимального удовлетворения своих потребностей при заданном ограниченном бюджете.

Оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен отвечать двум требованиям. Во-первых, он должен находиться на бюджетной линии. Чтобы понять, почему это так, заметим, что любой набор потребительских товаров слева или ниже бюджетной линии оставляет неизрасходованной некоторую часть дохода, которая могла бы увеличить удовлетворение потребностей потребителя. Конечно, потребители могут, — а иногда так и поступают, — отложить часть доходов для будущего потребления. Но это значит, что выбор сделан не просто между продуктами питания и одеждой, а между продовольствием и одеждой в настоящее время и в будущем. Здесь мы упрощаем ситуацию, предполагая, что весь доход расходуется в настоящее время. Отметим, что любой набор потребительских товаров и услуг справа и выше бюджетной линии не может быть закуплен в рамках имеющегося дохода. Таким образом, выбор возможен только из совокупности наборов, расположенных на бюджетной линии. Второе важное условие состоит в том, что оптимальный набор потребительских товаров и услуг должен предоставить потребителю их наиболее предпочтительное сочетание. Эти два условия сводят проблему максимиза­ции удовлетворения потребностей потребителя к выбору подходящей точки на бюджетной линии.

В нашем примере с одеждой и продуктами питания, как и с любыми видами товаров, мы можем графически проиллюстрировать решение проблемы потребительского выбора. На рис. 3.11 три кривые безразличия дают описание предпочтений человека относительно продуктов питания и одежды. Вспомним, что среди трех кривых самая крайняя Из дает наибольшее удовлетворение, кривая Иа дает следующую степень удовлетворения, а кривая hi — наименьшее.

 

31. Бюджетные ограничения потребителей - Выделяют два основных ограничения потребителя время и доход. Последнее ограничение называется бюджетным, т.е. потребителю доступны только те рыночные решения, которые позволяет принять его кошелек. Графически его можно изобразить в виде некоторой линии, очерчивающей поле возможностей (поле выбора) потребителя.

Представим, что все многообразие товаров на рынке сведено к двум продуктам.

Если весь доход будет потрачен исключительно на приобретение товара А, то на вертикальной оси мы получим точку, показывающую, сколько единиц этого товара можно будет потребить. Это количество товаров определяется, с одной стороны, доходом потребителя, а с другой — ценой товара А – Если весь доход будет затрачен на приобретение товара В, количество единиц товара В (в зависимости от его цены) будет отображено соответствующей точкой на оси горизонтальной. Соединив эти две точки, мы получим бюджетную линию, или линию бюджетного ограничении.

Бюджетная линия есть совокупность точек, каждая из которых показывает некоторую комбинацию из двух товаров А и В, которую можно приобрести, полностью израсходовав весь доход. Все точки слева от бюджетной линии характеризуют возможные выборы для потребителя: он вполне может приобрести соответствующие комбинации двух товаров. Однако при этом его бюджет не будет использован целиком. Какие-либо точки, лежащие справа от бюджетной линии, находятся вне бюджетных возможностей данного потребителя. Соответствующие этим точкам рыночные решения не могут быть приняты.

Совокупность точек слева от бюджетной линии и всех точек, принадлежащих самой бюджетной линии, характеризует область допустимых значений потребительского выбора при данном уровне дохода и заданных ценах, или поле выбора. Поле выбора может менять свою форму и размеры в зависимости от размеров дохода, цены товара А и цены товара В. При изменении одного только дохода бюджетная линия будет перемещаться параллельно вправо, если доход растет, и влево, если величина дохода падает.

Если же цена товара растет, а цена товара В неизменна и доход остался прежним, то бюджетная линия изменит угол своего наклона. При прежнем бюджете покупатель сможет купить меньше подорожавшего товара А, если весь доход будет истрачен исключительно на этот товар. Следовательно, бюджетная кривая пересечет горизонтальную ось в прежней точке (цена товара В не менялась), а вертикальную ось—на более низком уровне. Бюджетная линия станет более пологой, а поле возможностей потребителя сократится.

 

30. Предельные нормы замещения Предельной нормой замещения благом Х блага У (MRSxy – marginal rate of substitution) называют количество блага У, которое должно быть сокращено при увеличении блага Х на одну единицу так, чтобы уровень удовлетворения потребителя остался неизменным:

 

 

Графическим изображением предельной нормы замещения двух благ, взятых в определенном количественном сочетании, служит тангенс угла наклона касательной к кривой безразличия в точке, представляющей это сочетание (в точке А, рис 9).

 

Предельная норма замещения двух благ всегда отрицательна. Знак минус означает, что изменения количества двух благ происходят в противоположных направлениях, т.е. положительному изменению одного блага соответствует отрицательное изменение другого. Это служит дополнительным доказательством отрицательного угла наклона касательной, проведенной к любой точке кривой безразличия.

 

При изменении количества потребляемых товаров и желании потребителя остаться на той же кривой безразличия прирост полезности от добавленного количества одного товара должен быть равен потере полезности от отказа от какого-то количества другого товара. Следовательно, предельная норма замещения благом Х блага У может рассматриваться как отношение предельной полезности блага Х к предельной полезности блага У.

 

Если обратиться к графику (рис. 9), то можно увидеть, что предельная полезность блага Х уменьшается по мере замены товаром Х товара У, а предельная полезность товара У соответственно увеличивается, т.е. значение MRSxy уменьшается.

 

На графике это уменьшение проявляется в убывании углового коэффициента наклона касательной по мере движения вниз вдоль кривой безразличия.

 

Уменьшающаяся предельная норма замены в порядковой теории полезности имеет тот же смысл, что и убывающая предельная полезность в количественной теории.

 

29.Предпочтения потребителей. Кривые безразличия -Предположим, что потребитель имеет набор благ, состоящий из X и Y. Все соотношения количеств этих благ для него равноценны, потребителю безразлично, какой набор выбрать. Следовательно, эти товары принадлежат к набору безразличия. Набор безразличия — набор вариантов потребительского выбора, каждый из которых обладает одинаковой полезностью и поэтому не имеет предпочтения перед другими.

Кривая безразличия является графическим отображением набора безразличия. Кривая безразличия — совокупность наборов благ, обеспечивающих потребителю равный объем удовлетворения потребностей, т. е. приносящих ему одинаковую полезность. Взяв другие возможные сочетания благ, соответствующие различным величинам совокупной полезности, можно составить карту безразличия. Карта безразличия — совокупность кривых безразличия, соответствующих различным уровням полезности для одного потребителя и одной пары благ. Вкусы и предпочтения потребителя представляются картой кривых безразличия. Каждая следующая кривая безразличия, проходящая дальше от начала координат, предполагает относительно большую величину полезности.

Любая кривая безразличия представляет одинаковую совокупную полезность различных благ для потребителя. Кривая безразличия (U) состоит из точек, символизирующих наборы товаров Х и Y. Совокупные полезности всех наборов, представленные точками на этой кривой одинаковы, т. е. потребителю безразлично, какую именно комбинацию товаров Х и Y он приобретет. Переходя от точки А к точке В, потребитель сокращает потребление блага Y на ΔY и наращивает потребление товара X на ΔХ, но общий уровень удовлетворения потребителя (совокупная полезность) остается неизменным (рисунок ниже).

Зона замещения (субституции) — участок кривой безразличия, на котором возможна эффективная замена одного блага другим.

Взаимная замена благ X и Y возможна только в пределах отрезка АВ (зоне замены). Количество блага Х1 представляет минимально необходимое количество потребления блага X, от которого потребитель не может отказаться, как бы много товара Y ни предлагалось взамен. Аналогично Y1 — минимально необходимое количество потребления блага Y. Предельная норма замещения — норма, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Предельная норма замещения — количество одного блага, от которого потребитель готов отказаться, чтобы получить дополнительную единицу другого блага. Предельная норма замещения рассчитывается следующим образом:

где MRS — предельная норма замещения; Qx — количество товара X; QY — количество товара Y.

Предельная норма замещения всегда отрицательная величина, так как прирост потребления одного блага происходит за счет сокращения потребления другого. Предельная норма замещения уменьшается при движении вдоль кривой безразличия — получая в свое распоряжение все большее количество данного блага и наращивая его потребление, покупатель в обмен готов отказаться от все меньшего количества другого блага, которое становится все более дефицитным. У потребителя, желающего остаться на той же кривой безразличия, прирост полезности от наращивания потребления блага X должен быть равен потере полезности от сокращения потребления товара Y. Таким образом, предельная норма замещения блага X благом Y может рассматриваться как отношение предельной полезности блага X к предельной полезности блага Y:

Рассмотрим некоторые свойства кривых безразличия:

• кривые безразличия имеют отрицательный наклон. Между количествами благ X и Y существует обратная связь. При уменьшении потребления одного блага, для компенсации потерь и сохранения прежнего уровня полезности, потребитель должен увеличить потребление другого блага. Любая кривая, выражающая обратную связь переменных, имеет отрицательный наклон;

• кривые безразличия выпуклы по отношению к началу координат. Выше отмечалось, что при увеличении потребления одного блага потребитель должен уменьшить потребление другого блага. Выпуклость кривой безразличия по отношению к началу координат является следствием падения предельной нормы замещения. Пологий спуск кривой безразличия вниз или подъем наверх свидетельствует об убывании темпов замещения одного блага другим по мере уменьшения доли данного блага в потребительской корзине;

• абсолютная величина наклона кривой безразличия равна предельной норме замещения. Угол наклона кривой безразличия в данной точке показывает норму, в соответствии с которой одно благо может быть заменено другим благом без выигрыша или потери полезности для потребителя. Данное соотношение характеризуется предельной нормой замещения;

• кривые безразличия не пересекаются. Один и тот же потребитель не может характеризовать один и тот же набор благ различными уровнями полезности. Следовательно, две кривые безразличия, представляющие различные уровни полезности, не могут пересечься;

• возможно построить кривую безразличия, проходящую через любой набор благ. Кривую безразличия можно построить для любой пары благ, приносящих определенный уровень полезности. Именно по этому принципу строится карта безразличия, дающая полную информацию о системе предпочтений потребителя.

 

28. Экономическая теория прав собственности -Одно из важнейших ответвлений неоинституционализма составляет экономическая теория прав собственности У ее истоков стояли два известных экономиста – Р.Коуз и А.Алчиан. Большой вклад в ее последующую разработку внесли Й.Барцель, Г.Демсец, М.Дженсен, У.Меклинг, С.Пейович, Э.Фьюруботн, Г.Хансманн, О.Харт, С.Чен и др. Как самостоятельный раздел экономического анализа теория прав собственности сложилась в 60 – 70-е гг.

Своеобразие подхода теории прав собственности раскрывается уже в развернутом определении ее центрального понятия: Права собственности понимаются как санкционированные поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. Эти отношения определяют нормы поведения по поводу благ, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или же нести издержки из-за их несоблюдения. Термин «благо» используется в данном случае для обозначения всего, что приносит человеку полезность или удовлетворение. Таким образом, и этот пункт важен, понятие прав собственности в контексте нового подхода распространяется на все редкие блага. Оно охватывает полномочия как над материальными объектами, так и над правами человека (право голосовать, печатать и т.д.). Господствующая в обществе система прав собственности есть в таком случае сумма экономических и социальных отношений по поводу редких ресурсов, вступив в которые отдельные члены общества противостоят друг другу.

Выделим в этом определении важнейшие моменты. Во-первых, в качестве рабочего используется термин «право собственности», а не «собственность»: «Не ресурс сам по себе является собственностью; пучок или доля прав по использованию ресурса – вот что составляет собственность. Во-вторых, отношения собственности трактуются как отношения между людьми, а не как отношения «человек-вещь». С точки зрения общества, права собственности выступают как «правила игры», которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. С точки зрения индивида, они предстают как «пучки полномочий» на принятие решений по поводу того или иного ресурса. Каждый такой «пучок» может расщепляться так, что одна часть полномочий начинает принадлежать одному агенту, другая – другому и т.д. В-третьих, отношения собственности выводятся из проблемы редкости. В-четвертых, трактовка прав собственности носит всеохватывающий характер, вбирая в себя как материальные, так и бестелесные объекты (неотчуждаемые личные свободы). Права собственности фиксируют позицию человека по отношению к использованию редких ресурсов любого рода. В-пятых, отношения собственности рассматриваются как санкционированные обществом, но не обязательно государством. Следовательно, они могут закрепляться и охраняться не только в виде законов и судебных решений, но и виде неписанных правил, традиций, обычаев, моральных норм. В-шестых, правам собственности приписывается поведенческое значение – одни способы поведения они поощряют, другие подавляют. В-седьмых, несанкционированное поведение также остается в поле зрения теории. Оно понимается экономически: запреты и ограничения не устраняют его, а действуют как отрицательные стимулы, повышая связанные с ним издержки (в виде возможного наказания). И соблюдение, и нарушение санкционированных поведенческих норм превращаются в акты рационального экономического выбора.

Таким образом, в развернутом определении понятия прав собственности как бы заявлены основные темы, разработкой которых занята теория прав собственности.

Полное определение права собственности, которое к настоящему времени стало хрестоматийным, было предложено английским юристом А. Оноре. Оно включает 11 элементов. Однако перечень правомочий, включаемых западными экономистами в определение права собственности, обычно короче «полного определения» А. Оноре. Но принципиальный подход к праву собственности как набору частичных правомочий остается тем же.

Итак, теория прав собственности исходит из представления, что любой акт обмена есть по существу обмен пучками правомочий. Такая трактовка предполагает, что чем шире набор правомочий, закрепленных за ресурсом, тем выше его ценность. К основным элементам пучка прав собственности обычно относят:

1) право на исключение из доступа к ресурсу других агентов;

2) право на пользование ресурсом;

3) право на получение от него дохода;

4) право на передачу всех предыдущих правомочий.

При этом необходимым условием эффективной работы рынка считается точное определение или спецификация прав собственности

 

27. Фирма, теория и структура фирмы. ФИРМА - субъект рынка, внутренняя структура которого ИЕРАРХИЧНА. ВНУТРИ ФИРМЫ МОЖНО СОКРАТИТЬ ИЗДЕРЖКИ НА КОНТРАКТЫ МЕЖДУ ВСЕМИ СОТРУДНИКАМИ, А ВМЕСТО ЭТОГО ПРИНИМАТЬ ВСЕХ НА РАБОТУ ПО ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КОНТРАКТАМ, И В ДАЛЬНЕЙШЕМ РАБОТАТЬ БЕЗ ДРУГИХ ВНУТРЕННИХ КОНТРАКТОВ. Ведь все принятые на работу действуют внутри единой иерархической фирмы. По мнению Коуза, ФИРМЫ ДОПОЛНЯЮТ РЫНОК. С тех пор ФИРМА И РЫНОК СЧИТАЮТСЯ АЛЬТЕРНАТИВНЫМИ СПОСОБАМИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.

ФИРМА – ЭТО СТРУКТУРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННАЯ НА ПОИСК НАИБОЛЕЕ ВЫГОДНОГО СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА В УСЛОВИЯХ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ. Именно НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ порождает желание индивидов искать спасения от высоких трансакционных издержек в фирмах. Можно также сказать, что ФИРМА ВОЗНИКАЕТ И КАК РЕАКЦИЯ НА ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ АГЕНТОВ, ОТ КОТОРОГО НЕСВОБОДЕН РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. Внутри фирмы, чтобы сократить издержки, агенты соединяют АКТИВЫ.

АКТИВ (asset) - это ОБЪЕКТ собственности, имеющий ДЕНЕЖНУЮ оценку. Активы могут быть ФИЗИЧЕСКИМИ (машины, оборудование), ФИНАНСОВЫМИ (акции, облигации и другие ценные бумаги), НЕАТЕРИАЛЬНЫМИ (накопленные профессиональные знания («человеческий капитал»), авторские права). Фирма сравнивает ценность активов, поэтому выделяются ТРИ типа активов:

ОБЩИЕ, СПЕЦИФИЧЕСКИЕ и ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ.

ОБЩИЕ АКТИВЫ (common assets) – их ценность равна для использования и внутри данной фирмы, и для рынка (например, бензин стандартной марки для НПЗ). СПЕЦИФИЧЕСКИЕ АКТИВЫ (specific assets) в фирме оцениваются выше, чем на рынке (например, программист хорошо знает специальный софт для данной фирмы).

ИНТЕРСПЕЦИФИЧЕСКИЕ АКТИВЫ (interspecific assets) являются уникальными только в рамках данной фирмы, а вне фирмы они даже могут не найти рыночной оценки (например, специалист, создающий графические иллюстрации именно для одной книги). Все отношения владельцев активов по поводу их обмена или использования регулируются КОНТРАКТАМИ.

КОНТРАКТ (contract)- это СОГЛАШЕНИЕ ПО ПОВОДУ ОБМЕНА МЕЖДУ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ АГЕНТАМИ, СПЕЦИФИЦИРУЮЩЕЕ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН.

Контракты можно разделить на несколько типов. В основе классификации контрактов находятся ЧЕТЫРЕ существенных черты:

1 – УСТОЙЧИВОСТЬ экономических связей между сторонами (разовые, периодические или непрерывные сделки);

2 – степень неопределенности (низкая или высокая);

3 – типы активов или ресурсов (общие, специфические или интерспецифические);

4 – наличие или отсутствие гарантий выполнения сторонами своих обязательств.

По этим параметрам выделяют ТРИ ТИПА контрактов:

КЛАССИЧЕСКИЙ, НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ и ОТНОШЕНЧЕСКИЙ (ИМПЛИЦИТНЫЙ).Основные формы организации бизнеса:

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ВЛАДЕНИЯ, ПАРТНЕРСТВА и КОРПОРАЦИИ. Выделим экономические аспекты их действий, а также преимущества и недостатки каждой из форм.

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВЛАДЕНИЕ (individual proprietorship)– фирма в собственности одного лица (предпринимателя).

Владелец такой фирмы единолично распоряжается прибылью, полученной в результате ее деятельности, но несет единоличную ответственность по всем обязательствам данной фирмы. В развитых странах такая форма является подавляющей по количеству. В США около 74% от всех фирм являются индивидуальными владениями. Характерные черты: Концентрация всего пучка прав собственности в руках владельца фирмы. Такая фирма более иерархична, чем другие формы, так как команды исходят от одного лица. Поэтому УРОВЕНЬ ТРАНСАКЦИОННЫХ ИЗДЕРЖЕК ФНУТРИ ФИРМЫ-ИНДИВИДУАЛЬНОГО ВЛАДЕНИЯ, СВЯЗАННЫХ С РЕАЛИЗАЦИЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ, НИЖЕ, ЧЕМ В БОЛЕЕ СЛОЖНЫХ ФОРМАХ БИЗНЕСА.

Это – одно из ПРЕИМУЩЕСТВ индивидуального владения.

Также ПРЕИМУЩЕСТВАМИ такой формы являются:

2 – простота регистрации при создании;

3 – налоговые льготы,

4 – лучшие условия для реализации функции новатора, поскольку не надо согласовывать решения,

5 – сильные стимулы к извлечению прибыли.

Но есть и НЕДОСТАТКИ:

1 – отсутствие дополнительных источников финансирования (или затрудненный доступ к ним), 2 – концентрация риска на ограниченной сфере деятельности (нет ресурсов для ДИВЕРСИФИКАЦИИ). Здесь ДИВЕРСИФИКАЦИЯ (diversification)– увеличение числа рынков, на которых осуществляется деятельность фирмы, 3 – концентрация всех функций управления на владельце фирмы (проблема уровня его компетентности и распределения рабочего времени), 4 – высокий уровень ответственности за ошибочные управленческие решения (вплоть до банкротства фирмы и потери личного имущества). ВТОРОЙ распространенной формой организации бизнеса является ПАРТНЕРСТВО. ПАРТНЕРСТВО (partnership)– фирма в собственности двух или более лиц. Владельцы совместно управляют деятельностью фирмы, а доля каждого в прибыли пропорциональна его доле в уставном капитале. Партнеры несут совместную ответственность по обязательствам фирмы, а величина ответственности определяется их долей и видом партнерства. Есть ДВА вида партнерства: ПОЛНОЕ ПАРТНЕРСТВО и ПАРТНЕРСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ. Поэтому владельцы могут отвечать по обязательствам фирмы всем своим имуществом, или в размере доли в уставном капитале. В США на долю партнерств приходится около 7% всех фирм. Отношения между владельцами – сеть отношенческих контрактов. Формально эти отношения проявляются в виде ЧРЕДИТЕЛЬНОГО ДОГОВОРА и УСТАВА фирмы. Но НЕФОРМАЛЬНЫЕ отношения здесь имеют большее значение, особенно в текущей деятельности фирмы. При этом действия партнеров надо согласовывать с другими владельцами.

А это приводит к увеличению внутрифирменных трансакционных издержек.

ПРЕИМУЩЕСТВА партнерства как формы бизнеса:

1 – относительная простота регистрации при создании,

2 – большие возможности привлечения финансовых ресурсов по сравнению с индивидуальным владением,

3 – специализация владельцев на отдельных участках управления фирмой.

 

Но есть и НЕДОСТАТКИ:

1 – неограниченная имущественная ответственность по обязательствам фирмы (в случае полного партнерства),

2 – возможные разногласия между партнерами по реализации прав собственности,

3 – проблема «принципал-агент» (когда функции управления передаются собственниками наемному руководителю),

4 – ограниченные возможности доступа к источникам финансирования деятельности.

Наиболее сложной структурой и механизмами координации внутренней деятельности обладает КОРПОРАЦИЯ (corporation).Корпораций в США только 19% фирм. Совладельцами корпораций могут быть десятки, сотни и даже тысячи экономических агентов. Уставный (акционерный) капитал корпорации является суммой всех долей участия (паев) различных фирм и граждан. Каждый из них владеет определенным количеством единиц уставного капитала – АКЦИЙ (stock, share).Владелец акций имеет право на долю в прибыли корпорации пропорционально своей доле участия. Доход, который начисляется на одну акцию, называется ДИВИДЕНД (dividend).Размер прибыли, подлежащей распределению по итогам хозяйственной деятельности за год, определяется собранием акционеров. Каждый из совладельцев имеет право голоса на годовом собрании, а «вес» голоса определяется количеством акций у данного акционера. Хотя акционеров обычно много, всегда существует владелец (или группа владельцев), которые концентрируют КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ (50% плюс 1 акция).В крупных корпорациях такой пакет может быть гораздо меньше (3-5%).Собрание акционеров имеет право назначения управляющих корпорацией, а они уже проводят текущее руководство деятельностью компании. В отличие от двух первых форм, корпорация сталкивается с растущей величиной трансакционных издержек внутри фирмы.

ПРЕИМУЩЕСТВА корпорации:

1 – возможности по привлечению значительных финансовых ресурсов для своего развития (выпуск акций и облигаций),

2 – ограниченная ответственность акционеров по обязательствам фирмы, только в пределах внесенного пая,

3 – ее деятельность диверсифицирована по разным рынкам, и по странам деятельности,

4 – возможности лоббирования своих интересов через механизм государственной власти.

НЕДОСТАТКИ корпорации:

1 – сложная процедура регистрации и отчетности перед государственными органами,

2 – проблема «принципал-агент»,

3 – двойное налогообложение прибыли.

Разные организационные формы бизнеса вызывают различия в их структуре и размерах.Чем определяются эти параметры?Существуют ли оптимальные размеры фирм с точки зрения общественных потребностей?

Наиболее распространенный подход к классификации фирм – разделение их на МАЛЫЕ, СРЕДНИЕ и КРУПНЫЕ.Следует выделить ДВА основных метода классификации фирм – КОЛИЧЕСТВЕННЫЙ и КАЧЕСТВЕННЫЙ.По КОЛИЧЕСТВЕННОМУ МЕТОДУ – размер фирмы определяется по абсолютной величине одного или группы показателей.

Обычно берут показатели:

1 – количество занятых на фирме,

2 – размер ее активов,

3 – годовой оборот (валовая выручка за год.

В разных странах – разные варианты количественного метода. В США в промышленности малой фирмой считается с числом занятых до 1500 человек. В розничной торговле – с годовым оборотом до 8 млн. долл. В сельском хозяйстве – с оборотом до 1 млн. долл.

В Дании малая фирма – до 49 занятых.

Качественные классификации фирм – основаны на таких внутренних критериях: юридический статус, структура управления фирмой, источники финансирования деятельности. Такой подход основан на субъективных суждениях и опыте исследователей.

В конце 20 века появилась ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ФИРМЫ.

Продукт, выпускаемый фирмой, проходит несколько этапов с точки зрения его появления и ухода с рынка:

0 – этап разработки нового продукта,

1 – этап внедрения на рынок,

2 – этап роста,

3 – этап зрелости,

4 – этап насыщения,

5 – этап упадка.

Эта теория была разработана американским теоретиком Т. Левитом в 1965 г.

Со временем с рынка выдавливаются малые фирмы, а крупные в таких условиях имеют все меньше стимулов для интенсивного развития.

Следовательно, государство должно поддерживать конкурентную среду в экономике –

1 – предоставлять льготы малым фирмам,

2 – сдерживать ограничительную деловую практику –строгим антимонопольным законодательством.

Причины успеха крупных фирм в конкурентной борьбе:

1 – они используют эффект от своего масштаба и диверсификации, то есть несут меньшие удельные издержки, чем малые фирмы,

2 – способны концентрировать большой коллектив ученых и разработчиков новых технологий, и таким способом достигать прогресса в производстве благ,

НЕДОСТАТКИ крупных фирм:

1 – снижается степень ее управляемости и

2- скорость реагирования на рыночные изменения

3 – при росте масштабов фирмы растут ее трансакционные издержки.

ПРЕИМУЩЕСТВА малых фирм:

1 – гибкое реагирование на колебания рынка,

2 – удовлетворяют постоянно меняющиеся запросы потребителей,

3 – создают особые возможности для самореализации предпринимателя.

4 – легко идут на риск нововведений (венчурные фирмы, от английского venture – рискованное предприятие)

5 – помогают решить проблему занятости населения.

ВЫВОД:

ЭКОНОМИКЕ ОБЪЕКТИВНО НЕОБХОДИМО СУЩЕСТВОВАНИЕ КАК КРУПНЫХ, ТАК И МАЛЫХ ФИРМ.

 

26. Эластичность спроса и предложения. Коэффициент эластичности. Поэтому более детально рассмотрим зависимость величины спроса и предложения от рыночной цены товара. Различные товары отличаются друг от друга по СТЕПЕНИ РЕАКЦИИ спроса и предложения НА ИЗМЕНЕНИЕ ЦЕНЫ. Рассмотрим ТРИ варианта кривой спроса.

Здесь основной момент: ОБЩАЯ СУММА ДЕНЕГ, КОТОРУЮ ПОКУПАТЕЛИ ПЛАТЯТ ПРОДАВЦАМ, иначе ОБЩАЯ ВЫРУЧКА.

ОБЩАЯ ВЫРУЧКА продавца ВСЕГДА равна цене, умноженной на количество проданного товара, то есть произведению P ´ Q

На рисунке А представлен следующий случай:

 

 

случай, когда падение цены в 3 раза вызвало рост спроса тоже в 3 раза, и общая выручка НЕ ИЗМЕНИЛАСЬ.

На рисунке Б снижение цены

 

 

снижение цены в 3 раза привело к росту закупок только в 2 раза, а общая выручка СОКРАТИЛАСЬ.

Другая ситуация на рисунке В.

Выручка ВОЗРАСТАЕТ

 

 

потому что объем спроса вырос больше, чем упала цена. То, В КАКОЙ МЕРЕ объем спроса на рынке возрастает при данном снижении цены, или СОКРАЩАЕТСЯ при данном повышении цены, говорит о степени ЭЛАСТИЧНОСТИ СПРОСА в зависимости от цены. Коэффициент эластичности спроса в зависимости от цены обозначим как ОТНОШЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ СПРОСА К ВЫЗВАВШЕМУ ЕГО ИЗМЕНЕНИЮ ЦЕНЫ:

 

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов меняется размер спроса на товар в результате изменения его цены на 1 процент. Когда снижение цены в точности компенсируется соответствующим ростом спроса, и поэтому ОБЩАЯ ВЫРУЧКА остается НЕИЗМЕННОЙ, как на рисунке А,

 

 

Тогда мы говорим об ЕДИНИЧНОЙ эластичности спроса (ED = 1). Когда снижение цены вызывает меньший рост спроса, как на рисунке Б,

 

 

тогда спрос НЕЭЛАСТИЧЕН ED < 1

Когда снижение цены вызывает больший рост спроса, как на рисунке В,

 

 

мы говорим об ЭЛАСТИЧНОМ СПРОСЕ ED > 1

Коэффициент эластичности спроса по цене, как правило, является ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ величиной. Но в экономической теории принято пользоваться абсолютным значением этого показателя и не принимать во внимание знак «минус».

На СТЕПЕНЬ эластичности спроса влияет несколько факторов:

1 – наличие товаров-субститутов (взаимозаменяемых товаров),

2 – размер дохода потребителя,

3 – качество товара,

4 – удельный вес товара в бюджете потребителя,

5 – является ли товар предметом роскоши или предметом первой необходимости,

6 – ожидания потребителя.

Далее напомним, что спрос на данный товар зависит не только от его цены, но и от цен на другие товары.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-04-24; Просмотров: 503; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.214 сек.